|
«Нестандартный» ребенок. Детские психологические дисгармонии или семейные проблемы?Автор статьи: Кузьмина Ася Анатольевна
Каждый ребенок – «нестандартный», то есть, не такой, как другие. Но часто, в слово «нестандартный», родители вкладывают не гордость, а тревогу (все дети как дети, а наш…). Говоря о нестандартности, родители обосновывают свои выводы тем, что сравнивают ребенка с «другими» (детьми). Парадокс в том, что в реальности «других» нет. Конечно, говоря так, родители предполагают некий «усредненный образ ребенка», с которым сравнивают своего. Но этот образ не «усредненного реального», а Идеального Ребенка. Т.е., представление родителя о том, каким должен быть ЕГО ребенок (и он, как родитель такого ребенка). Конечно, существует немало особенностей детского поведения, огорчающих родителей. Ниже, в статьях, я ограничусь размышлениями о таких особенностях как: «замкнутость/стеснительность» (тревожность) и «агрессивность» (импульсивность). Важно уточнить, что речь пойдет именно об особенностях поведения, а не о проявлении заболеваний (когда необходимо следовать рекомендациям специалистов, у которых наблюдается ребенок). В статьях - "«Нестандартный» ребенок. Замкнутость/застенчивость" и "«Нестандартный» ребенок. Агрессивность" изложены некоторые «сложности» поведения ребенка, когда его психологические дисгармонии акцентируют внимание на семейных проблемах. Если обращаться к началу статьи, то можно подумать – что хотят исправить родители? Возможно, черты реального ребенка, которые не совпадают с идеальными представлениями? Несомненно, родители покупая игрушки, выбирая сад, проводя досуг, ориентируются на некие свои мечты и идеалы. Но, если этот «образ семьи» вдруг разрушает живой и настоящий ребенок, то часто родители это расхождение воспринимают как «недостаток» (ребенка), который необходимо просто исправить. И исправляют: заставляют, поощряют, запрещают, приближают и приближают ребенка к своему образу. Поэтому первым вопросом для родителя, наверное, будет: «действительно ли с моим ребенком что то не так? или он не очень похож на того, кого бы я хотела видеть?». Поэтому, на мой взгляд, лучше понять своего ребенка и действовать на его стороне, чем «исправить» и «вылечить». Родители, не проявляющие понимания и принятия ребенка, транслируют ему информацию: «Ты плохой, неправильный. Ты не такой хороший, каким должен быть» (в моих мечтах). И ребенок получает опыт отвержения*. Дальше в зависимости от индивидуальных особенностей, одни дети замыкаются в себе (оборонительная позиция), другие пытаются напасть первыми (враждебная позиция, агрессия). Но об этом подробнее в статьях (расположенных ниже): "«Нестандартный» ребенок. Замкнутость/застенчивость" и "«Нестандартный» ребенок. Агрессивность". _________________ * Комментарий: смысл понятия "отверженного" в том, что человека (ребенка) изначально не принимают, отвергают (в сравнение - "покинутый", т.е. оказавшийся один, но до недавнего времени нужный и необходимый многим). Отвержение, как психотравма, связано с ощущаемой ребенком ущербностью, его «нетаковостью». Например, "комплекс сиротства", когда на первый план выходит ранимость, незащищенность, и как следствие, неспособность к близким отношениям в будущем (неумение контактировать с окружающими, уход от общения). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|