|
Синдром приобретенной беспомощностиАвтор статьи: Семина Ирина Александровна
Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году в экспериментах с собаками. Заученная или приобретенная беспомощность — состояние человека/ животного, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет эту возможность. Появляется в результате нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды и характеризуется пассивностью, бездействием, несамостоятельностью, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее. У людей обычно сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в изменения и в собственные силы, подавленностью, депрессией и ускорением наступления смерти. Синдром приобретенной беспомощности возникает после серии негативных неконтролируемых человеком событий. Далее происходит — смирение, терпение боли и неустраивающих обстоятельств. Приобретенная беспомощность является благоприятной почвой для развития любого вида зависимостей, для личностной и социальной деградации личности, для появления хронических депрессий, иногда даже заглушая инстинкт самосохранения. Статистики выраженности приобретенной беспомощности в России и Мире пока не существует. Впрочем, достаточно просто осмотреться по сторонами, чтобы сделать неутешительные выводы. Присмотритесь к себе и Вашим близким, друзьям, возможно им давно требуется помощь… Пример 1: Девочка Маша ходит в первый класс с огромным интересом, в школе ей все нравится. Но неожиданно охота посещать образовательное учреждение улетучилась, и она не хочет делать уроки. Случайно родители узнают, что в классе появился новый учитель, он постоянно Маше ставит четверки и требует выполнять работу над ошибками. Сначала она видела эти ошибки и знала, как их исправить. Но новый педагог после прекрасно выполненной работы повторно все-равно поставил четверку, так как ошибка всё равно была допущена. Для ребёнка исчез смысл исправлять ошибки. Как бы хорошо она не работала над ошибками – все равно оценка не улучшается. Мотивация к учебе стремительно исчезает. Родителям, к счастью, удается убедить учителя поощрять ребенка, но интерес к школе восстанавливается очень медленно. Пример 2: Женщина из довольно обеспеченной семьи (у каждого из супругов свой бизнес) жалуется на уже 26-летнего сына Александра, что он ничего не желает делать. Чтобы помочь стать на ноги, отец передал собственную фирму с поставленным бизнесом сыну. Но сын не хочет работать! Он сидит дома, либо едет на машине проведывать своих дружков. Психолог предлагает изменить последствия от действий сына. Например, машину отдать тому, кто ведет дела в фирме. Вернуть машину Александру, если он займется делами фирмы и выплачивать зарплату в точном соответствии с рабочими часами, которые он там проведет. Если управление фирмой не даст нужных результатов – продать ее или забрать себе в управление. Интерес сына на ведение бизнеса через денежное стимулирование вырос. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|