|
Жить умом или чувствами?Автор статьи: Тарасенко Владимир Анатольевич
Эта тема будет полезна всем тем, кто идет по пути обретения целостности личности, что подразумевает гармонию разума, чувств и тела. В традициях нашей культуры и ментальности отделять разум от чувств и даже наказывать тело, в котором эти чувства, иногда воспринимаемые как греховные или запретные, возникают. Принято считать, что верховная власть разума неоспорима и незыблема. Будь по-иному, человек не смог существовать вообще, не смог бы реализовать себя, не смог бы чего-либо достичь, не смог бы стать тем, кем стал. Все так. Да, не совсем. Откуда же тогда берутся проблемы? Кто-то скажет: от неправильных или ошибочных мыслей и представлений. И тогда достаточно изменить неправильные представления на правильные и все как волшебству станет прекрасно. Но, увы, чудес в этом смысле не бывает. Жить одним разумом можно, но что это за жизнь, если в ней нет чувств, если они обеднены и посажены на цепь, а то и под замок. Природа человека – его желания, импульсы, эмоции, представляющие собой процесс, остановить невозможно. Их можно не проявлять на внешнем уровне поведения. На внутреннем же они обязательно заявят о себе: в одном случае – упреками и претензиями к себе, разочарованиями и недовольством, в другом – более жестким способом (самоистязанием, чувством вины, парализующим стыдом, ревностью, самоуничижением и т.д.). Выделять в природе человека уровни разума, эмоций и тела принято в учебных целях. На самом же деле человек целостен. И тело можно считать домом души человека. То, что происходит с человеком на уровне разума, будет отражаться и в теле в виде определенных ощущений (тяжесть, слабость, подъем сил, вдохновение, покраснение и т.д.), которые могут считываться как эмоции. Отождествляясь только с разумом (на основе расчета, поиска выгоды – неважно, материальной или какой-либо иной) человек вырабатывает фрагментарный стиль существования. Т.е., как бы говорит он, «хорошие мысли – это я, а вот страхи, сомнения, зависть, тревога, гнев – это уже не я». Он искусственно себя разделяет. Данный феномен в психологии называется раскол, дихотомия. А ведь в эмоциях заложена колоссальная энергия, которая дает нам силы для жизни и деятельности, любви, увлечений и вообще бытия. Если все это убрать, то что останется? Может быть, машины для думания, компьютеры, способные только решать задачи, но не способные чувствовать, сопереживать, любить, ненавидеть, сотрудничать… Самовыражение посредством отождествления эго с каким-то привлекательным образом может показаться слабой заменой подлинного, а именно — самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением настолько сильна, что идентифицирующий себя человек воспринимает и переживает происходящее как реальность. В большинстве случаев проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации покрывают недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение размыто. Такому человеку, в состоянии отчуждения от своего телесного «Я», необходимо искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях – в персоне, статусе, личном мифе и пр. К каким бедам это приводит, мы знаем. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно вызывает у человека чувство фрустрации/неудовлетворенности. Писатель разочарован, если его произведения не читают, художник огорчен, если его работы никого не интересуют. Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою уникальность, обособленность и даже одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе — в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Статус влияет на имидж индивидуального эго. Чем выше статус, тем величественнее имидж (желаемый или идеализируемый Я-образ), ибо мы видим себя только глазами других. Однако мы можем чувствовать себя изнутри, если находимся в соприкосновении с телом (Я-реальное). Не возникает никаких сложностей, если имидж (образ себя для других) соответствует реальности тела, то есть когда наше видение себя совпадает с тем, что мы чувствуем. Недостаток такого соответствия нарушает наше чувство идентичности. Мы приходим в смятение, не понимая, кто мы есть. Перед нашим сознанием встает искушение идентифицировать себя с имиджем, т.е. воображаемым Я, и отвергнуть реальность тела. Диссоциация эго от тела ведет к нереальной, воображаемой жизни. Человек становится одержим собственным имиджем, озабочен своим положением и оказывается обречен на борьбу за власть во имя усиления статуса. Удовольствие и творчество ослабевают, отступают на задний план или исчезают из жизни совсем. Упражнение «Мои отождествления» Выполняется в парах. Задача – в течение 5 мин. рассказать партнеру, живут ли в согласии ваши мысли с вашими чувствами, какой вы человек – импульсивный, эмоциональный или, скорее, просчитывающий, все взвешивающий? Скажите партнеру, как влияет ваш образ себя на удовлетворенность своей жизнью? (Например, я вижу себя как человека настойчивого, который способен понимать себя и других, сочувствовать им, дружить и т.д. И это таким-то конкретным образом влияет на мою жизнь). Все ли вас устраивает? Может быть, вы хотели бы что-то изменить? Задача второго – выслушать, задать уточняющие вопросы и затем повторить своими словами, что он понял из рассказа первого. Тот может, в свою очередь, подтвердить или скорректировать рассказ о себе. Затем участники меняются местами. Вопросы для шеринга: Озабочены ли вы своим имиджем? Насколько вы зависимы от мнения окружающих? Обращаете ли вы внимание на характер отношения к своему телу? Как вы относитесь к своей внешности? Какие преимущественно эмоции вы испытываете? В каком соотношении находятся желания «Быть» и «Казаться»?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|