|
(Не)послушный ребенокАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
1. ЧТО ТАКОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ? Нередко мы слышим от родителей, что они называют своих детей непослушными. И говорят о каких-то мифических послушных детях, которых они видели где-то и когда-то. Или рассказывают о себе в детстве, уточняя, что они всегда слушались собственных родителей. Очень часто родители обращаются к психологу потому, что их ребенок непослушный. Родители жалуются, что ребенок не хочет есть, спать, гулять, убирать игрушки и т.д. Попросту говоря, родители жалуются, что ребенок не делает того, что ему говорят родители. Начиная говорить о непослушании детей, давайте сначала определимся с терминами. Что такое непослушание? Кто такое непослушный ребенок? А послушный ребенок что из себя представляет? Толковый словарь Ушакова так обозначает непослушание. «Непослушание – это нежелание повиноваться кому-нибудь, слушаться кого-нибудь». Получается, что непослушный ребенок – это тот ребенок, который хочет иметь собственные потребности и желания и реализовывать их. То есть, ребенок хочет чувствовать себя отдельным человеком. Он хочет прислушиваться к себе, сам принимать решения, а не полностью зависеть от родителей. А теперь давайте посмотрим, что родители называют непослушанием. Вот ребенок. Лет, скажем трех. На завтрак мама ставит перед ним тарелку каши. А ребенок ест плохо. Съедает всего несколько ложек. Мама сердится и кормит малыша сама. Потом мама и малыш собираются гулять, а ребенок почему-то садится играть в игрушки. И снова мама сердится. Потом малыш не хочет уходить с прогулки, спать и так до бесконечности. В чем же дело. Что значит послушание? Чего хочет мама и чего хочет ребенок? В нашем примере мама хочет, чтобы ребенок ее слушался, т.е., чтобы он строго выполнял то, чего хочет мама. А что с ребенком? Он уже достаточно большой, чтобы протестовать, что, собственно, он и делает. А теперь попробует охарактеризовать очень послушного ребенка. Он делает все, что сказала ему мама. Он отвлекается от интересного занятия и бросает его, если мама зовет его читать (гулять, обедать, спать). Он ждет указаний от родителей и сам не проявляет инициативы. Нравится вам такое описание? Непослушание ребенка – это зачатки воли. Воля – способность человека принимать решения и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Если ребенок будет всегда делать только то, что ему говорят ему родители, он не научится сам принимать решения, не научится их реализовывать в жизнь. Получается, что непослушание хоть и не очень приятно для родителей, но оно совершенно необходимо для развития ребенка.
2. ПЕРВОЕ «НЕПОСЛУШАНИЕ» Впервые родители сталкиваются с непослушание детей примерно через два-три месяца после достижения ребенком одного года. В чем же проявляется первое непослушание? Примерно до одного года ребенка достаточно легко отвлечь от нежелаемого объекта. Например, если ребенок тянется к бабушкиной брошке, то нередко достаточно предложить ему яркую игрушку или показать что-то новое и проблема будет решена. Ребенок отвлечется на новый объект. Родители, конечно же, привыкают использовать прием переключения внимания и когда этот прием перестает действовать, а происходит это примерно в 1 г. или месяцем-двумя позднее, родители испытывают досаду. Им начинает казаться, что ситуация перестает быть под контролем: ребенок не слушается родителей. До этого переломного момента родители могли достаточно легко и эффективно управлять поведением ребенка. Что же происходит с ребенком? Действительно ли он становится упрямым, своенравным и капризным? Или есть какие-то причины изменения его поведения? И, самое интересное, почему практически все дети проявляют описанное поведение именно в этом возрасте? Причины, действительно, есть. Ребенок развивается. Среди прочих психических процессов развивается и такие психические процесс как память, представление, мышление. До этого малыш легко переключался на новый объект потому, что он просто забывал о той игрушке, от которой его отвлекли. Раньше ребенок жил только в ситуации «здесь и сейчас». Теперь же ребенок находится на новом этапе развития. Он уже способен помнить о том предмете, который убран из его поля зрения и, естественно, ребенок продолжает хотеть этот предмет получить. Следовательно, существенно перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с внешним миром и людьми, которые его окружают. У ребенка появляются собственные цели, мотивация. Родитель уже не может, как прежде, легко управлять поведением ребенка. Становится ли ребенок непослушным? Нет, он становится личностью. А родители начинают искать новые стратегии управления ребенком, применяют новые способы переключения внимания. Один из родительских приемов – это использование нелогичного вербального объяснения. Так, родитель, забрав из рук ребенка, например, свой телефон, говорит: «Птичка унесла!» и при этом одновременно убирает телефон в карман. Что происходит с ребенком? сначала ребенок искренне верит словам родителей. Но уже через некоторое время ребенок начинает усваивать связи между предметами, начинает осознавать, каким образом устроен мир. А когда слова и действия родителей противоречат друг другу (родители говорят, что птичка унесла телефон, но при этом они сами его спрятали в карман на глазах ребенка), то ребенок находится в недоумении. Естественно, через некоторое время ребенок видит, что телефон снова в руках у родителей. И тогда у ребенка появляются основания не доверять словам родителей. Родители, таким образом, сами закладывают основы недоверия. Ребенок, который не доверяет словам родителей, будет искать доказательства собственной правоты. Он не забудет о том, что «унесла птичка», он будет пытаться понять, куда делся предмет, который от него спрятали. Неэффективность приема достаточно очевидна. Убедившись, что такие приемы не работают, родители нередко начинают просто запрещать и ожидать от ребенка послушания, называя непослушным. Круг замыкается. (продолжение следует) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|