О большой встрече в пространстве маленькой песочницы

Автор статьи: Лилия Князева

О большой встрече в пространстве маленькой песочницы.

Недавно попробовала соединить  две техники – «Дом для любимой игрушки» и «Совместный рисунок» - в пространстве песочницы. На новизну не претендую. Уверена, что получившийся способ  уже существует, но так как это мой новый опыт, то радость открытия вдохновила на описание консультации с применением этого варианта работы .

Суть задания: мама с ребенком  одновременно строят на территории песочницы свои миры. Деление территории обязательно. Затем каждый выбирает главного героя в своем мире и идет в гости, представив, что фигурка – путешественник-первооткрыватель. Можно без фигурки, просто представить себя маленьким, размером с фигурку и понаблюдать, что в другом мире интересно, что привлекательно, какие места вызывают опасения или тревогу. Где хочется побыть, а откуда уйти.

Цель такой интервенции – перейти из плоскости описания ситуации в плоскость ее переживания, оценить характер взаимодействия, актуальную потребность для каждого участника, увидеть ресурс в себе и другом, найти точки соприкосновения в реконструкции отношений.

Итак, мой опыт.

Мама и дочь 14 лет. Обратились по инициативе матери, т.к. девочка нанесла себе порезы на предплечье из-за несчастной любви.

Краткая история: два с половиной года назад умер папа девочки. Мама пришлось заботу о материальном состоянии семьи взять на себя. В семье есть младшая дочь, 6 лет.

Мама много работает, устает, раздражается. В семье принято не рассказывать о трудностях, но принято подменять проявление эмоций страдания раздражением (мамина установка).

Мама – активная, быстрая, громкая, деятельная. Дочь – тихая, медлительная, пассивная, чувствительная.

В вербальном триалоге у мамы часто не хватало терпения дослушать дочь (хотя главная мамина жалоба при обращении была «она мне ничего не говорит»), а у дочери не хватало смелости быть активней («боюсь маминой реакции»). Встреча была предположительно единственной, поэтому выбор пал на работу в песочнице в вышеизложенном виде.

Надо сказать, к предложению мама отнеслась слегка скептически.

В итоге, спустя 20 минут активной (!) работы представлены два мира.

У дочери:  в углу фигурки семьи – мама, два младенца и папа в машине. Фигурки смотрят в сторону папы.  Домашние животные за забором. Среди деревьев водоем,  в глубине которого тюлень, черепаха  и акула. Много камней, рассыпанных по территории в виде дорожек.

У мамы: в углу за высоким забором фигурки семьи: взрослая фея и две девочки. Рядом с забором одинокое дерево, остальную территорию по периметру заняли машины. Хаотично разбросаны камни на свободной территории.

В обсуждении мама первой «идет» на территорию дочери. Описывая, берет фигурки, поднимает, но ставит на место. Констатирует и интерпретирует увиденное: «Это мы. Это папа. Она по нему скучает. Это животные. Она очень любит природу.» Очень трудно маме понять и выразить свои чувства и переживания в мире дочери. Дочка вначале дублирует слова мамы, что все хорошо, но когда я интересуюсь фигуркой акулы, оказывается, что она хищная, может кусать жителей этого мира, и те чувствуют себя в опасности. При этих словах мама задумчиво говорит «Акула – это я».

В путешествии на мамину территорию дочка чувствует себя неуютно: скорость, пустота, опасность. Приемлемое место – единственное дерево. Хочется к людям, но они за забором – туда не попасть.

На вопрос о том, как это перекликается с жизнью, мама говорит, что так и есть. Жизненные проблемы вынуждают много двигаться. Свои переживания мама прячет, что вынуждает девочку прятать и свои, «чтоб мама не расстраивалась  (или не раздражалась?) еще больше».

Видимо, заморозив свое горе утраты, мама вынужденно становится «родителем за стеклом», и дочка полностью лишается эмоциональной поддержки.

В процессе обсуждения у мамы возникло спонтанное желание что-то изменить. С энтузиазмом она убрала забор, отгораживающий человеческие фигурки. Убрала с территории камни и добавила зелени.

Дочка убрала фигурку акулы, забор перед домашними животными. Фигурку мамы развернула к детям, а папину фигурку отставила чуть  в сторону. Убрала часть камней.

О чувствах после проведенных изменений: Дочь – свобода, радость. Мама – свобода, сожаление, надежда.

О важном в консультации: Дочь: хочу поговорить с мамой. Мама: важно было пообщаться с дочкой, у нас так впервые.

Я не переходила на символический уровень работы. Скорей, это было использование песочницы в гештальт-подходе с осознаванием переживаний в здесь-и-сейчас и применением техники челнока.  Для меня именно в этом была новизна.

 Конечно, можно было бы интерпретировать символическое значение фигур, их расположение на песочном поле и т.д.  Думаю, у этого варианта работы есть еще масса возможностей.

Хотела бы услышать ваше мнение, коллеги.

 

 

 



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дочь мамы, мама дочери
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Мама, папа и дочь: любовный треугольник?
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Дочь, а ты не забыла, что у тебя есть мама
  • Взрослая дочь: когда мама всем недовольна
  • Когда мама и дочь поссорились до ножей
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Мама и дочь: когда увеличение дистанции сближает
  • Когда мама не пускает свою дочь на свидания
  • 6 вещей, которым мама может научить свою дочь
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мама рядом-мамы нет
  • Мама без мужчины и я буду: неразрешение себе быть счастливее мамы
  • Я больше не твоя мама, мама.
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Техника фототерапии «Мама и дочка»
  • Идеальная дочка - неидеальная мама
  • Варианты взаимоотношений Мама - дочка
  • Хочу быть успешным! А при чём здесь мама и папа?
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Умереть как мама для собственной мамы
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Мама, мама, я какашечку испек!
  • Стройная мама - здоровая мама!
  • Хорошая мама – плохая мама
  • плохая мама -хорошая мама
  • Когда мама не верит в успех взрослой дочери
  • Мама, папа, я. Взаимодействие в семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь