|
«Нестандартный» ребенок. Агрессивность.Автор статьи: Кузьмина Ася Анатольевна
Часто предполагается, что проявления агрессивности – признак дурного воспитания и избалованности. Поэтому, если агрессию пресекать, то никаких проблем не будет! Но приступы злобы, разрушительных желаний посещают и взрослых. Но они умеют (предположительно) осознавать и контролировать эти импульсы. Поэтому ребенка нужно не избавлять от негативных чувств, а научить узнавать их и не бояться их (управлять ими, не причиняя вреда ни себе, ни другим). Агрессивное поведение ребенка не обязательно проявляется в том, что ребенок дерется. Это может быть вербальная агрессия (крики, ругань), раздражение (вспыльчивость), косвенная агрессия (злые шутки). Многие родители при агрессии ребенка применяют наказание. То есть, реагируют на агрессию агрессией. Но этот подход показывает ребенку, что именно так и надо решать проблемы и это только усиливает его агрессивное поведение. Но цель должна быть противоположная – ослабить напряжение (и показать приемлемые формы взаимодействия). Например, если ребенок в игре со сверстниками ведет себя агрессивно, то выведите его из игры, без криков, шлепков и нотаций. Тогда ребенок убедиться – такой (агрессивный) способ взаимодействия со сверстниками не подходит, можно остаться в одиночестве. Что скрывается за поведением агрессивного ребенка? Чувство гнева, которое он не может выразить. А так же чувства незащищенности, тревоги, обиды, одиночества, которые вызывает гнев. Агрессивный ребенок не чувствует уверенности в собственном благополучии, не умеет разобраться в своих переживаниях. Он ощущает себя слабым и поэтому ищет способ усилить оборону. Агрессия для него как борьба за выживание. Он боится быть отверженным и «набирает» обороты, пытаясь добиться понимания (возможно раньше он пытался выражать себя более приемлемо, но потерпел в этом неудачу). То есть агрессия ребенка – это не то чувство, которое мучает ребенка. Это перенос чувств: испытывая дискомфорт, ребенок не знает как с ним справиться, избавиться от напряжения. Поэтому, возможно, родителям такого ребенка придется отказаться от своих стереотипов (например, что ребенок пытается досадить и напугать своим поведением) и дать возможность ребенку выплескивать (а не подавлять) свои эмоции (социально приемлемо). Способность справляться с агрессией связана с вербализацией – умением облекать чувства в слова. Взрослый может научить ребенка действовать при гневе "не прямолинейно": не руками (кулаками), а словами (не драться, а рассказать, что хочется драться, то есть осознать проблему и решить ее в конструктивном ключе). Нужно обсуждать с ребенком его телесные ощущения: сжимать кулаки, хмурить брови, стискивать зубы. Важно показать, что его гнев не страшен для вас, это не неуправляемое чудовище. Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с агрессивными детьми: Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью его понимания (его внутреннего мира, причин и следствий поступков, управляющих их ребенком). К сожалению, одной из важнейших причин детской агрессии является низкий уровень заинтересованности родителей в отношениях с детьми. Т.е., родители не способны (не мотивированы) правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся откликнуться на его проблемы (что вызывает протесты, обиды и конечно анрессию детей). В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|