Имидж психотерапевта.

1.                  Как Вы считаете, какой имидж психотерапевта сейчас существует  в обществе и какой имидж ожидается обществом? 

На мой взгляд, большинство людей до сих пор путают,  кто такие психолог и  психотерапевт. Для многих нет ясности, чем занимаются эти специалисты, какая между ними разница. Быть может, именно из-за недостаточной осведомлённости те люди, которые  является потенциальными, а не реальными нашими клиентами,  часто воспринимают психотерапевтов однозначно и плоско. И это происходит из-за отсутствия понимания того, что может сделать человек для себя рядом с психотерапевтом, в чём смысл психотерапии. Я предпочитаю не говорить о своей профессии в каком-то повседневном контексте: в поезде, в очереди, на вечеринке или празднике, чтобы не напрягать других, и самой не напрягаться. Некоторые боятся, опасаются нас. Им кажется, что мы обладаем каким-то знанием, способностью видеть насквозь, обнаруживая то, что собеседник или знакомый хочет скрыть от нас. Другие наделяют нас необыкновенными ангельскими качествами, ожидая какого-то особого «нечеловеческого» поведения  и образа жизни – у психотерапевтов, с их точки зрения, нет проблем, конфликтов, и жизнь их исключительно счастливая. Всё реже, но, тем не менее, имеет место отношение к нам как к болтунам и бездельникам, «запудривающим мозги» своим клиентам. Итак, страхи, неадекватные ожидания, отсутствие мотивации на психотерапию делают нас в глазах людей такими нереальными и странными. Сейчас появилось ещё одно ожидание от психотерапевтов – желание  экспертного мнения по какому-то вопросу. На телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации много образов наших коллег. В этом явлении виден  позитивный  интерес к нашей профессии. Но  не так легко простым языком  донести до общества нашу профессиональную суть. Кроме того, есть опасность  - в стиле «шоу» стать частью этого шоу,   сойдя с позиции психотерапевта. 

2.                  Как Вы считаете, является ли Ваш имидж психотерапевта экзистенциальной данностью и насколько, в чём - это Ваш личный выбор? 

На любую рабочую ситуацию я настраиваюсь, готовлюсь к ней.  Конечно, это как-то меняет мой обычный образ. Правда, у меня сложилось  ощущение, что работа для меня – это  более обычное состояние, чем необычное, так как в том или ином виде она занимает большую часть моей жизни. Я не чувствую слишком большой разницы между собой, когда я с клиентом и, допустим, тем, какая я в семье. Разные контексты, но при их разности присутствует ощущение себя, определённой своей целостности. Конечно, я постоянно выбираю себя, сообразно своим ценностям. Я стремлюсь быть более ясной и понятной и себе, и для других. Но то, как другие воспринимают и принимают меня, на мой взгляд, не может мной регулироваться. Я в любом случае с уважением отношусь к их «да» или «нет» в отношении меня -  с благодарностью и радостью иду на сотрудничество или партнёрство и в терапии, и в других профессиональных контекстах; никогда не рвусь в закрытые двери, с доверием относясь к их закрытому состоянию. 

3.                  Каким образом Вы сами создаёте свой собственный имидж (в том числе, в  Интернете,  печати, на радио, телевидении и т.д.) и какой?

То, что я делаю,  – это как можно реже отказываюсь от тех предложений, которые ко мне поступают. Сама на них не напрашиваюсь. Для меня непросто выступить публично, статья или интервью всегда требуют сил и времени. Но я иду на эти трудности, т.к. считаю, что важно быть проявленной и в этих контекстах. Я это делаю, чтобы «мой» клиент, или потенциальный партнёр по каким-то делам увидел  и узнал  меня. Быть видимой – считаю своей заботой. Не могу слишком похвалить себя, но я стараюсь быть последовательной в осуществлении этой  задачи. 

4.                  Если Вы считаете, что психотерапевт сам создаёт себе бренд, то довольны ли Вы им и почему? 

Я считаю, что терапевт своей работой создаёт свой бренд. И хотя слово «бренд» - иноязычное  слово, но оно достаточно сильное и весомое: бренд -  Кочюнас, бренд - Алексейчик. То, как терапевта воспринимают другие, на мой взгляд,  не может быть спланировано им. Эта та истина, которую видят клиенты, коллеги. Для меня вопросы  «довольны ли Вы своим брендом?»,  и «довольны ли Вы собой как специалистом?» равнозначны. Отвечая на переформулированный мной вопрос, могу сказать, что многому  в себе я рада, но ложное желания «почивать на лаврах» не появляется. Есть многое, к чему  стоит стремиться, то есть надо трудиться, видя перспективы развития.. 

5.                  Как Вы считаете, влияет ли Ваш имидж психотерапевта на Ваши отношения с клиентами и в какой степени? А Ваш возраст, пол, этническая принадлежность и/или язык или другие данности? 

Клиент, который только выбирает терапевта, конечно, имеет свои установки, критерии или предпочтения. Поэтому возраст, пол, национальность или что-то другое при выборе могут иметь значение. Когда терапевт выбран, то, на мой взгляд, перемены в его образе особо не влияют на клиента.  Конечно, клиенты, видят и отмечают перемены: новую причёску, перемены в стиле одежды, новую машину. Они могут делиться своим видением. И диалог по этому поводу имеет значение для развития терапевтических отношений. Однажды, идя на работу, я мимоходом  решила подобрать у себя во дворе  брошенный кем-то мусор  и получила травму: ткнула  прутиком около глаза. На работе я увидела себя в ужасном состоянии с немного кровоточащим и  набирающим силу синяком под глазом. В этот день у меня было три консультации и четырёхчасовое занятие группы с молодыми коллегами. Ни одна из клиенток не спросила первая, что со мной. И тогда уже я спрашивала у них, почему они не задают мне этого вопроса. Одна клиентка не заметила, объясняя это своим эмоциональным состоянием и  не очень хорошим зрением. Вторая клиентка, которая была медиком по профессии, сказала, что это её профессиональное «кредо» не задавать первой вопросы людям об особенностях их  внешности. И поэтому она отдала мне право говорить или не говорить о своём синяке. Третья клиентка, как будто получив «зелёный свет», сразу же спросила, как я себя чувствую, что случилось, отметила с удовлетворением то, что я не отменила встречу, дала несколько советов. То есть каждая из них вела себя в своём духе, от синяка же пострадало моё лицо, но не мой имидж. Благодаря этой истории я чуть больше узнала о клиентках, наши отношения прошли через опыт разговора о трудном,  отчасти стали ближе. Уже с этим опытом  в начале работы  группы я уделила этой истории несколько минут и больше ни мне, ни, на мой взгляд, десяти моим коллегам мой синяк работать не мешал. Но, конечно, я рада, что в этот день не было первичных клиентов или начала групповой работы – пришлось бы тяжелее, и неизвестно, чем бы закончился наш контакт без имеющегося в отношениях кредита доверия. 

6.                  Как различные общественные роли (преподаватель, врач, участник/ведущий телепередачи, эксперт в интернет-портале, автор книг или статьей, или другое) влияет на восприятие Вас другими (в частности, клиентами)? 

Все перечисленные роли, если психотерапевт их принимает, говорят о широте специалиста, о том, что ему есть,  чем поделиться. Также повторю, что, на мой взгляд, надо,  хотя бы немного,  заботиться, чтобы быть видимым более широкой аудитории. Отмечу, что мой опыт написания статей, преподавания, участия в радиопередачах и даже роль организатора некоторых проектов дал мне много для личностного и профессионального роста.  По словам моих клиентов, им приятно услышать меня по радио, прочитать статью.  После лекций кто-то из аудитории может подойти и попросить визитки. И тогда сообщения о том, что есть такой специалист, расходятся, подкрепляясь мнением слушателей, усиливаясь их рекомендацией. Но моё пребывание в другой роли может, некоторым образом, и мешать основной практике. Так один клиент, первоначально познакомившись со мной как с организатором, говорил, что ему и в голову не могло придти, что терапевт может заниматься организацией. Он обнаружил во мне терапевта и заинтересовался, когда заметил отношение ко мне коллег.  Отчасти парадоксально, под впечатлением той разницы между его первым восприятием и мнением других он «навёл справки», прочитал мою статью и  только после этого пришёл на терапию.

7.                  Как Вы считаете, как на Ваш круг клиентов и на Ваши отношения с ними в терапии влияют публичные проявления Вашего благосостояния - например, кабинет (место нахождения и интерьер), внешний вид терапевта, автомобиль, люди, с которыми вы встречаетесь и места, где вас можно нечаянно встретить? 

Когда раньше я вела приём, действительно, в более скромном кабинете и не в очень удобном месте, один из моих клиентов журил меня за это, выражая недовольство. Но, на мой взгляд, ему было не вредно побывать в обстановке «не его уровня». У клиента же всегда есть выбор, в какой кабинет идти или к кому идти. Конечно, любой специалист старается сделать свой кабинет приятным, рабочим. Я не являюсь сторонником заманивающей, угодливой позиции и думаю, что не стоит обустраивать кабинет не по средствам  или  по средствам, но как-то особо шикарно, надеясь привлечь более обеспеченных клиентов. В своей частной жизни я не занимаюсь PR компаниями. Но информация считывается со всего, и клиенты, конечно, интересуются терапевтами. Полагаю, моих клиентов в целом устраивает мой внешний вид, мой образ жизни, т.к. они приходят ко мне. 

8.                  Удалось ли Вам во время своей практики изменить свой имидж и/или круг клиентов, которые Вас выбирают? Как Вам кажется, за счёт чего это произошло? 

Для меня и в жизни,  и в профессии важна верность себе. Тем не менее, в  процессе своей практики я, без сомнения,  меняюсь. Это отмечают, в первую очередь, мои коллеги. Мне приятно, когда они делятся со мной своими наблюдениями и впечатлениями по этому поводу. Я бы сказала, что от внутренних, сущностных перемен, конечно, меняется и имидж. На мой взгляд, я сейчас воспринимаюсь как более спокойный, основательный и надежный специалист, чем прежде. То, что касается моих клиентов, могу сказать, что среди них сейчас больше мотивированных на сотрудничество, чем раньше. Это объясняю годами работы, опытом: сейчас мои клиенты в основном те, кто пришёл от прошлых клиентов; теперь я могу позволить себе не браться за любую работу, кому-то отказывать. 

9.                  Как Вы думаете, существует ли несовместимый с профессией психотерапевта или «неэтичный» имидж? Если да, то что, на Ваш взгляд, неприемлемо для психотерапевта?

Наша профессия помогающая, а не управляющая или манипулирующая. Лично для меня неприемлема большая, чем у клиента,  активность на работу. Когда же мой коллега проявляет большую активность, привлекая к себе клиента, например, управляет его приходом на терапию в свой кабинет, я отношусь к этому снисходительно (понимая некоторое своё высокомерие в этой ситуации) и, конечно, надеясь, что со временем это у коллеги пройдёт. Если коллега работает в возможностях экзистенциальной терапии, то он вскоре почувствует, какова плата за его излишнюю активность и деловитость. Если терапевт нарушает этику, в профессиональном сообществе стоит говорить именно об этом нарушении, не прикрываясь имиджем. 

10.              Как бы Вы коротко сформулировали - какое послание своим имиджем Вы хотите передать обществу о себе и своей профессии? 

Я бы сформулировала так: «Во времени и пространстве терапии у вас есть шанс лучше понять свою жизнь и улучшить её. Я готова к нашей встрече».

Пятнадцать лет назад, открывая свой психологический центр «Байно», я сообщала всем:

«Байно (βαίνω) - в переводе с древнегреческого означает «я иду». Наше «кредо» - движение, развитие, путь. Задача психотерапевта помочь найти каждому клиенту свой путь и двигаться по нему в своём темпе». С этим я согласна и сейчас.

 

 

 



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про меня и Моих Клиентов
  • Какое, на ваш взгляд, из 7 данных высказываний о любви вы считаете более верным?
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Ребрендинг своей жизни или новый взгляд на себя
  • Имидж ничто. Внимание - всё: когда бывший муж не даёт жить своей жизню
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья». Часть 1. Имидж (значение имиджа человека).
  • Однажды ты останешься один. Или о чем я предупреждаю клиентов, решившихся на изменение своей жизни
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Люблю! И больше нет меня. Еще один взгляд на историю Снегурочки.
  • У меня есть лишь СЕЙЧАС.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Психолог: бренд и имидж
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Один случай может поменять наш взгляд на себя!
  • Место психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействия
  • Люби меня, какой я есть
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Принимай меня таким какой я есть!
  • Принимай меня, таким, какой я есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь