|
О большой встрече в пространстве маленькой песочницыАвтор статьи: Лилия Князева
О большой встрече в пространстве маленькой песочницы. Недавно попробовала соединить две техники – «Дом для любимой игрушки» и «Совместный рисунок» - в пространстве песочницы. На новизну не претендую. Уверена, что получившийся способ уже существует, но так как это мой новый опыт, то радость открытия вдохновила на описание консультации с применением этого варианта работы . Суть задания: мама с ребенком одновременно строят на территории песочницы свои миры. Деление территории обязательно. Затем каждый выбирает главного героя в своем мире и идет в гости, представив, что фигурка – путешественник-первооткрыватель. Можно без фигурки, просто представить себя маленьким, размером с фигурку и понаблюдать, что в другом мире интересно, что привлекательно, какие места вызывают опасения или тревогу. Где хочется побыть, а откуда уйти. Цель такой интервенции – перейти из плоскости описания ситуации в плоскость ее переживания, оценить характер взаимодействия, актуальную потребность для каждого участника, увидеть ресурс в себе и другом, найти точки соприкосновения в реконструкции отношений. Итак, мой опыт. Мама и дочь 14 лет. Обратились по инициативе матери, т.к. девочка нанесла себе порезы на предплечье из-за несчастной любви. Краткая история: два с половиной года назад умер папа девочки. Мама пришлось заботу о материальном состоянии семьи взять на себя. В семье есть младшая дочь, 6 лет. Мама много работает, устает, раздражается. В семье принято не рассказывать о трудностях, но принято подменять проявление эмоций страдания раздражением (мамина установка). Мама – активная, быстрая, громкая, деятельная. Дочь – тихая, медлительная, пассивная, чувствительная. В вербальном триалоге у мамы часто не хватало терпения дослушать дочь (хотя главная мамина жалоба при обращении была «она мне ничего не говорит»), а у дочери не хватало смелости быть активней («боюсь маминой реакции»). Встреча была предположительно единственной, поэтому выбор пал на работу в песочнице в вышеизложенном виде. Надо сказать, к предложению мама отнеслась слегка скептически. В итоге, спустя 20 минут активной (!) работы представлены два мира. У дочери: в углу фигурки семьи – мама, два младенца и папа в машине. Фигурки смотрят в сторону папы. Домашние животные за забором. Среди деревьев водоем, в глубине которого тюлень, черепаха и акула. Много камней, рассыпанных по территории в виде дорожек. У мамы: в углу за высоким забором фигурки семьи: взрослая фея и две девочки. Рядом с забором одинокое дерево, остальную территорию по периметру заняли машины. Хаотично разбросаны камни на свободной территории. В обсуждении мама первой «идет» на территорию дочери. Описывая, берет фигурки, поднимает, но ставит на место. Констатирует и интерпретирует увиденное: «Это мы. Это папа. Она по нему скучает. Это животные. Она очень любит природу.» Очень трудно маме понять и выразить свои чувства и переживания в мире дочери. Дочка вначале дублирует слова мамы, что все хорошо, но когда я интересуюсь фигуркой акулы, оказывается, что она хищная, может кусать жителей этого мира, и те чувствуют себя в опасности. При этих словах мама задумчиво говорит «Акула – это я». В путешествии на мамину территорию дочка чувствует себя неуютно: скорость, пустота, опасность. Приемлемое место – единственное дерево. Хочется к людям, но они за забором – туда не попасть. На вопрос о том, как это перекликается с жизнью, мама говорит, что так и есть. Жизненные проблемы вынуждают много двигаться. Свои переживания мама прячет, что вынуждает девочку прятать и свои, «чтоб мама не расстраивалась (или не раздражалась?) еще больше». Видимо, заморозив свое горе утраты, мама вынужденно становится «родителем за стеклом», и дочка полностью лишается эмоциональной поддержки. В процессе обсуждения у мамы возникло спонтанное желание что-то изменить. С энтузиазмом она убрала забор, отгораживающий человеческие фигурки. Убрала с территории камни и добавила зелени. Дочка убрала фигурку акулы, забор перед домашними животными. Фигурку мамы развернула к детям, а папину фигурку отставила чуть в сторону. Убрала часть камней. О чувствах после проведенных изменений: Дочь – свобода, радость. Мама – свобода, сожаление, надежда. О важном в консультации: Дочь: хочу поговорить с мамой. Мама: важно было пообщаться с дочкой, у нас так впервые. Я не переходила на символический уровень работы. Скорей, это было использование песочницы в гештальт-подходе с осознаванием переживаний в здесь-и-сейчас и применением техники челнока. Для меня именно в этом была новизна. Конечно, можно было бы интерпретировать символическое значение фигур, их расположение на песочном поле и т.д. Думаю, у этого варианта работы есть еще масса возможностей. Хотела бы услышать ваше мнение, коллеги.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|