|
Фильм «Комната»(2015). Взгляд психолога.Автор статьи: Екатерина Андреевна Никитенко
Можно много обсуждать и задаваться вопросами, как же так вышло, что похищенную несовершеннолетнюю девушку не разыскивали, а потом просто по рассказу ребенка об окошке в крыше комнаты, вычислили место и задержали преступника. Как же так вышло, что «маньяк» (пусть зовётся так, условно) за столько лет не убил девушку, ребенка? После просмотра фильма остаётся такое необъяснимое дискомфортное чувство, терпкое, горьковатое послевкусие. Это, похоже, вкус неопределённости. Хочется разобраться, понять, что всё это значит?! Отсутствие конкретных ответов на эти вопросы помогает воспринимать этот фильм больше как метафору человеческого жизненного пути, пути с преградами и прорывами, пути индивидуации. Этот фильм показывает наглядно, что такое «здесь и сейчас». Мы, психологи, любим это особенно. Фильм вообще не объясняет «Как же так произошло?!». И, действительно, это оказывается ненужно, ведь главная героиня делает 1 важный шаг и декорации резко меняются. Другое дело, что она к этому шагу очень долго готовится. Но вся эта подготовка в режиме «Здесь и сейчас». Долгосрочное планирование тоже «здесь и сейчас»: здесь и сейчас забеременела, здесь и сейчас рожаю, здесь и сейчас малыш растёт, а однажды здесь и сейчас я объясняю ему, какие действия совершить, чтобы мне удалось вырваться из комнаты. Главная героиня до пяти лет растила ребенка во лжи, обманывая, что за пределами комнаты, ничего нет, в телевизоре фантазия, ради выживания. Это, на мой взгляд, нетривиальный способ создателей фильма показать момент стагнации в развитии личности, когда человек сам себя обманывает, объясняя себе, что так надо, что вынужден так делать, например, из-за кого-то, такого «маньяка» в своей жизни. Но одновременно с этим, неосознанно, уже растит в себе желание наконец изменить что-то самое главное в своей жизни. Стагнация тогда может быть необходима для выживания, как в данной истории показано. Ещё раз повторюсь, что не стоит рассматривать ложь ребёнку как реальную историю с реальным ребёнком, более ресурсным может быть взгляд на мальчика как на внутреннего персонажа души героини. Она сама для себя вырастила внутри возможность вырваться из комнаты. Долго вынашивала и взращивала этого героя. Это такой молоденький ещё Анимус – маскулинная сторона души женщины, с которым главная героиня только учится взаимодействовать, передаёт ему заранее «переходный объект» – свой выпавший зуб, кусочек себя, чтобы помочь ему справляться со стрессом от столкновения с миром вне комнаты. Комната кстати напоминает материнскую утробу, из которой внешний мир как в их телевизоре, фантазийная сущность, встреча с реальным миром похожа на появление на свет младенца. Красиво завершается история прощанием с комнатой, мать и ребёнок приходят в пространство, которое уже не заряжено их энергией, они видят, что место потеряло для каждого из них свой смысл и как будто теперь они могут освободить в своей душе пространство, чтобы впустить туда что-то новое. Обратите внимание, «хэппи-энда» нет! Сказочное «жили долго и счастливо…» после высвобождения из «Комнаты» не происходит, это важно и очень ценно, с психологической точки зрения. У главных героев, даже у маньяка, наступает другая жизнь, проще она? Легче? Точно нет, она сложнее, в ней больше свободы? Пожалуй, да! Но свободы лишь в определённых границах. Фильм не просто неоднозначный, он, скорее, многозначный – каждому отзывается что-то своё, ведь неопределённость выманивает из бессознательного наши собственные проекции. Приглашаю в комментариях поделиться своими впечатлениями от фильма! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|