Уже придумано множество принципов постановки целей, таких, как SMART, ВОДКИ, КИЛО и прочих. Все они нужны для того, чтоб помочь нам запомнить основные правила формулирования целей.
Предлагаю свою аббревиатуру правил постановки ПРИВОД. Она мне кажется более расширенной по сравнению с другими принципами, но не настолько, чтоб запутаться во всех этих тонкостях и правильностях.
ИТАК:
Позитивные и Подконтрольные
Результат-ориентированные цели (конкретный – «что именно?»)
Измеримые («сколько?»)
Важные и Вдохновляющие
Ограниченные по времени
Достижимые, но все-таки Дерзкие.
Позитивные и Подконтрольные цели
Позитивные – написанные без употребления частицы «НЕ». Неправильно – «Я больше не толстею». Правильно «Я снизила свой вес на… кг». И обязательно проверять на экологичность, чтоб достижение цели несло пользу всем, кого они касаются.
Подконтрольные цели – те, на которые вы можете повлиять сами. Неправильно ставить цель, чтоб ребенок хорошо учился или стал самостоятельным. Правильно: «Я помогаю ребенку лучше учиться». Неправильно – «Мой муж зарабатывает много денег». Правильно – «Я стимулирую мужа на зарабатывание денег». А еще удачнее «Я эффективно и незаметно стимулирую мужа на зарабатывание денег».
Неправильно "Мой муж дарит мне шубу". Правильнее - "Я приобретаю шубу". Если Вы все таки считаете, что именно муж должен Вам купить шубу, то можете записать так: "Я ношу подаренную мужем шубу". (Хотя одно из правил постановки целей говорит, чтоб Вы не указывали точный способ достижения цели. Вы можете сами заработать на шубу, Вам эту шубу могут подарить, может она Вам, например, достаться как выигрыш в лотерее или Вы приобретете ее на деньги, которые получили как наследство).
Результат - ориентированные цели
Если Вы не определились, что именно Вы получите в результате достижения Вашей цели, то как вы поймете, что Вы ее достигли? То есть, четко сформулируйте, что Вы хотите получить. Что это будет? Норковая шубка? Или автомобиль? Или то ощущение своей красоты и элегантности, когда Вы любуетесь, какая Вы красивая в этой шубке? Или все-таки не автомобиль, а ощущение драйва от скорости, когда Вы ведете свою крутую тачку? Потому что в противном случае, если реальным результатом в приобретении шубки будет не красота и элегантность, а просто комфорт и тепло, то, скорей всего, более подходящим окажется пуховичок, а если авомобиль Вам нужен для поездки на дачу по разбитой дороге, то вместо Порше Кайен, возможно, Вы удовольствуетесь ГАЗ Патриот.
Измеримые цели
В чем можно измерять Вашу цель? Материальное можно измерить в деньгах, в физических параметрах (размеры, цвет, модель, возраст). То есть, в примере с той же шубкой - "Шуба норковая (или песцовая, и мутоновая, или...), размер...., цвет ...., короткая (длинная), фасон ...., стоимостью .... тыс. руб". В нематериальных целях (увеличение позитива в жизни, например) - в десятибальной системе (чувствую себя на 10 баллов из 10) или в процентном соотношении. Также показателем измерения может служить периодичность события.Главное, чтоб Вы смогли измерить, что цель реально достигнута.
Важные и Вдохновляющие
Если цель не особенно важна или не очень-то вдохновляет, то как Вы думаете, каков шанс того, что Вы ее достигнете? При первой же крупной проблеме Ваш энтузиазм пропадет, и восстановить его будет ох как непросто. Поэтому записывайте свои цели так, чтоб Вы постоянно ощущали важность ее достижения именно для Вас. Подключайте эмоции, тогда вдохновление будет охватытывать Вас при одном перечитывании своих целей. Если Вам важна норковая шубка именно как показатель Вашего статуса и Вашего богатства - так и записывайте: "Я ношу норковую шубу как показатель своего статуса обеспеченной женщины".
Ограниченные по времени цели
Если Вы не установите точных сроков достижения Вашей цели, то такая цель является не целью, а просто желанием. Именно когда Вы ограничиваете исполнение своего желания к определенному времени, у Вас появляется конкретная цель, и можно уже формировать план достижения этой цели. То есть, продолжая разбирать пример с шубкой, записываем, например: "К декабрю 2012 годя я приобретаю себе норковую шубку"
Достижимые, но все-таки дерзкие цели
Чтоб жизнь не казалась пресной, ставьте себе цели такие, ради достижения которых Вам придется "подпрыгнуть", а не просто подойти и взять. Какой смысл женщине с месячным доходом 20 тыс. в месяц записывать себе целью приобретение пуховичка, когда она может себе их позволить покупать каждый месяц? А вот приобрести дорогую шубку уже сложновато, но вполне можно, если поднапрячься, поискать разные способы выполнения (это может быть как дополнительный доход, так и подарок от любимого человека), то есть, необходимо внести изменения в свою уже устоявшуюся жизнь, добавить азарта, драйва, тогда и жизнь покажется насыщенней. Но и ставить супер-грандиозные цели, как, например, за год заработать 10 миллионов рублей, когда получаешь 10 тысяч рублей в месяц - это слишком большой стресс, и слишком грандиозное изменение. Конечно, и таких целей можно достигать, но об этом в другой статье.
Итак, если собрать принцип ПРИВОД воедино в цели про шубку, получится примерно следующее: "В декабре 2012 года я приобрела норковую шубку ... размера, ..... цвета, фасон ...., за ... тыс. руб, и с удовольствием ношу ее как показатель своего статуса обеспеченной женщины".
Ну что,основные принципы усвоены, так что проверяйте формулировки Ваших целей, и вперед, к скорейшей их реализации!