Социальные сети как публичное пространство

Автор статьи: Сокуренко Анна

В современном мире социальные сети воспринимаются как неотъемлемая данность. Практически каждый российский подросток имеет аккаунт в какой-либо из сетей, чаще – в нескольких, а порой – 2-3 дублирующих странички в одной сети. Подавляющее большинство учителей также использует социальные сети

Сегодня уже почти никто не сомневается, что социальные сети – это ресурсы не только для общения и развлечения, но и для реализации образовательных целей, организации работы сетевых проектов, учебных обсуждений и продвижения контента.

Данные статистики за 2015 год гласят, что в России 35 млн. активных авторов в социальных сетях, т.е. тех, кто производят публичный контент.

Социальные сети как публичное пространство

Социальные сети сами по себе, как и многие другие достижения цифрового мира, ни хороши, ни плохи, все зависит от того, с какими целями мы их используем. Хотя они по-разному влияют на наше поведение, они могут сделать нас как счастливыми, так и несчастными. Их еще сравнивают с увеличительным стеклом: настроение, с которым человек заходит в них, усиливается и становится более концентрированным.

Страница в социальной сети — это в некоторой степени характеристика личности современного человека. Пол, возраст, социальный и семейный статус, интересы и предпочтения, профессиональная направленность – эти и другие параметры почти всегда легко просматриваются в профиле. Различные социальные модели поведения и отношения людей во многом, так или иначе, отражены на сайтах социальных сетей. Мне как психологу интересны разные манеры поведения в сетях: от чрезмерной, легкомысленно выложенной информации очень личного характера до создания аккаунтов от чужого имени с самыми удивительными характеристиками, порой очень далёкими от самого пользователя.

Бывает, заглянешь в профиль человека в социальной сети, а там… чего только нет. Несколько тысяч фотографий, сотни музыкальных композиций и почти ничего в профессиональном плане. Т.е. аккаунт используется в личных целях, и в этом нет ничего предосудительного (если, конечно, не размещаются материалы откровенного содержания). А кто-то использует социальные сети с целью продвижения и пиара. Налаживает деловые контакты, продвигает себя и свою продукцию (интеллектуальную, в первую очередь).

Сегодня зачастую работодатели вместо резюме анализируют аккаунты кандидатов в соцсетях. Психологи по контенту, размещенному на страничке пользователя, определяют его интересы и увлечения, эмоциональное состояние, доминирующие ценности и приоритеты, а также некоторые личностные характеристики. А как педагоги работают с информацией, открывающейся в социальных профилях учеников? Проводятся ли какие-то занятия по правилам поведения в сетях, сохранности информации, определении приватности и безопасности?

Ведь современные технологии позволяют анализировать личную информацию пользователей соцсетей, с учетом того, как человек себя там ведет. С этой целью создан ряд специальных программ для подсчета смайликов, откликов, анализ статусов и репостов.

С помощью информации в профиле и предпочтений пользователя, индексируемых «лайками», можно получить некий портрет личности, причем он довольно близок к настоящему. Несмотря на то, что в сети мы можем создать любой виртуальный образ, порой идущий вразрез с реальным, предпочтения подделать очень сложно, да порой и не нужно. А именно учет предпочтений позволяет выделить личностные характеристики.
Считается, что чем больше смайликов или других эмоциональных значков использует пользователь, тем более он экстравертирован. Также признаком экстраверсии является большое количество друзей.

Множество постов, репостов и обновлений статуса говорят об открытости пользователя и желании поделиться своими мыслями, настроениями, состояниями с френдами в новостной ленте.

Как психолог может определить личностные особенности школьника по профилю в социальной сети? Когда мы работаем со сложными подростками, мы всегда можем найти их страничку в Вконтакте или в Одноклассниках и посмотреть, чем они делятся с окружающими, какое у них настроение, много ли друзей или они одиноки. Все это красноречиво свидетельствует о положении ученика в классе (лидер или изгой), насколько он общителен, чем увлекается.


Настораживают подростки, у которых на страничке вместо их собственной фотографии, черепа или покалеченные животные. Демонстративные реплики, суицидальные статусы или, наоборот, котики и розовые очки... И сразу видно, чем человек живет, интересуется. Уровень интеллекта, художественный вкус, настроение, степень общительности – все это высвечивают социальные сети.

Обилие личной информации, размещенной в сети, порой пугает и настораживает. Ведь недоброжелателям, при желании, ничего не стоит найти того или иного человека. А если это школьник? Кстати, видела у некоторых из моих 11-летних воспитанников размещенный на стене домашний адрес и телефон… После этого провела с ребятами ряд бесед о том, какие угрозы могут подстерегать их в сети, почему нельзя сообщать в интернете личные данные.

Еще один важный момент: в социальных сетях ничего никуда не пропадает бесследно. Даже если вы скрыли фотографии от посторонних, удалили свою страничку. Даже личная переписка может стать достоянием общественности. Поэтому обязательно доносить до учащихся Правила поведения в сети.

Педагоги могут использовать информацию со страничек учащихся в соцсетях в образовательном процессе, например, при организации работы учащихся в коллективном проекте, при распределении ролей в команде. Можно проводить занятия, моделируя аккаунты, на которых тренироваться различать эмоциональный настрой человека, учиться правильно презентовать и вести себя в социальных сообществах. Учить создавать свой имидж и использовать сеть как способ продвижения себя как будущего специалиста.

Например, можно посвятить этой теме ряд родительских собраний и классных часов.

Социальные сети – это публичное пространство, что накладывает отпечаток на правила поведения в них.

 

Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=38662&showentry=9935



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социальные сети - это зло зловещее, или способ развития?
  • Что могут рассказать о человеке социальные сети
  • Как влияют на жизнь социальные сети?
  • Социальные сети: средство общения или источник депрессии?
  • Песнь китов или подросток и социальные сети. Мера контроля.
  • Социальные сети: зависимость или польза?
  • Социальные сети: добро или зло?
  • Подростки и социальные сети: как защитить своего ребёнка
  • На что нас ловят социальные сети
  • Что с нами делают социальные сети
  • Социальные сети и развитие личности
  • Подростки и социальные сети
  • Социальные сети – ловушки для сознания
  • Важнейшие социальные сети для психологов
  • Личность, имидж и социальные сети
  • Социальные сети и отношения
  • Сгустки личной мысли-3. Социальные сети.
  • Социальные сети
  • Влияют ли социальные сети на отношение к своему телу?
  • Социальные сети: волшебство, которого больше не будет
  • Социальные сети психолога
  • Социальные сети и расставание
  • Социальные сети и мотивация
  • Бедный Йорик и социальные сети
  • Социальные сети головного мозга
  • Про социальные сети.Зависимость.
  • Психологическая практика и социальные сети
  • Социальные сети и токсичные люди.
  • Прокрастинация, лень и социальные сети
  • Нарциссизм, современная культура и социальные сети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь