|
«Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее….»Автор статьи: Сергей Лысенко
О субъективном восприятии времени Наверняка вы не раз замечали, что с возрастом время бежит всё быстрее. Если в детстве каждый день был целой жизнью, а год равнялся вечности, то теперь мы всё чаще удивляемся, как незаметно пролетают недели, месяцы, годы, жизнь. И кажется, что мы всё меньше успеваем в этой круговерти, а день рождения становится грустным праздником. Можно ли как-то замедлить этот бег, вернуть себе детское восприятие времени? Для начала следует разобраться, что такое время и каким образом человек его воспринимает. Фокус в том, что нет никакой субстанции, энергии или поля под названием «время», которые реально можно уловить и измерить. Соответственно нет и никакого органа, который чувствует время. В мозгу нет хронометра или тактового генератора, опираясь на который человек мог бы непосредственно измерять время. Поэтому для определения временного интервала мозг отслеживает переключение внимания в потоке нашей деятельности. Чем больше таких осознаваемых переключений внимания, тем более насыщенным кажется время, и значит, более долгим. Чтобы стало понятнее, обратимся к примерам. Дольше всего время тянется во время мучительного ожидания. Что происходит в этом случае? Мы часто смотрим на часы, внимательно вглядываемся, прислушиваемся, не появился ли тот, кого мы ждём (не продвинулась ли очередь), параллельно успеваем думать об этой ситуации, о других подобных ситуациях, снова смотрим на часы и т.д. То есть внимание постоянно переключается при активном сознании. Противоположный крайний пример – сон: сознание отсутствует, восприятие окружающего мира минимально. Поэтому, чем глубже сон, тем быстрее он пролетает: только лёг – уже вставать! А если сон беспокойный, то кажется - ночи конца нет. В бодрствующем состоянии время быстрее всего пролетает, когда мы увлечены очень интересным занятием, либо глубоко задумались. В этом случае мы обычно находимся в лёгком трансе, когда сознание максимально сужается на определённой деятельности, и внимание переключается только внутри этой деятельности, не замечая ничего внешнего. А теперь давайте вернёмся к восприятию времени детскому и взрослому. Проведём такой мысленный эксперимент: представим, что отец забрал сына из детского сада, и они идут знакомой дорогой домой. Ребёнок: А Мишка сегодня человека-паука приносил, он куда хочешь забраться может… – Ух ты, бабочка! Какая красивая!... – (Пытается пройти по бордюру, вспоминая канатоходца в цирке.) – Папа, смотри, самолёт полетел! Самолёт, самолёт, посади меня в полёт. Когда вырасту, стану лётчиком…. – Пап, купишь мороженое? – и так далее всю дорогу. Папа же всё это время может вспоминать какой-то эпизод на работе, или обдумывать предстоящие события. Соответственно, если у сына знакомая дорога домой полна нового, а внимание постоянно переключается, то отец идёт «на автомате» и внимание поглощено внутренним монологом. В таком режиме проходит и весь день. Таким образом, количество событий, заставляющих переключать внимание у ребёнка обычно намного выше, чем у взрослого, а потому и день кажется долгим. Ночью мозг перерабатывает полученную за день информацию, фиксируя все важные события (по принципу новое-значимое) в долгосрочной памяти и отсеивая автоматические действия, банальные события (пустое времяпровождение и бесплодные размышления). Поскольку и здесь у ребёнка новых впечатлений гораздо больше, чем у взрослого, то в долгосрочном периоде у него время также длиннее. Так можно ли вернуть детское восприятие времени? Да, возможно, но лишь отчасти. Настолько, насколько вы сумеете ежедневно наполнять свою жизнь новыми впечатлениями и значимыми событиями, насколько ваша деятельность будет динамичной, разносторонней и творческой. Чего вам и желаю! Сергей Лысенко, психолог-консультант, групповой психотерапевт. 8-923-473-87-76, [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|