Застенчивость: феноменология и особенности переживания

Темой моей выпускной бакалаврской работы было исследование застенчивости и соотнесение этого феномена с феноменами дефензивности и выученной беспомощности. Само исследование предварял обзор литературы по теме исследования, и по итогам этого обзора я смог прийти к выводу, что проявления или переживания застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности, имеют как сходства, так и различия. Однако, исходя из качеств, которые могут быть присущи людям, переживающим эти феномены, можно сказать, что их поведение в ситуациях может быть сходным и восприниматься сторонними наблюдателями как схожее.

Соответственно, ситуации, в которые попадают такие люди, тоже могут восприниматься схожими. Для проверки гипотезы о сходном восприятии протекания феноменов застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности было проведено исследование. Исследовательский материал представлял собой наглядные примеры реалистичных ситуаций, которые репрезентируют изучаемые феномены. По итогам исследования были сделаны выводы об особенностях восприятия изучаемых феноменов определенной возрастной группой студентов психологических ВУЗов. 

 

2.1 Характеристика выборки

В исследовании принимали участие студенты психологических вузов, учащиеся на факультетах психологического консультирования, социальной психологии, юридической психологии, клинической психологии. Всего в исследовании приняли участие 20 респондентов в возрасте 18-26 лет, респонденты обучаются на 1-4 курсах бакалавриата, специалитета, магистратуры. Все респонденты проявили интерес к исследованию и предложили свою помощь.

Среди респондентов мужчины – 9 человек, женщины – 11 человек.

2.2 Методики и методы исследования

В данном исследовании использовался метод полустуктурированного интервью. Респондентам предлагалось просмотреть последовательно 3 видеофрагмента и ответить на вопросы после просмотра каждого из них. После просмотра трех видеофрагментов и ответа на вопросы, респондентам задавались общие вопросы, направленные на обобщение полученной информации, полученной по просмотру респондентами трех видеофрагментов.

Инструкция: «Здравствуйте! Я провожу исследование по проблемам межличностного взаимодействия, моя задача – выяснить особенности некоторых ситуаций, то, как на них реагируют люди, оказавшиеся в них. Спасибо за проявленное желание поучаствовать в работе. Я предлагаю тебе посмотреть последовательно три видеоролика, показывающие разные ситуации из жизни разных людей, и ответить на вопросы после каждого из них и после просмотра всех. На это уйдет примерно 1-2 часа, между просмотрами можно делать перерывы. Также я предоставлю пишущие принадлежности и бумагу, на которой ты сможешь фиксировать, по желанию, все важные с твоей точки зрения моменты видеофрагментов».

Видеофрагменты репрезентировали ситуации, в которых персонажи (герои видеофрагментов) переживали феномены застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности. Детальное описание ситуаций, показанных респондентам, можно найти в приложениях (приложение 3). На наш взгляд, ситуации являются примерами жизненных ситуаций, во время которых могут проявляться изучаемые нами феномены. Приведем несколько причин, по которым ситуации в видеофрагментах признаны нами подходящими для исследования:

Видеофрагмент №1, репрезентирующий феномен застенчивости, содержит в себе ситуацию из повседневной жизни обычного, ничем не выделяющегося школьника. Конкретно – первый день в новой школе, что сопряжено со знакомством с новыми людьми, столкновением с новыми вызовами и трудностями. Главный герой обнаруживает черты, присущие, исходя из рассмотренной литературы, застенчивому человеку – желание быть как все, стремление к признанию, невысокую уверенность в собственных возможностях и боязнь опозориться. Эти, а также другие черты главного героя оказывают влияние на его совладение с ситуацией, на взаимодействие с другими людьми – одноклассниками и учителями.

Видеофрагмент №2, репрезентирующий феномен дефензивности, содержит в себе ситуацию, которая может возникнуть у любых мужчин и женщин – свидание. Герои видеофрагмента, которые мало знают друг о друге и имеют малый опыт в романтических отношениях, пытаются добиться своих целей, при этом не показывать партнеру своих слабых сторон и выставлять напоказ свои преимущества, настоящие и не настоящие. Главные герои обнаруживают черты, присущие замкнутым, робким, ранимым, нерешительным людям, которые склонны уйти от проблемы, «закрыться». Эти черты героев оказывают влияние на их взаимодействие друг с другом, с другими людьми а так же с элементами обстановки кафе, в котором происходит свидание.

Видеофрагмент №3, репрезентирующий феномен выученной беспомощности, содержит в себе ситуации, происходящие в течение одного дня у среднестатистического жителя маленького города. Герой ведет уединенный образ жизни, имеет мало друзей, однако охотно помогает другим людям и идет им на встречу. Ситуации происходят на рабочем месте героя, в месте массового скопления людей и дома, «безопасной зоне» для героя. Соответственно места, где находится герой, меняется его поведение в ситуациях межличностного взаимодействия. Главный герой обнаруживает черты, присущие беспомощным, бессильным людям, которым присуща подавленность, пассивность, смирение. Эти характеристики героя оказывают влияние на взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях на протяжении всего видеофрагмента.

Материалы для исследования были выбраны исходя из данных, полученных при исследованиях различных авторов, из нескольких трудов зарубежных и отечественных исследователей. Соотнеся выделенные ими особенности изучаемых нами феноменов, был составлен примерный план возможной ситуации, которая могла бы репрезентировать изучаемый феномен. После этого был проведен поиск по работам отечественных и зарубежных режиссеров фильмов, по итогам которого были выбраны работы, в разных частях которых были представлены ситуации, которые мы посчитали близкими с планом ситуации для каждого феномена. Следующим шагом была подготовка материала для представления отредактированных частей фильмов – видеофрагментов – респондентам. После чего был составлен план интервью и началась исследовательская работа.

2.3 Процедура и ход исследования

         Эксперимент проводился в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Для респондента создались необходимые условия, удалились факторы, которые могли помешать исследованию. Исследование проводилось очно, с использованием оборудования (список в приложении).

Эксперимент делится на 4 части, каждая часть была обязательной для прохождения респондентом и длится, в зависимости от ответов респондента от 25-35 минут (10-15 минут для 4 части).

1 часть: представление респонденту видеофрагмента №1, респондент смотрит его от начала и до конца, в ходе просмотра респондент может фиксировать любые значимые для него моменты видеофрагмента, свои мысли, переживания, эмоции. После того, как респондент завершил просмотр видеофрагмента, экспериментатор уточняет готовность ответить на вопросы по просмотру видеофрагмента, ответы обязательны для всех вопросов. Ответы на вопросы не имеют ограничения по времени и продолжаются в зависимости от ответов респондента, при ответе на вопросы респондент может пользоваться сделанными записями. После того, как были получены ответы на все вопросы, респонденту предлагается сделать перерыв или же, если респонденту не нужен перерыв, предлагается перейти ко второй части исследования.

2 часть: представление респонденту видеофрагмента №2, респондент смотрит его от начала и до конца, в ходе просмотра респондент может фиксировать любые значимые для него моменты видеофрагмента, свои мысли, переживания, эмоции. После того, как респондент завершил просмотр видеофрагмента, экспериментатор уточняет готовность ответить на вопросы по просмотру видеофрагмента, ответы обязательны для всех вопросов. Ответы на вопросы не имеют ограничения по времени и продолжаются в зависимости от ответов респондента, при ответе на вопросы респондент может пользоваться сделанными записями. После того, как были получены ответы на все вопросы, респонденту предлагается сделать перерыв или же, если респонденту не нужен перерыв, предлагается перейти к третьей части исследования.

3 часть: представление респонденту видеофрагмента №3, респондент смотрит его от начала и до конца, в ходе просмотра респондент может фиксировать любые значимые для него моменты видеофрагмента, свои мысли, переживания, эмоции. После того, как респондент завершил просмотр видеофрагмента, экспериментатор уточняет готовность ответить на вопросы по просмотру видеофрагмента, ответы обязательны для всех вопросов. Ответы на вопросы не имеют ограничения по времени и продолжаются в зависимости от ответов респондента, при ответе на вопросы респондент может пользоваться сделанными записями. После того, как были получены ответы на все вопросы, респонденту предлагается сделать перерыв или же, если респонденту не нужен перерыв, предлагается перейти к четвертой части исследования.

4 часть: после просмотра видеофрагментов и ответа на все вопросы в частях 1-3, респонденту предлагается ответить на вопросы, охватывающие просмотр всех роликов. Ответы на вопросы не ограничены по времени, ответы обязательны для всех вопросов, при ответе на вопросы респондент может пользоваться сделанными записями. После того как были получены ответы на все вопросы, респонденту предлагается дать обратную связь по прохождении исследования.

После завершению всех частей исследования проводится расшифровка полученных от респондентов интервью и анализ результатов, подведение итогов исследования.

2.4 Описание результатов

По итогам исследования были получены данные от 20 респондентов, данные были расшифрованы, проанализированы, были составлены выводы, которые представлены в параграфе 2.5 и в заключении. При прохождении исследования респондентами были последовательно просмотрены три видеофрагмента, после просмотра каждого из них, респонденты ответили на вопросы. После просмотра видеофрагментов и ответа на вопросы (прохождения частей 1-3 исследования), респонденты ответили на вопросы 4 части исследования, по прохождению всех частей исследования была получена обратная связь от респондентов, содержащая критические оценки процедуры, содержания исследования, а также отзыв о теме исследования. Нижеследующие цитаты респондентов можно найти в приложении 2, где собраны интервью респондентов.

Данные, полученные из интервью респондентов, позволяют говорить о том, что видеофрагменты были восприняты респондентами неоднозначно. Каждый видеоролик, иллюстрируемая им ситуация, герои этой ситуации, их способы взаимодействия друг с другом и окружающей обстановкой, были оценены большинством респондентов как реалистичные. Однако есть различия в оценках реалистичности разных видеофрагментов и происходящих в нем ситуаций. Наиболее реалистичными были признаны ролики под номерами 1 и 3, ролик номер 2 респонденты чаще всего считали «маловероятным», ситуации в нем «гиперболизированными», часто описывали героев ролика как «хороших актеров».

Видеофрагменты вызвали у респондентов смешанные эмоции и чувства – к видеофрагментам номер 1 и 3 и показанным в нем героям и ситуациям, респонденты чаще всего испытывали страх, сочувствие, стыд, грусть. К видеофрагменту номер 2 респонденты испытывали сожаление, стыд, радость, ситуации и герои видеофрагмента казались им смешными, неуклюжими, непутевыми.

По итогам расшифровки интервью, стало известно, что героям ситуаций, происходивших в роликах, сопереживали, испытывали сочувствие большинство респондентов обоих полов. Соответственно, меньшее количество не сопереживали героям, зачастую это аргументировалось тем, что герои «нереальны», ситуация и действия героев «гиперболизированны».

При даче советов героям, как преодолеть свои трудности и изменить свое поведение, большинство респондентов мужского и женского пола опираются на опыт. Чаще всего это опыт из школьной, ранней студенческой жизни знакомых, друзей, близких людей респондентов. Помимо не своего опыта, респонденты зачастую приводят собственный опыт переживания ситуаций, сходных с ситуациями из роликов.

Большинство респондентов на вопрос о том, как может отразиться ситуация, в которую попадали герои видеофрагментов, на жизнь героев, большинство респондентов ответили, что ценность безусловно есть. Однако респонденты подчеркивали необходимость некоторого анализа опыта, рефлексии его героями, если опыт не будет проанализирован, то поведение героев в похожих ситуациях не изменится.

Также, респонденты отметили, что ситуации происходят не в России, а в другой стране. Причем ситуации и поведение героев не было оценено «характерным» для страны, в которой происходят действия видеоролика, что может говорить о том, что ситуации воспринимаются респондентами как реалистичные и для российской действительности.

Большинство респондентов, отмечая возраст героев видеороликов, говорили о том, что возраст может быть помехой для изменения поведения героев, что может говорить о том, что чем моложе герой видеоролика, который попадает в ситуацию, то тем больше у него шансов сделать необходимые выводы по итогам ситуации и изменить свое поведение.

Если говорить об изменении поведения героев в ситуациях, то большинство респондентов, которые признали возможность подобных изменений у героев видеороликов, говорят о том, что изменения возможны лишь при содействии других людей, которые будут близки героям видеороликов – друзей, родных, близких. Напротив, меньшинство респондентов признали, что герои способны самостоятельно перестроить свое поведение для более успешного выхода из подобных ситуаций в будущем.

Краткие итоги проведенного исследования, а также данные, полученные в ходе исследования представлены в таблице 1. «+» обозначает отношение большинства респондентов к предложенному критерию, «-» обозначает отношение меньшинства респондентов к предложенному критерию. Также в таблице приведены примеры высказываний респондентов по выбранному критерию оценки.

Таблица №1: итоги исследования

Критерий

Видеофрагмент 1

(застенчивость)

Видеофрагмент 2 (дефензивность)

Видеофрагмент 3

(В.беспомощность)

Сочувствие к героям

+

(«сочувствую этому парню, нелегко ему; он в ложной ситуации, сочувствую»)

 

-

(«да нет, ребята, вы сами виноваты; ну они просто смешны, не понимаю их»)

 

-

(«нет сочувствие к этому человеку у меня нет»)

 

Ориентировка на опыт при даче советов

+

(«у меня был примерно похожий случай; мне знакомый рассказывал о таком человеке»)

 

+

(«ну, тут рядовая ситуация, припоминаю, и у меня было похожее; это прямо как мои дядя с тетей»)

 

+

(«да, рассказывали мне о таком человеке; похож на моего школьного друга»)

 

Признана ценность опыта

+

(«эта ситуация ему пригодится, если не забудется конечно; если сделает выводы, безусловно пригодится»)

 

-

(«скорее они все забудут, как страшный сон; не самое приятное воспоминание, они постараются это забыть»)

 

-

(«с трудом, но он может измениться, если не забудет уроков жизни; он таким навсегда останется»)

 

Связь ситуации с возрастом героя

+

(«молодой парень, если постарается, все у него будет хорошо; у него еще много времени, чтобы измениться»)

 

+

(«взрослые люди, а так себя ведут; да они вряд ли изменятся, уже не школьники»)

 

+

(«он уже долго такой, не уверен, что сможет преодолеть себя; у него возраст такой, слишком многое уже не изменится»)

 

Возможность изменения поведения

+

(«да у него все получится, точно; он сможет измениться»)

 

- и + (50/50)

(«ну, наверняка они что-то да и изменят; сильно им придется постараться, но на вряд ли»)

 

-

(«да не изменится он, точно; скорее всего не сможет он поменяться»)

 

 

Герой может измениться сам

+

(«если сможет все сам осознать, то сам все сделает правильно; у него все есть, осталось только использовать ресурсы»)

 

-

(« им точно нужна помощь, они сами не знают, что делают; да помогите им кто-нибудь!»)

 

-

(«его нужно окружить теплом, сам он не выберется; его нужно спасать из этого болота, завяз парень»)

 

Герою необходима поддержка других людей

+

(«не помешает завести друзей, они ему нужны; он одинок, и ему трудно без других»)

 

+

(«они точно одиноки, им никто не дает советов; им кто-то должен сказать, что так не делают»)

 

+

(«его нужно окружить теплом, сам он не выберется; его нужно спасать из этого болота, завяз парень»)

 

 

2.5 Анализ результатов

По итогам исследования были получены интервью от 20 респондентов, средняя продолжительность интервью составила 1.5 часа, были получены исчерпывающие ответы на вопросы интервью. Респонденты, при просмотре видеофрагментов и при ответах на вопросы, не пользовались записями, либо их не делали вообще. Видеофрагменты были оценены респондентами неоднозначно – большинство респондентов увидели связь между тремя роликами, эта связь выражалась в некотором сходстве ситуаций, в которые попадали герои видеофрагментов. Также сходным показались поведение и переживания героев в этих ситуациях.

Однако насколько похожими не были эти видеофрагменты, респонденты смогли найти в них не только различия, но и сходства. Для систематизации результатов исследования и подготовки выводов, был использован метод контент-анализа. При использовании выбранного метода анализа было необходимо подготовить признаки, по которым можно было бы провести сравнение исследуемых феноменов. Полученные результаты сравнения представлены в таблице №3.

Первый признак, по которому оценивалось восприятие респондентами ситуаций – это эмоции, чувства героев в репрезентируемых ситуациях.  К героям видеофрагментов, ситуациям и к видеофрагментам в целом, у респондентов были примерно сходные чувства. Нужно отметить, что герои ситуаций, по мнению респондентов, испытывали специфические переживания, в зависимости от ситуации и репрезентируемого феномена. 

Отличием также считался возраст главных героев, в каждом видеофрагменте были герои разного возраста, и это было отмечено респондентами. Кроме того, с возрастом героя респонденты связывают и успешность или не успешность изменения поведения, исходя из анализа пережитой ситуации. И это – второй признак, по которому можно проводить сравнение.

Третий признак, по которому проводится сравнение – это позиция респондента по отношению к героям ситуаций. Респондент может встать в позицию эксперта или помощника при оценке видеофрагмента, это тоже становится показателем отношения к ситуации и героям, их поведению.  В своем отношении к героям, их поведению в ситуациях, к самим ситуациям, респонденты могли попробовать сами пережить эти ситуации. И поучаствовать в них как бы со стороны героев видеофрагментов, их друзей, знакомых или со стороны эксперта, оценивающего критично поведение героя, дающего ему советы, но не поддерживающего его в ситуации, не старающемуся понять его переживания. В таблице №2 отражен выбор позиции респондентов при описывании видеофрагментов, «+» обозначает отношение большинства респондентов к предложенному критерию, «-» обозначает отношение меньшинства респондентов к предложенному критерию. Также приведены примеры высказываний респондентов по критерию:

 

Таблица №2: занимаемая респондентами позиция при оценивании ситуации.

Позиция

Видеофрагмент 1 (З)

Видеофрагмент 2

(Д)

Видеофрагмент 3

(В.Б)

Сочувствующая, поддерживающая позиция

+

(«сочувствую этому парню, нелегко ему; он в ложной ситуации, сочувствую»)

 

-

(«да нет, ребята, вы сами виноваты; ну они просто смешны, не понимаю их»)

 

-

(«так люди не делают, нормальные – точно; ну просто смех какой-то, как он так придумал»)

 

Экспертная, отстранённая позиция

-

(«я здорово его понимаю, как будто сижу с ним рядом; у меня был знакомый такой же»)

 

+

(«ну кто так на свидании делает?; со стороны они точно странно смотрятся»)

 

+

(«да это очень странно смотрится; не просто его семье с ним приходится»)

 

 

Из таблицы можно заключить, что в ситуациях застенчивости респонденты склонны занимать поддерживающую позицию, сочувствовать герою, воспринимать его проблемы и решения как свои. Напротив, в ситуациях дефензивности и выученной беспомощности респонденты чаще стараются не проникаться эмоциями и переживаниями героев, а как-бы находиться над ними, оценивать их со стороны, не признавая своего отношения к героям и происходящим ситуациям – т.е. занимать отстранённую, экспертную позицию.

Четвертый признак, по которому можно сравнить восприятие ситуаций респондентами, это – возможность/невозможность справиться с ситуацией в одиночку. Судя по данным, представленным в таблице №1, можно сказать, что пережив ситуацию застенчивости, герой может измениться сам, без посторонней помощи, по мнению респондентов. Напротив, в ситуациях дефензивности и выученной беспомощности герою необходима поддержка других людей. Приняв во внимание то, что респонденты воспринимают выход из ситуации возможным только благодаря помощи других людей, можно говорить о том, что таким образом снимается ответственность с героя видеофрагмента. И здесь можно привести цитату из интервью (респондент Сергей):

«Ведь, если я сам не могу повлиять на ситуацию и измениться, то мне не стоит вновь пытаться и биться об лед – нужно попросить помощи у кого-то другого, кто это уже проходил, кто может мне помочь измениться».

Рассматривая сходства и различия со стороны характеристики ситуаций, можно сказать, что изучаемые феномены могут быть вызваны жизненными ситуациями, которые происходят в жизни людей разного возраста и социального положения. Если же говорить об отношении респондентов к героям роликов, то можно сказать, что к героям видеофрагментов репрезентирующих разные феномены, у респондентов были самые различные эмоции.

 Зачастую, респонденты относились к ситуациям как к точкам роста для героя – «если он переживает эту ситуацию и вынесет из нее определенные выводы и решения, то потом, его жизнь может ложиться совсем по-другому, может, даже и улучшится». Возможность извлечь выгоду из ситуации для героев, назвать ее «точкой роста» - это  пятый признак, по которому можно провести сравнение. В контексте этого признака рассматриваются ответы респондентов, которые содержат описание ситуации как  предоставляющих ресурсы для развития, «роста» героя. Важно отметить, что переживание ситуации без последующего анализа полученного опыта оценивается респондентами как бесполезность ситуации для героев.

Приводя пример различий между ситуациями, героями, можно привести несколько описаний респондентов видеофрагментов, репрезентирующих феномены застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности. В следующей таблице представлены описания респондентов по выделенным признакам, характерным для феноменов застенчивости, дефензивности, выученной беспомощности.

 

Таблица №3: выявленные различия в восприятии респондентами ситуаций. 

Признак

 

Застенчивость

 

Дефензивность

 

Выученная беспомощность

 

Эмоции, чувства героев ситуаций.

- неуверенность

- боязнь опозориться

- напряженность - скованность,

- сдержанность

 

 

- нерешительность - страх,

- робость

- рассеянность

- нерешительность

 

 

 

- беспомощность

- бессилие

- смирение

- неверие в возможность измениться

 

 

Влияние возраста героя на возможность изменения поведения.

Герою примерно 14-16 лет. Большинство респондентов считает, что герой способен справиться с ситуацией и измениться без чьей-то помощи.

 

Примеры: на уроках у него есть возможность проявить себя, познакомить себя с другими; нужно быть смелее и у него самого все получится; он в дальнейшем как-то реализуется себя за счет того, что он довольно умный парень.

Героям примерно 35-40 лет

Большинство респондентов считает, что герои не способны  справиться с ситуацией, им необходима помощь других людей. Возможность измениться - 50 на 50.

 

Примеры: ну они уже взрослые люди, думаю, в таком возрасте уже мало что изменится; если они в таком возрасте так себя ведут, то, наверное, и будут так себя вести дальше; я считаю, что это – их устоявшееся, сложившееся с годами поведение, оно почти не изменится.

Герою примерно 30 лет

Все респонденты отмечают невозможность изменения поведения героя. Для совладания с ситуацией ему необходима чужая помощь, респонденты оценивают возможность изменений как маловероятную. 

 

Примеры: он почти всегда таким был, я не думаю, что он сможет измениться; если что и изменится, то совсем немногое – он уже взрослый, проблемы глубокие; я думаю, он таким и останется.  

Позиция по отношению к героям

Большинство респондентов занимают по отношению к герою сочувствующую, поддерживающую позицию.

(«сочувствую этому парню, нелегко ему; он в ложной ситуации, сочувствую»)

Большинство респондентов занимают по отношению к героям отстраненную, экспертную позицию.

(«да нет, ребята, вы сами виноваты; ну они просто смешны, не понимаю их»)

Большинство респондентов занимают по отношению к героям отстраненную, экспертную позицию.

(«так люди не делают, нормальные – точно; ну просто смех какой-то, как он так придумал»)

Возможность/невозможность справиться с ситуацией в одиночку

Респонденты считают, что у героя есть возможность измениться, справиться с ситуацией в одиночку, без помощи других людей. Однако, если такая помощь имеет место быть, то эффективность изменений может повыситься

(«у него все есть, осталось только использовать ресурсы; он одинок, и ему трудно без других»)

Респонденты считают, что у героев почти нет шансов изменить свое поведение в одиночку, им рекомендуется прибегнуть к помощи друзей, близких.

(«они точно одиноки, им никто не дает советов; им кто-то должен сказать, что так не делают»)

Большинство респондентов считают, что герой не способен справиться с ситуацией в одиночку. Измениться он способен только с помощью других людей – близких, друзей.

(«его нужно окружить теплом, сам он не выберется; его нужно спасать из этого болота, завяз парень»)

Потенциал ситуации для развития героя

Ситуация определенно полезна для героя.

(«эта ситуация ему пригодится, если не забудется конечно; если сделает выводы, безусловно пригодится»)

Полезность ситуации для переживающих ее героев кажется респондентам незначительной.

(«не скажу, что им это пригодится, скорее нет; ну и что, на первом свидании не всегда все идет гладко»)

Полезность ситуации для героев практически не отмечается.

(«с трудом, но он может измениться, если не забудет уроков жизни; он таким навсегда останется»)

 

Помимо различий между ситуациями в видеофрагментах, респондентами также были отмечены и сходства между видеофрагментами – между ситуациями, героями и их поведением при столкновении с ситуациями, вызывающими проявление изучаемых феноменов. Однако подобные сходства затрагивают характеристики ситуаций и героев, которые не оказывают влияние на проявление изучаемых феноменов. Например, респонденты отметили, что видеофрагменты имеют сходства по месту действия ситуаций (конкретно – страна), также была отмечена схожесть в общем настроении от просмотра видеофрагментов – независимо от фрагмента, респондент, помимо других эмоций, испытывал грусть и тоску. Все респонденты отметили, что ситуации показывают сложности во взаимодействии между людьми.

 2.6 Выводы

По итогам анализа результатов исследования, можно сказать, что феномены застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности имеют как сходства, так и различия.

В ходе исследования были выявлены различия:

- в ситуациях застенчивости респонденты проявляют сочувствие к героям, в ситуациях дефензивности и выученной беспомощности респонденты не склонны сопереживать героям.

- ценность опыта героя ситуации признается респондентами только в ситуациях застенчивости, в ситуациях переживания дефензивности, выученной беспомощности ценность опыта оценивается как незначительная

- в ситуациях застенчивости респонденты считают, что герой способен своими силами изменить свое поведение, в случае феноменов дефензивности и выученной беспомощности ему все больше необходима помощь других людей.

- респонденты признают возможность изменений у героев лишь в ситуациях застенчивости, в случае дефензивности и выученной бесопомощности героям будет сложно измениться, вероятность этого оценивается как низкая.

В ходе исследования были выявлены сходства:

- при даче советов героям, переживающим изучаемые феномены, респонденты ориентировались на собственный или чужой опыт.

- по мнению респондентов, чем моложе герой, тем проще ему измениться в ситуациях застенчивости, в случае, если имеет место переживание дефензивности и выученной беспомощности, возраст героя также важен – взрослые герои имеют меньше шансов измениться.

Также были обнаружены сходства в оценке ситуаций, однако они лежали в области второстепенных свойств ситуации (например, пол героев, социальное положение, возраст).

Гипотеза исследования, гласившая, что при восприятии видеофрагментов, репрезентирующих феномены застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности, ситуации воспринимаются схожими, а отличия носят второстепенный характер и включают в себя особенности ситуаций, не подтвердилась.  На основе выбранных критериев для анализа ответов респондентов было выявлено больше значимых различий между наблюдаемыми феноменами, чем сходств между ними. Замеченные сходства относились к вторичным характеристикам ситуаций, которые не подпадали под значимые категории анализа (не отражали сходства между проявлениями изучаемых феноменов).

Однако гипотеза может быть уточнена на основе выбора другого критерия для анализа ответов респондентов. Большинство респондентов отметили, что представленные ситуации отражают реальные жизненные события, которые могут произойти в жизни человека. Поскольку ситуации, которые были предложены к просмотру респондентам, в большинстве случаев были оценены как взаимодействие между людьми (межличностное взаимодействие), то имеется возможность выделить критерий для сравнения, который бы отражал «триггер», который запускает механизмы изучаемых феноменов у героев видеофрагментов.

Судя по ответам респондентов, таким критерием может быть отношение окружения к поведению человека, то, как такое отношение воспринимается респондентами. Следует отметить, что под «окружением» понимаются другие люди, на мнение и действия которых ориентируется герой, находясь в ситуации. Для наглядного сравнения ситуаций по данному критерию вводится следующая таблица, в которой также приведены реплики респондентов по выбранному критерию:

Таблица №4: восприятие респондентами влияния общества на герою видеофрагмента.

Влияние общества

Видеофрагмент №1

Видеофрагмент №2

Видеофрагмент №3

Окружение влияет позитивно

-

 

50% респондентов отметили негативное влияние общества

 

(«Да он им просто не мешает, а только помогает! Этот парень должен был стать главным героем (о официанте); Здесь они не одни – вокруг них постоянно этот официант, который не дает им совершить еще больше ошибок, наставник прямо»)

-

 

Окружение влияет негативно

100% респондентов отметили негативное влияние общества

 

(«он не просто так беспокоится, если бы не было людей, которые его выводят из баланса, то он и не переживал бы так; единственный, кто ему помогает в школе – это учитель, остальные – даже сестра его предают, насмехаются над ним, подшучивают.

50% респондентов отметили негативное влияние общества

 

(«Официант их напрягает, своим присутствием например, постоянно около них крутится, назойливый немного; ну, им мешали – например, официант постоянно подходил, маячил перед ними. Мне бы тоже не понравилось, он еще и стыдил их»)

100% респондентов отметили негативное влияние общества

 

(«Его соседи, коллеги на работе, даже эта девушка – они как-то ему не по душе, скорее всего это происходит из-за их напористости, их стремления сказать герою «ты не так поступаешь!»; семья ему почти не помогает, а только мешает – такой подход нужно менять, жена брата слишком на него давит»)

 

 

Судя по данным, полученным в ходе анализа данных респондентов в рамках введенного критерия, можно сказать, что абсолютное большинство респондентов смогли назвать влияние окружения на героев ситуаций негативным. Причем «негативное влияние» описывается респондентами именно как одна из причин, по которой могут проявляться изучаемые нами феномены. Например, респондент Федор пишет: «люди вокруг героя всячески пытаются навязать ему свое мнение и свои правила, что может повлиять на его поведение. Он просто вынужден обращать внимание на мнение других людей» - о ситуации застенчивости. Или возьмем другой пример, респондент Михаил пишет: «данный герой не принимает никакой контакт от других людей. Он как будто говорит обществу, что он готов жить один и никто ему не нужен» - о ситуации выученной беспомощности.

Если обратиться к оценке респондентами видеофрагмента №2, репрезентирующего феномен дефензивности, то можно сделать вывод, что мнения разделились. Часть респондентов отметили положительную роль окружения в ситуациях, когда проявляется дефензивность. К примеру, респондент Мария пишет: «Официант оценивающий, он все понимает, как сверху летает как бог, помогает им» - второстепенный герой ролика, который указывает героям на их нерешительность, их ошибки, возможно, может подтолкнуть их к изменению своего поведения. Однако другая половина респондентов все-таки отмечают негативную роль общества в ситуациях дефензивности. Возможно, второстепенный герой видеофрагмента смог повлиять на ответы респондентов, однако это факт требует дополнительной проверки.

Исходя из анализа данных по введенному критерию, можно сделать вывод о том, что ситуации признаются респондентами схожими по восприятию роли общества в проявлении изучаемых феноменов. Гипотеза нашего исследования может быть скорректирована, если принимать во внимание этот результат, поскольку данный критерий сравнения, по нашему мнению, не является второстепенным и напрямую отражает восприятие респондентами особенностей протекания феноменов застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности.

Заключение

Проведенное исследование позволило раскрыть процесс переживания изучаемых феноменов через восприятие героев и ситуаций, которые репрезентируют феномены застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности. Исходя из полученных по итогам исследования данных, можно сказать, феномены воспринимаются респондентами как различные, имеющие характерные особенности, например, застенчивым героям охотнее сопереживают, опыт переживания дефензивности и выученной беспомощности не расценивается как полезный, застенчивому человеку проще справиться с ситуацией и измениться в одиночку, чем людям, переживающим дефензивность и выученную беспомощность. Респонденты также обнаружили сходства в ситуациях, однако эти сходства относились к второстепенным характеристикам ситуаций.

Гипотеза исследования о сходстве в восприятии трех изучаемых феноменов была опровергнута, изучаемые феномены воспринимаются респондентами как различные, имеют характерные особенности, позволяющие внешнему наблюдателю сделать вывод о том, что ситуации не могут называться схожими. Респонденты обнаружили различия между ситуациями, героями ситуаций по критериям эмоции, которые переживает герой ситуации, влияния возраста героя на успешность совладания с трудностями, занимаемой позиции по отношению к героям ситуаций, оценки ситуации с точки зрения потенциала для развития героя. 

Однако, гипотеза может быть уточнена (или введена новая гипотеза), исходя из выбора нового критерия для анализа полученных результатов. Большинство респондентов отметили негативную роль общества в ситуациях, с которыми сталкивался герой видеофрагмента. По данному критерию изучаемые феномены можно назвать схожими. Однако, для более подробного изучения сходств и различий феноменов застенчивости, дефензивности и выученной беспомощности на основе восприятия феноменов респондентами, необходимы дальнейшие исследования.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «А вы сами-то в такой ситуации были?...»
  • Мои ответы на вопросы журналиста о ситуации на рынке психологических услуг
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Ответы - здесь вы найдете проф. ответы на многие вопросы. Может и свои.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • «Если долго мучиться, то что-нибудь получится» или синдром выученной беспомощности
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Развод в ситуации подросших детей, после 7-10 лет совместной жизни.
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • 3 вопроса, которые вытаскивают меня из любой неприятной ситуации.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если вы не волнуетесь, то видимо вы не понимаете ситуации
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Почему нужно быть спокойным в сложной ситуации?
  • На все ли вопросы можно найти ответы?
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • Депрессия как феномен выученной беспомощности
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Синдром выученной беспомощности. Выход Есть
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь