|
Как противостоять подавлению ребенка в школеАвтор статьи: Данилова Юлия Денисовна
Сегодня мы как психологи все чаще сталкиваемся с запросами родителей на преодоление семейных трудностей, связанных с тем, что ребенок не хочет учиться, ходить в школу, делать уроки. Так называемая школьная депрессия, как и любой другой вид депрессии является реакцией на подавление. При этом подавлением может быть не только наказание и порицание в явном виде. Подавление – это отвержение, осуждение, ожидания по отношению к ребенку, которые могут проявляться и вербально, и невербально.
Как происходит подавление, я показываю родителям на примере двух театральных кукол: Волка и Жирафа, которые изображают две модели поведения. Первую модель поведения олицетворяет волк. Волк кричит: - А ну делай уроки, я сказал! - А ну замолчи! - Прекрати шуметь! (бегать, прыгать…) И так он применяет свою власть каждый день. А Жираф – он молчит, наблюдает, видит поступки ребенка, анализирует его поведение, знает его потребности. При этом он сохраняет свой авторитет и уважение. Мы живем в христианской культуре, и заповедь «Чти отца и мать своих» никто не отменял. Жираф просит ребенка что-то сделать и объясняет, для чего это нужно. Он всегда дожидается обратной связи и дает ребенку обратную связь о нем. Жираф, как зеркало, отражает поведение ребенка. Жираф целостен. Он не задавил в себе своего внутреннего ребенка: он может быть спонтанным и непосредственным в игре с детьми. Жираф помнит, что сам он родом из детства, и свободно на какое-то время может быть ребенком. Есть другая крайность. Многие родители сегодня увлекаются либерализмом, считая, что ребенок имеет право делать все, что он хочет. И тогда в семье появляется ребенок-царек, который обладает властью над родителями. Да, ребенок с раннего возраста может понимать свои желания, позднее он может различать желания и потребности. Но у ребенка нет прогноза на будущее. Он не может выбирать, идти ему сегодня в школу, на тренировку, потому что он не всегда видит, как сиюминутное поступки влекут за собой соответствующие естественные последствия. Рефлексия, т.е. способность видеть себя со стороны и делать прогнозы появляется в 7-8 лет. Пока ребенок не прогнозирует, родителям необходимо подогревать интерес, например, к спорту, в процессе: просматривать видеозаписи игры, выступлений, восхищаться его достижениями, показывать, что можно сделать лучше. Всегда нужно обращать внимание на его чувства, ощущения в теле. Как он себя чувствовал до тренировки, что происходило в процессе, что было после, как изменялось его состояние, что в этом было хорошего. Если есть трудности, то как этот опыт может быть ему полезен в повседневной жизни, какие у него есть преимущества перед другими детьми, которые не занимаются спортом. У Волка есть жесткие стереотипы о том, как правильно нужно воспитывать ребенка. Одна мама заметила, что ее маленький сын пытается есть соль в огромных количествах. Она узнала нормы потребления соли и ограничила его. Мальчик умер. В последствии выяснилось, что у него была доброкачественная опухоль в коре надпочечников, поэтому соль в организме не усваивалась. Если бы это произошло с Жирафом, он бы занял исследовательскую позицию, чтобы понять причину такого поведения ребенка, понять, почему у него такая потребность в соли. Тогда бы выяснился диагноз, и была бы проведена операция по удалению доброкачественной опухоли. Ребенок бы выжил. Это наиболее яркий и наглядный пример того, чем может закончиться подавление ребенка. В остальных случаях подавление взрослыми для детей заканчивается также печально, только результат проявляется гораздо позже в виде зависимого поведения, депрессии, болезни и неуспешности. Наша прошлая беседа была о том, как помочь детям формировать образ будущего. Возможен ли четкий яркий успешный образ будущего в ситуации систематического подавления? Конечно, нет. Тем более, когда родители включают в образ свои негативные прогнозы: - Из тебя ничего путного не выйдет! - Пойдешь дворником! - …(Добавьте ваши любимые выражения). Как вы догадываетесь, подавляют не только родители, но и социальные системы, в которые попадает ребенок. Прежде всего, это, конечно, наша система образования и школа. Причем в этой школе могут работать, и я даже знаю, что работают замечательные люди и отличные профессионалы. Как говорил гуманист Карл Роджерс: «Очеловечить человека может только сам человек». При этом я не могу воспитать ребенка наилучшим образом, если я не есть то, кем являюсь. Но я слышу от этих педагогов: «Мы рады и хотим общаться с детьми, выходя на личный уровень, но огромные объемы формальной работы вроде проверок тетрадей и составления отчетов просто не позволяют заниматься воспитанием детей». Поэтому сегодня родители должны понимать, что учителя просто не в состоянии справиться с их основной задачей – через личный пример передавать интерес к процессу обучения и любовь к знаниям. И задачу им поставили готовить не уникальную личность, а типичного потребителя. В таком случае возникает вопрос: «Как противостоять подавлению ребенка в школе?» Приведу пример на ситуации работы по обращению родителей, у которых сын перестал учиться. Родители его пытались «развивать». Он учился играть на баяне, занимался одним из видов единоборств. Я с этим мальчиком не мог никак встретиться глазами. Мама согласилась с тем, что они являются подавителями. Тогда мы начали возвращать его к жизни через игровую терапию. Постепенно, получая много позитивной обратной связи от меня, он начал включаться в игру, и пошла разрядка. Выходя из помещения, он позвонил своей бабушке и сообщил, что его настроение по 100-бальной шкале поднялось от 0 до 100. Почему дети при любой возможности ослабленного контроля со стороны взрослых начинают бегать и орать? Потому что это природные естественные механизмы разрядки накопленных чувств, в том числе и в связи с подавлением. Если бы вы давали ребенку возможность каждый день разряжать свои чувства, если бы вы с ним играли в его любимые игры без осуждения и с принятием, то горя бы с ним не знали. Но что делает большинство родителей? Они вместо доступа к реализации здоровых потребностей, начинают его лишать того, в чем он нуждается: «Получил «двойку»? Тогда не пойдешь на свою любимую тренировку». Я приведу метафору с цветком, который вдруг перестал цвести, и вместо того, чтобы понять, чего ему не хватает, хозяин в наказание начинает лишать его воды, потом света, в надежде того, что цветок одумается и зацветет, как положено. Приведу другой пример. Мама привела ко мне мальчика 8-ми лет, у которого была апатия, и он не хотел ничего делать. У нас есть вопрос из одной позитивной техники, который в данном контексте может выполнять функцию диагностики: «Что ты хочешь без всяких ограничений?» Он ответил, что без всяких ограничений он хочет помогать маме мыть посуду. Мама воспитала «правильного» послушного сына и была счастлива слышать это. А мальчик запуган, у него море неразряженных чувств. Выяснилось также, что у него был подавляющий учитель, и мы с ним долго играли в смене ролей, когда он в роли учителя запугивал меня тем, что поставит двойку, а я сильно искренне боялся… Школе можно противостоять. Если в школе есть подавляющий учитель, то поработав с ребенком в смене ролей можно в корне изменить ситуацию. Один мальчик после разрядки чувств научился смотреть на учителя, которого боялся, влюбленными глазами. Через две недели этот учитель в классе стал рассказывать материал именно для него. Итак, вы можете вернуть спонтанность и гениальность вашего ребенка, если создадите условия для разрядки его чувств. И первый шаг к созданию таких условий – это восстановление возможно уже поврежденного контакта. Сегодня родители часто жалуются на то, что не могут просто поговорить с ребенком, потому что он закрывается, отвечает односложно или уходит от ответов. Мы на своих занятиях говорим родителям, что в их арсенале всегда должно быть не менее 100 открытых вопросов, на которые дети не могут дать односложный ответ типа «да», «нет», «нормально»: - Что сегодня было хорошего? - Какие трудности? - Что получилось? - Что для тебя в этом важно? - Как ты думаешь, что это означает? - Как ты считаешь, что может произойти? - Что ты чувствуешь, думаешь? - А что можно здесь предпринять? - А зачем тебе это? - и т.п. Практикуя технику открытых вопросов, вы задаете ребенку другой способ мышления, подводите его к анализу событий и себя в этих событиях, развиваете его рефлексию. Даже если он не сразу на них отвечает, в его голове уже идет другая работа. Постепенно он начнет включаться в разговор, если будет понимать, что для него это новое взаимодействие безопасно. Это возможно при условии, если вы перестанете быть Волком и начнете практиковать модель Жирафа. Это означает, что вы будете внимательным слушателем, проявлять интерес, давать развернутую позитивную обратную связь о действиях ребенка. Бывает так, что после какого-то травмирующего эпизода в школе ребенок, находясь под влиянием чувств, просто не способен прямо сейчас рассказать вам, что произошло. И всегда нужно помнить, у него есть право не говорить о чем-то, если он не хочет. Когда он переработает свои чувства, он с большей вероятностью поделится с вами о том, что его расстроило. Поэтому терпение и уважение – это важные способности хорошего родителя. Боязнь диктанта, боязнь экзаменов также можно и нужно разряжать. Мы проводим для детейкурсы подготовки к успешной сдачи экзаменов. Для взрослых – обучение игровому консультированию. Практика консультирования показывает, что разряженные дети за одну четверть усваивают материал всего года. А студенты могут за один год освоить пятилетнюю учебную программу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|