|
Время нашей жизниАвтор статьи: Лузина Оксана Станиславовна
«Теряющий время стареет ежеминутно.» Евгений Шварц Почему в 7 лет жизнь нам кажется безграничной, в 14 она возбуждает и отчасти пугает своими перспективами, в 28 лет откуда-то берутся «задумчивые» настроения, а в 42 года нас догоняет «кризис среднего возраста» и жизнь уже кажется очень даже конечной, ну а в 56 лет вообще только единицы остаются оптимистами с горящими глазами… И так из поколения в поколение. Почему?
Оказывается, одна из причин такого «затухания» жизненной активности и жизнелюбия состоит в том, что мы редко знаем, к чему стремимся в своей жизни, а если и ставим себе жизненные цели, составляем жизненный план, редко задумываемся – «во имя чего», для чего нам это нужно. Мы, вроде бы, ценим свою жизнь, но это чисто абстрактно сказано. Мы ценим жизнь как биологическое состояние, или как время деяний, как осуществление самого себя? Поэтому сплошь и рядом жизнь наша наполнена шаблонными событиями – родился, выучился, женился, родил, воспитал, заработал, вышел на пенсию, умер… Таким образом, основной «камень преткновения» – чем наполнено наше время, наш возрастной этап жизни. Ведь постановка жизненной цели без осознанного пути ее достижения, без насыщенности значимыми событиями каждого дня нашей жизни – это только малая толика успеха. «Ни время, ни счастливый случай ничего не сделают для того, кто ничего не делает для себя сам» — Мистер Каннинг. В начале пути В 3, 5 и в 7 лет мы еще максимально активны в жизни, нам все интересно, все в новинку (если только наша инициативность не была перекрыта с самого рождения «доброжелательно» настроенным окружением). В 14 лет мы рвемся во взрослую жизнь, в самостоятельность, независимость, не всегда, впрочем, задумываясь – для чего. Главное – я сам, я человек, я взрослый. В 21 год мы ищем себя и свой путь, но уже сказывается прошлый удачный и неудачный опыт взаимодействия, любви, проб себя, взятия ответственности и проявления инициативы… И кто-то начинает плыть по течению – потому что «так безопаснее». А в 28 многие уже «обременены» семьей и ответственностью, и думают, что «просто не имеют права» искать свое «место под солнцем», свой путь; а кто-то продолжает как в 14 лет отстаивать свою независимость. И чем дальше – тем больше наслоений, тем сложнее устроен этот «возрастной пирог». И насколько проще было бы, если бы мы знали задачи каждого возрастного этапа нашей жизни. Это знание могло бы стать путеводной звездой, маячком в этом бескрайнем просторе жизни. Феномен долголетия Почему, за счет чего некоторым удается оставаться бодрыми и продуктивными, радостными и наполненными жизненной энергией и в 84 года, и в 92 и в 100 лет?! Западные ученые, занимающиеся изучением феноменом долголетия, выработали «заповеди» долгой и счастливой человеческой жизни. На первом месте в их перечне стоит активный образ жизни, включая регулярные физические и психологические нагрузки. Кроме того, как установили ученые, короткий стресс, голодание и определенные лишения ведут к активизации жизненных сил человека и увеличивают продолжительность жизни (дело в том, что умеренное негативное воздействие на организм ведет к активизации естественного механизма восстановления). Другой важнейший элемент долголетия – активная социальная жизнь и в первую очередь брак. Так, по статистике, семейные узы способны увеличить на 7 лет продолжительность жизни современного мужчины, а женщины – на два года. Смена обстановки и даже места жительства также является причиной долголетия. Следует также постоянно давать своему мозгу работу – отгадывать кроссворды, заниматься коллекционированием, а также совершать пешие прогулки. Очень важно также брать на себя риск и заниматься работой, требующей интеллектуального напряжения. Однако это можно заменить путешествиями или изучением иностранного языка. Обязательно приобщайтесь к новой технике и осваивайте новейшие технологии, советуют исследователи. И последняя заповедь ученых: чувствуйте себя всегда счастливыми и улыбайтесь миру. «Долгожители бывают разные, однако у них есть нечто общее – они любят посмеяться». Ранее еще одно исследование показало, что у пожилых мужчины с оптимистическим взглядом на жизнь за 15 лет вероятность получить сердечно-сосудистое заболевание в два раза ниже, чем у пессимистов. Обобщив многие подобные исследования, можно выделить основные факторы, влияющие на продолжительность жизни:
И так надо жить не только к старости, но и в 30, и в 40 и в 50 лет. А это уже искусство и, по сути, каждодневный труд над собой и своей жизнью. Потому что те, кто подвержен депрессиям и страхам в молодости, сохраняют эту тенденцию и в пожилом возрасте. И наоборот, люди, обладающие психологической устойчивостью и активностью в 30 лет, сохраняют жизненную энергию и в 70 лет. В целом жизненный путь – это история формирования и развития личности в определенной среде, в определенном обществе (биография). Жизненный путь в своей уже свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. А образ жизненного пути в каком-то смысле становится частью личности человека, и, следовательно, выступает для него как объективная, прожитая и прочувствованная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности от собственной жизни. Важно отметить, что жизненный путь содержит в себе ряд аспектов, исключительно ценных для поддержания психологической устойчивости целостной личности. Ведь обладание образом собственного жизненного пути решительно и существенно изменяет мотивацию поведения человека. От примитивного, даже в чем-то первобытного реагирования по типу «стимул-реакция» человек восходит к постановке личностно перспективных, значительных и потому отдаленных целей, к планированию того отрезка своей жизни, который еще впереди, к отделению существенных личностных ценностей и задач от второстепенных. Практикум Как же можно помочь себе в таком полезном и перспективном планировании и целеполагании? На сегодняшний день разработана масса методик и подходов на любой вкус и возраст. Поэтому, если вопрос – как мы расходуем время нашей жизни и на что – для вас не праздный, выбрать есть из чего. Вот одна из самых распространенных и базовых методик выделения приоритетных жизненных целей (это своего рода точка отсчета для дальнейшей кропотливой работы): «Представьте, что Вы точно знаете, что жить вам осталось 7 лет. Чем Вы наполните оставшиеся годы? Составьте список из 7-10 пунктов. А теперь представьте, что жить Вам осталось 5 лет. Что Вы должны сделать обязательно в этот период своей жизни? Запишите по пунктам (5-10 пунктов). Вам осталось жить всего 1 год! Что самое важное Вы успеете совершить в течение этого периода? Составьте список из 5-10 пунктов. Вам осталось жить 3 месяца. На что Вы потратите оставшееся Вам для жизни время, чтобы потом «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Запишите по пунктам (от 3 пунктов).» Это упражнение можно делать несколько раз – через месяц, через год. Ведь наше мировоззрение корректируется, и в зависимости от этого меняются, корректируются наши жизненные цели, наши планы. Но, чтобы не ставить себя перед таким «экстремальным» вопросом о скором окончании жизни, нужно научиться планировать свою жизнь как можно раньше. Нам, конечно, близка поговорка – «пока гром не грянет…», но все же мы живем уже в новой эре, и подход к жизни должен обновляться. Поэтому на сколько будет полезнее для последующих поколений, если родители задумаются о своих жизненных перспективах и научат своих детей выстраивать жизненный план с малых лет. Сложно судить об эффективности своей жизни, о качестве прожитых дней, недель, месяцев и лет, если не сформулированы цели жизни и нет системы планов. Успешного Вам планирования! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|