|
СМС мышление...Автор статьи: Илья Мартысюк
«СМС мышление» Не помню где и когда я услышал или прочитал этот термин «СМС-мышление», но точно помню когда оно всплыло у меня в голове. Это случилось в тот момент, когда я обратил свое внимание на то, как мы общаемся с племянником по телефону и ВКонтакте. Очень часто наше с ним общение «в живую» сводится к коротким фразам, типа: Я: Как дела? П: Хорошо. Я: Что нового и интересного у тебя было на этой неделе? П: Не знаю. А у тебя? И дальше я рассказываю ему о своих событиях, истории, то что меня удивило или обрадовало за эту недели, а в ответ в итоге слышу: П: Классно. А я с другом гулял. Я: Классно, где вы гуляли, что делали, расскажешь? П: Во дворе. Я: Да, наверняка гулять куда интереснее чем сидеть дома. П: Да. Ну ладно, пока. А когда он пишет мне сообщения ВКонтакте, то они примерно такие: П: привет П: блин П: опять не успел Я: Привет. Что ты не успел сделать? П: ключ ввести П: в стим П: я хочу кс го П: лицензию И вот тогда-то я и подумал, о таком стиле общения у современных детей. Проводя коммуникативные группы для мальчиков (6-12 лет), я ни раз обращал внимание на то, что дети недавно пришедшие в тренинговую группу, разговаривают достаточно односложно и в основном в терминах хочу и должен. В современном мире 21 века, особенно в технологически развитых странах, таких как Китай, США, Англия, Германия, Россия и многих других уже никого не удивить человеком, едущим в метро, идущим по бульвару или сидящем на лавочке в парке с смартфоном или планшетом. Сегодня эти черные коробочки называют телефонами исключительно в силу привычки, ведь функция телефона далеко уже не главная и не самая важная. Сегодня смартфоны умеют играть музыку, показывать фильмы, фотографировать не хуже качественных «мыльниц», ищут информацию в интернете, позволяют читать книги, не перелистывая страницы, а также помогают в путешествии, навигации, поиске друзей, общении, бизнесе и многом другом. Кажется, как же можно отказаться от такого незаменимого помощника в жизни, при его величайшем вкладе и столь маленьких размерах. Гаджеты (смартфоны, планшеты) сегодня прочно укоренились в нашей жизни и жизнь без них представить достаточно сложно. Но, не смотря на все преимущества и возможности гаджетов, с их доступностью и легкостью получения информации, огромному количеству текстов книг и энциклопедий, они несут в себе и угрозу. Угрозу деградации мышления до СМСного уровня. Начиная разбираться в этом феномене, я пришел к выводу, что постоянная увлеченность гаджетами, желание уместить как можно больше информации в короткие сообщения, отправляемые в СМС, WhatsApp и прочих мессенджерах, в сочетании с достаточно неудобной клавиатурой в гаджетах приводит к тому, что мы и наши дети стараемся писать, как можно короче и по существу, что приводит к оскудению языка, а в последствии и процесса мышления. Это становится привычным стилем общения «в реале». Дети начинают общаться и думать такими же короткими фразами. А не так давно в СМС обиход были введены Смайлы Эмоджи, с помощью которых можно выражать разные чувства и переживания, не говоря ни слова. Можно выразить свою злость, не говоря при этому на что ты злишься и тем самым избежав контакта с чувствами дорогого и своими тоже. Этими смайлами в последнее время пестрят не только тексты личных сообщений, но и рекламные объявления и даже статьи, видимо с целью привлечения внимания и усилению эффекта WOW, от очередной грандиозной скидки. Когда интернет маркетинг начал развиваться семимильными шагами, было вложено немало средств в изучение концентрации внимания и движения глаз по страницам сайтов. Исследование доказало, что подавляющее большинство читают содержимое интернет страниц по шаблону, напоминающему латинскую букву F, не важно какие это сайты, будь то интернет магазин, новостной портал или поисковик. Люди начинают читать полностью текст, но затем, почувствовав, что они теряют время, перескакивают взглядом на середину текста, выискивая «ключевые» слова, необходимые им в данный момент и затем быстро переводят внимание на конец текста, с целью как бы получить итог, чем же там дело кончилось. Этими исследованиями пользуются современные интернет маркетологи, размещая яркие, рекламные тексты и баннеры, привлекающие внимание к верхней части страниц, в середине текста и внизу. А мы в итоге привыкаем к «сканирующему» чтению, которое так же способствует формированию «СМС мышления». Для привыкшего к такому стилю чтения и мыслящего подобным образом человека, а тем более ребенка, прочтение больших текстов, книг, написание рефератов, статей и сочинений становится крайне затруднительным и энергозатратным процессом. Нарушается восприятие информации, ослабевает память, рассеивается внимания, страдает усидчивость и работоспособность, снижается мотивация доводить начатые дела до конца, страдает воображение, осознание смыслов становится трудно достижимым. Так что же делать?!... Я понимаю, что полностью отказаться от гаджетов, в силу их безграничного удобства, практически невозможно, но ограничить своих детей, да иногда и себя тоже, во времени контакта с гаджетами, на мой взгляд, будет очень полезно. Родители, уделяйте чуть больше времени своим любимым детям, разговаривайте с ними, узнавайте, как они провели свой день, что им больше всего понравилось в этом дне, а что больше всего огорчило или расстроило. Детально и подробно рассказывайте о своих событиях, эмоционально окрашивайте рассказ! Тем самым, вы будете обучать ребенка не только полноценному осознанному мышлению, но и обратите внимание ребенка на истинные мотивы тех или иных поступков, на гамму и оттенки чувств и эмоций, что очень важно для развития эмоционального интеллекта, без которого социализация и адаптация в окружающем обществе крайне усложняется, что, в свою очередь, приводит к частым конфликтам, а порой и к изоляции. Читайте с детьми полноценные печатные книги, конечно учитывая возраст, уровень развития и интересы ребенка. Важно, чтобы это были именно печатные книги, так как тактильный контакт с бумагой тоже дает необходимые детскому мозгу стимулы. Можно использовать поочередное чтение. Одну страницу прочтите вы, а вторую пусть он прочтет вслух самостоятельно и так далее. Обсуждайте прочитанное. Делитесь переживаниями и размышлениями. Не поддавайтесь СМС фразам в реальном общении, переспрашивайте и уточняйте, что ребенок имел в виду. Но главное - старайтесь делать это не навязчиво, помогая ему. Избегайте менторского тона и властного доминирования в общении. Например, если вы давно все поняли, но ребенок не может сформулировать полноценную фразу, помогите ему сказав: «Мне кажется, ты хотел сказать ………………, правильно ли я понял?» и наверняка ребенок вам ответит «Да, я хотел ……………». Отражайте чувства детей вслух, «Мне кажется, ты сейчас злишься на меня/друга/…/учительницу потому, что …..», это тоже поможет обратить внимание ребенка на его чувства относительно конкретного момента, в противовес «чувству вообще», не связанному с событием. Что весьма способствует профилактике расщепленности эмоционально-чувственной и когнитивной сфер ребенка. Об этих методах общения с детьми, очень легко и понятно пишет Юлия Борисовна Гиппенрейтер, в книге «Общаться с ребёнком как». Я настоятельно советую ее прочесть всем родителям не зависимо от того как вы общаетесь и насколько понимаете своего ребенка. Ну и в заключении, хочет сказать спасибо тем, кто действительно прочитал эту статью от начала до конца, не «сканируя» текст на предмет значимых слов. Хотелось бы развернуть свои мысли еще больше, но боюсь в таком случае статьей не обойтись - придётся писать книгу об этом, что возможно когда-нибудь и случиться, поскольку данная тема неисчерпаема. А пока, спасибо Вам, за то, что еще не все потеряно…?... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|