|
Социальные сети как публичное пространствоАвтор статьи: Сокуренко Анна
В современном мире социальные сети воспринимаются как неотъемлемая данность. Практически каждый российский подросток имеет аккаунт в какой-либо из сетей, чаще – в нескольких, а порой – 2-3 дублирующих странички в одной сети. Подавляющее большинство учителей также использует социальные сети Сегодня уже почти никто не сомневается, что социальные сети – это ресурсы не только для общения и развлечения, но и для реализации образовательных целей, организации работы сетевых проектов, учебных обсуждений и продвижения контента. Данные статистики за 2015 год гласят, что в России 35 млн. активных авторов в социальных сетях, т.е. тех, кто производят публичный контент. Социальные сети сами по себе, как и многие другие достижения цифрового мира, ни хороши, ни плохи, все зависит от того, с какими целями мы их используем. Хотя они по-разному влияют на наше поведение, они могут сделать нас как счастливыми, так и несчастными. Их еще сравнивают с увеличительным стеклом: настроение, с которым человек заходит в них, усиливается и становится более концентрированным. Страница в социальной сети — это в некоторой степени характеристика личности современного человека. Пол, возраст, социальный и семейный статус, интересы и предпочтения, профессиональная направленность – эти и другие параметры почти всегда легко просматриваются в профиле. Различные социальные модели поведения и отношения людей во многом, так или иначе, отражены на сайтах социальных сетей. Мне как психологу интересны разные манеры поведения в сетях: от чрезмерной, легкомысленно выложенной информации очень личного характера до создания аккаунтов от чужого имени с самыми удивительными характеристиками, порой очень далёкими от самого пользователя. Бывает, заглянешь в профиль человека в социальной сети, а там… чего только нет. Несколько тысяч фотографий, сотни музыкальных композиций и почти ничего в профессиональном плане. Т.е. аккаунт используется в личных целях, и в этом нет ничего предосудительного (если, конечно, не размещаются материалы откровенного содержания). А кто-то использует социальные сети с целью продвижения и пиара. Налаживает деловые контакты, продвигает себя и свою продукцию (интеллектуальную, в первую очередь). Сегодня зачастую работодатели вместо резюме анализируют аккаунты кандидатов в соцсетях. Психологи по контенту, размещенному на страничке пользователя, определяют его интересы и увлечения, эмоциональное состояние, доминирующие ценности и приоритеты, а также некоторые личностные характеристики. А как педагоги работают с информацией, открывающейся в социальных профилях учеников? Проводятся ли какие-то занятия по правилам поведения в сетях, сохранности информации, определении приватности и безопасности? Ведь современные технологии позволяют анализировать личную информацию пользователей соцсетей, с учетом того, как человек себя там ведет. С этой целью создан ряд специальных программ для подсчета смайликов, откликов, анализ статусов и репостов. С помощью информации в профиле и предпочтений пользователя, индексируемых «лайками», можно получить некий портрет личности, причем он довольно близок к настоящему. Несмотря на то, что в сети мы можем создать любой виртуальный образ, порой идущий вразрез с реальным, предпочтения подделать очень сложно, да порой и не нужно. А именно учет предпочтений позволяет выделить личностные характеристики. Множество постов, репостов и обновлений статуса говорят об открытости пользователя и желании поделиться своими мыслями, настроениями, состояниями с френдами в новостной ленте. Как психолог может определить личностные особенности школьника по профилю в социальной сети? Когда мы работаем со сложными подростками, мы всегда можем найти их страничку в Вконтакте или в Одноклассниках и посмотреть, чем они делятся с окружающими, какое у них настроение, много ли друзей или они одиноки. Все это красноречиво свидетельствует о положении ученика в классе (лидер или изгой), насколько он общителен, чем увлекается.
Обилие личной информации, размещенной в сети, порой пугает и настораживает. Ведь недоброжелателям, при желании, ничего не стоит найти того или иного человека. А если это школьник? Кстати, видела у некоторых из моих 11-летних воспитанников размещенный на стене домашний адрес и телефон… После этого провела с ребятами ряд бесед о том, какие угрозы могут подстерегать их в сети, почему нельзя сообщать в интернете личные данные. Еще один важный момент: в социальных сетях ничего никуда не пропадает бесследно. Даже если вы скрыли фотографии от посторонних, удалили свою страничку. Даже личная переписка может стать достоянием общественности. Поэтому обязательно доносить до учащихся Правила поведения в сети. Педагоги могут использовать информацию со страничек учащихся в соцсетях в образовательном процессе, например, при организации работы учащихся в коллективном проекте, при распределении ролей в команде. Можно проводить занятия, моделируя аккаунты, на которых тренироваться различать эмоциональный настрой человека, учиться правильно презентовать и вести себя в социальных сообществах. Учить создавать свой имидж и использовать сеть как способ продвижения себя как будущего специалиста. Например, можно посвятить этой теме ряд родительских собраний и классных часов. Социальные сети – это публичное пространство, что накладывает отпечаток на правила поведения в них.
Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=38662&showentry=9935 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|