|
Имидж психотерапевта.Автор статьи: Иванова Татьяна Николаевна
1. Как Вы считаете, какой имидж психотерапевта сейчас существует в обществе и какой имидж ожидается обществом? На мой взгляд, большинство людей до сих пор путают, кто такие психолог и психотерапевт. Для многих нет ясности, чем занимаются эти специалисты, какая между ними разница. Быть может, именно из-за недостаточной осведомлённости те люди, которые является потенциальными, а не реальными нашими клиентами, часто воспринимают психотерапевтов однозначно и плоско. И это происходит из-за отсутствия понимания того, что может сделать человек для себя рядом с психотерапевтом, в чём смысл психотерапии. Я предпочитаю не говорить о своей профессии в каком-то повседневном контексте: в поезде, в очереди, на вечеринке или празднике, чтобы не напрягать других, и самой не напрягаться. Некоторые боятся, опасаются нас. Им кажется, что мы обладаем каким-то знанием, способностью видеть насквозь, обнаруживая то, что собеседник или знакомый хочет скрыть от нас. Другие наделяют нас необыкновенными ангельскими качествами, ожидая какого-то особого «нечеловеческого» поведения и образа жизни – у психотерапевтов, с их точки зрения, нет проблем, конфликтов, и жизнь их исключительно счастливая. Всё реже, но, тем не менее, имеет место отношение к нам как к болтунам и бездельникам, «запудривающим мозги» своим клиентам. Итак, страхи, неадекватные ожидания, отсутствие мотивации на психотерапию делают нас в глазах людей такими нереальными и странными. Сейчас появилось ещё одно ожидание от психотерапевтов – желание экспертного мнения по какому-то вопросу. На телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации много образов наших коллег. В этом явлении виден позитивный интерес к нашей профессии. Но не так легко простым языком донести до общества нашу профессиональную суть. Кроме того, есть опасность - в стиле «шоу» стать частью этого шоу, сойдя с позиции психотерапевта. 2. Как Вы считаете, является ли Ваш имидж психотерапевта экзистенциальной данностью и насколько, в чём - это Ваш личный выбор? На любую рабочую ситуацию я настраиваюсь, готовлюсь к ней. Конечно, это как-то меняет мой обычный образ. Правда, у меня сложилось ощущение, что работа для меня – это более обычное состояние, чем необычное, так как в том или ином виде она занимает большую часть моей жизни. Я не чувствую слишком большой разницы между собой, когда я с клиентом и, допустим, тем, какая я в семье. Разные контексты, но при их разности присутствует ощущение себя, определённой своей целостности. Конечно, я постоянно выбираю себя, сообразно своим ценностям. Я стремлюсь быть более ясной и понятной и себе, и для других. Но то, как другие воспринимают и принимают меня, на мой взгляд, не может мной регулироваться. Я в любом случае с уважением отношусь к их «да» или «нет» в отношении меня - с благодарностью и радостью иду на сотрудничество или партнёрство и в терапии, и в других профессиональных контекстах; никогда не рвусь в закрытые двери, с доверием относясь к их закрытому состоянию. 3. Каким образом Вы сами создаёте свой собственный имидж (в том числе, в Интернете, печати, на радио, телевидении и т.д.) и какой? То, что я делаю, – это как можно реже отказываюсь от тех предложений, которые ко мне поступают. Сама на них не напрашиваюсь. Для меня непросто выступить публично, статья или интервью всегда требуют сил и времени. Но я иду на эти трудности, т.к. считаю, что важно быть проявленной и в этих контекстах. Я это делаю, чтобы «мой» клиент, или потенциальный партнёр по каким-то делам увидел и узнал меня. Быть видимой – считаю своей заботой. Не могу слишком похвалить себя, но я стараюсь быть последовательной в осуществлении этой задачи. 4. Если Вы считаете, что психотерапевт сам создаёт себе бренд, то довольны ли Вы им и почему? Я считаю, что терапевт своей работой создаёт свой бренд. И хотя слово «бренд» - иноязычное слово, но оно достаточно сильное и весомое: бренд - Кочюнас, бренд - Алексейчик. То, как терапевта воспринимают другие, на мой взгляд, не может быть спланировано им. Эта та истина, которую видят клиенты, коллеги. Для меня вопросы «довольны ли Вы своим брендом?», и «довольны ли Вы собой как специалистом?» равнозначны. Отвечая на переформулированный мной вопрос, могу сказать, что многому в себе я рада, но ложное желания «почивать на лаврах» не появляется. Есть многое, к чему стоит стремиться, то есть надо трудиться, видя перспективы развития.. 5. Как Вы считаете, влияет ли Ваш имидж психотерапевта на Ваши отношения с клиентами и в какой степени? А Ваш возраст, пол, этническая принадлежность и/или язык или другие данности? Клиент, который только выбирает терапевта, конечно, имеет свои установки, критерии или предпочтения. Поэтому возраст, пол, национальность или что-то другое при выборе могут иметь значение. Когда терапевт выбран, то, на мой взгляд, перемены в его образе особо не влияют на клиента. Конечно, клиенты, видят и отмечают перемены: новую причёску, перемены в стиле одежды, новую машину. Они могут делиться своим видением. И диалог по этому поводу имеет значение для развития терапевтических отношений. Однажды, идя на работу, я мимоходом решила подобрать у себя во дворе брошенный кем-то мусор и получила травму: ткнула прутиком около глаза. На работе я увидела себя в ужасном состоянии с немного кровоточащим и набирающим силу синяком под глазом. В этот день у меня было три консультации и четырёхчасовое занятие группы с молодыми коллегами. Ни одна из клиенток не спросила первая, что со мной. И тогда уже я спрашивала у них, почему они не задают мне этого вопроса. Одна клиентка не заметила, объясняя это своим эмоциональным состоянием и не очень хорошим зрением. Вторая клиентка, которая была медиком по профессии, сказала, что это её профессиональное «кредо» не задавать первой вопросы людям об особенностях их внешности. И поэтому она отдала мне право говорить или не говорить о своём синяке. Третья клиентка, как будто получив «зелёный свет», сразу же спросила, как я себя чувствую, что случилось, отметила с удовлетворением то, что я не отменила встречу, дала несколько советов. То есть каждая из них вела себя в своём духе, от синяка же пострадало моё лицо, но не мой имидж. Благодаря этой истории я чуть больше узнала о клиентках, наши отношения прошли через опыт разговора о трудном, отчасти стали ближе. Уже с этим опытом в начале работы группы я уделила этой истории несколько минут и больше ни мне, ни, на мой взгляд, десяти моим коллегам мой синяк работать не мешал. Но, конечно, я рада, что в этот день не было первичных клиентов или начала групповой работы – пришлось бы тяжелее, и неизвестно, чем бы закончился наш контакт без имеющегося в отношениях кредита доверия. 6. Как различные общественные роли (преподаватель, врач, участник/ведущий телепередачи, эксперт в интернет-портале, автор книг или статьей, или другое) влияет на восприятие Вас другими (в частности, клиентами)? Все перечисленные роли, если психотерапевт их принимает, говорят о широте специалиста, о том, что ему есть, чем поделиться. Также повторю, что, на мой взгляд, надо, хотя бы немного, заботиться, чтобы быть видимым более широкой аудитории. Отмечу, что мой опыт написания статей, преподавания, участия в радиопередачах и даже роль организатора некоторых проектов дал мне много для личностного и профессионального роста. По словам моих клиентов, им приятно услышать меня по радио, прочитать статью. После лекций кто-то из аудитории может подойти и попросить визитки. И тогда сообщения о том, что есть такой специалист, расходятся, подкрепляясь мнением слушателей, усиливаясь их рекомендацией. Но моё пребывание в другой роли может, некоторым образом, и мешать основной практике. Так один клиент, первоначально познакомившись со мной как с организатором, говорил, что ему и в голову не могло придти, что терапевт может заниматься организацией. Он обнаружил во мне терапевта и заинтересовался, когда заметил отношение ко мне коллег. Отчасти парадоксально, под впечатлением той разницы между его первым восприятием и мнением других он «навёл справки», прочитал мою статью и только после этого пришёл на терапию. 7. Как Вы считаете, как на Ваш круг клиентов и на Ваши отношения с ними в терапии влияют публичные проявления Вашего благосостояния - например, кабинет (место нахождения и интерьер), внешний вид терапевта, автомобиль, люди, с которыми вы встречаетесь и места, где вас можно нечаянно встретить? Когда раньше я вела приём, действительно, в более скромном кабинете и не в очень удобном месте, один из моих клиентов журил меня за это, выражая недовольство. Но, на мой взгляд, ему было не вредно побывать в обстановке «не его уровня». У клиента же всегда есть выбор, в какой кабинет идти или к кому идти. Конечно, любой специалист старается сделать свой кабинет приятным, рабочим. Я не являюсь сторонником заманивающей, угодливой позиции и думаю, что не стоит обустраивать кабинет не по средствам или по средствам, но как-то особо шикарно, надеясь привлечь более обеспеченных клиентов. В своей частной жизни я не занимаюсь PR компаниями. Но информация считывается со всего, и клиенты, конечно, интересуются терапевтами. Полагаю, моих клиентов в целом устраивает мой внешний вид, мой образ жизни, т.к. они приходят ко мне. 8. Удалось ли Вам во время своей практики изменить свой имидж и/или круг клиентов, которые Вас выбирают? Как Вам кажется, за счёт чего это произошло? Для меня и в жизни, и в профессии важна верность себе. Тем не менее, в процессе своей практики я, без сомнения, меняюсь. Это отмечают, в первую очередь, мои коллеги. Мне приятно, когда они делятся со мной своими наблюдениями и впечатлениями по этому поводу. Я бы сказала, что от внутренних, сущностных перемен, конечно, меняется и имидж. На мой взгляд, я сейчас воспринимаюсь как более спокойный, основательный и надежный специалист, чем прежде. То, что касается моих клиентов, могу сказать, что среди них сейчас больше мотивированных на сотрудничество, чем раньше. Это объясняю годами работы, опытом: сейчас мои клиенты в основном те, кто пришёл от прошлых клиентов; теперь я могу позволить себе не браться за любую работу, кому-то отказывать. 9. Как Вы думаете, существует ли несовместимый с профессией психотерапевта или «неэтичный» имидж? Если да, то что, на Ваш взгляд, неприемлемо для психотерапевта? Наша профессия помогающая, а не управляющая или манипулирующая. Лично для меня неприемлема большая, чем у клиента, активность на работу. Когда же мой коллега проявляет большую активность, привлекая к себе клиента, например, управляет его приходом на терапию в свой кабинет, я отношусь к этому снисходительно (понимая некоторое своё высокомерие в этой ситуации) и, конечно, надеясь, что со временем это у коллеги пройдёт. Если коллега работает в возможностях экзистенциальной терапии, то он вскоре почувствует, какова плата за его излишнюю активность и деловитость. Если терапевт нарушает этику, в профессиональном сообществе стоит говорить именно об этом нарушении, не прикрываясь имиджем. 10. Как бы Вы коротко сформулировали - какое послание своим имиджем Вы хотите передать обществу о себе и своей профессии? Я бы сформулировала так: «Во времени и пространстве терапии у вас есть шанс лучше понять свою жизнь и улучшить её. Я готова к нашей встрече». Пятнадцать лет назад, открывая свой психологический центр «Байно», я сообщала всем: «Байно (βαίνω) - в переводе с древнегреческого означает «я иду». Наше «кредо» - движение, развитие, путь. Задача психотерапевта помочь найти каждому клиенту свой путь и двигаться по нему в своём темпе». С этим я согласна и сейчас.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|