Случайность псевдоним Бога или как я познакомилась и полюбила гештальт..

 

Еще в школьные годы я начала читать свои первые книги по психологии. Это были Алан Пиз «Язык телодвижений», Дейл Карнеги из тех, что пришли на память.

С детства мне нравилось наблюдать за людьми. Еще тогда я поняла, что человек это не все, что он говорит и делает, или не делает. Есть что-то, что скрыто от человеческого глаза. И мне было очень интересно заглянуть за этот таинственный занавес человеческого сознания.

 

Так начался мой путь познания человеческой души.

В школьные годы я мечтала стать воспитателем в детском саду. Готовилась к поступлению в Пединститут и проходила практику в детском саду, раньше это было условием успешного поступления. Но мечта моя не сбылась. Мама не пустила меня, обосновав это тем, что родители вытреплют мне все нервы. А я надеялась, что там смогу соприкоснуться с азами психологии, но, увы. И так побрела я дальше в поисках себя и того, что же мы тут делаем на этой планете.

Время от времени мне попадались интересные книги из разряда философии и психологии, в моей семье меня называли философом, вернее дразнили. За мою тягу к рассуждениям о смысле бытия и устройстве человеческой психики.

 

Со временем я стала обитать на психологических форумах и там утоляла свой философский голод. Однажды незадолго до поступления в ТГУ, я случайно натолкнулась на форум гештальтистов. Моему удивлению не было предела. Первая мысль - Боги!!! Это точно не люди, они больше чем люди. Наконец-то я нашла то, что искала все время, моя мечта сбылась. Так как книги, которые я читала, не полностью удовлетворяли мои потребности в понимании человеческой души. Я нашла институты и с удивлением обнаружила, что они все московские(тогда я еще не жила в Москве). Конечно, я расстроилась, что они так далеко и почему-то мысли не возникло, что филиалы могут быть и в нашем городе. Зато искренне порадовалась за москвичей, которые имеют такую гениальную возможность. Была еще одна чудная мысль, что все же мы ходим по одной земле и под одним небом. Эта мысль согревала меня и радовала. Пути Господни неисповедимы, а вдруг встретимся.

 

Шли годы, росли дети, я работала, и что удивительно на работе клиенты часто спрашивали у меня, не психолог ли я? С грустью вспоминая, что мечта моя не сбылась, я отвечала, что нет. Были случаи, когда мне, конечно, не верили и говорили: « да я Вас понимаю, конечно, Вы можете не признаваться, но Вы определенно психолог». Ну и конечно высказывали благодарность. Как-то так получалось, что со временем, мне все чаще стали спрашивать об этом, на что я начинала злиться. В итоге мое негодование достигло точки кипения, я все-таки решилась узнать, кто такие психологи и почему меня так часто в этом подозревают))). На то время у меня был единственный опыт общения с психологом из детского сада, куда ходили мои дети. И это был неприятнейший опыт. Мадам говорила таким жалостливым голосом, что меня очень удивляло и раздражало и по сути я чувствовала, что она не искренна со мной и все что ей нужно это надавив на жалость увидеть, что я “не тварь бесчувственная”. Больше я не приходила к ней и следующий опыт с психологом из школы я пресекла сразу, как только услышала, что ей очень интересно со мной поработать и описать случай для диссертации. Манипуляторы и экспериментаторы на душах человеческих, вот с таким опытом я столкнулась, и пойти просто к специалисту для меня было не реально. Конечно, я осознавала, что далеко не все специалисты такого порядка, но так как знакомых или тех, кто мог бы рекомендовать, у меня не было, пришлось искать выход. А интерес уже не отпускал. И тогда я приняла решение, что можно мне пойти и реализовать свою мечту выучиться в институте. И пока буду учиться, определенно присмотрю для себя специалиста из преподавателей и тогда уже смогу побывать на приеме, и узнать, что значит психологическая сессия. На этом и решила.

Шло время были другие заботы, и я уже забыла, что когда-то решила пойти учиться. И вот дочь готовится к поступлению в универ, а я вожу ее в город на подготовительные курсы. Сижу в кафе, жду ее. И на глаза попадается газета, беру, читаю, что бы скоротать время. И на первом развороте статься, ТГУ объявляет набор для взрослых, переподготовка, смена специальности, психолог. Случайность- псевдоним бога, когда он хочет остаться неузнанным.

И вот я уже учусь в ТГУ, осваиваю новую, и такую долгожданную профессию - психолог.

И о Боже одна из преподавателей знакомит нас с методом гештальт-терапии. Будто тысячи фейерверков зажглись у меня над головой. Моему восторгу не было предела. Я посмотрела на преподавательницу, вполне земную женщину и первая мысль, если у нее получилось выучиться так далеко возможно и у меня выйдет. Было бы желание. А желание у меня было, и огромное. И тут меня ждал еще один сюрприз. Оказывается в нашем городе представлены аж целых три московских института ( на тот момент ). Помню от этой новости я еще какое-то время приходила в себя от восторга.

 

До сих пор я с теплом и благостью вспоминаю это прекрасное стечение обстоятельств, это было чудно. Да то самое!!! Чудо в моей жизни.

Дальше стоял выбор, куда пойти учиться. Я побывала на собеседовании в двух институтах и выбрала уже по своим ощущениям. В одном я была даже дважды, хотела перепроверить свои ощущения. И как оказалось я умею себе доверять. Мой выбор оправдал все мои ожидания. Преподавательский состав терапевтов был настолько грамотно подобран, что моим инсайтам не было предела. Конечно, при своем выборе ориентировалась на руководителя филиала. На мой взгляд, семьдесят процентов успеха любого предприятия зависит о руководителя. Именно в ней я почувствовала, то тепло и доверие, что в последствии оказалось ключевым моментом для успешного прохождения терапии. Именно сейчас я понимаю, как важно найти именно своего специалиста. Ведь если у клиента не возникает на терапевта переносов, то, по-моему, терапия носит номинальный характер. И именно для переноса необходимы доверительные отношения.

Психотерапия это такая область, где очень многое строиться на доверии, и мало быть просто хорошим профессионалом своего дела, как для клиента важно найти своего специалиста, так и для терапевта понимать, что, не смотря на свой профессионализм, терапевт точно не может подойти для любого клиента.

 

С этих пор началась моя эпопея гештальта. Инсайтам не было предела.

А теперь несколько слов о самом главном или чем же так этот метод психотерапии тронул мою душу.

"Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня", — Жан-Поль Сартр.

Что такое Гештальт? Из теории известно, что Gestalt — это немецкий термин и, обычно пишется с большой буквы, иногда переводится как "форма", но на самом деле речь идет о наиболее сложном смысловом значении этого слова. Глагол "hestalten" означает "придавать форму, задавать определенную структуру", и, как результат, гештальт является структурированной формой, наполненной смыслом. Итак, основная идея гештальта состоит в том, что это полное, покоящееся в себе превратить в целое.

"Прежде всего, Гештальт предписывает как можно лучше узнать себя таким, каков ты есть, а не пытаться измениться в угоду какому-то реальному или идеализированному эталону, каким бы он ни был: индивидуальным или социальным, внутренним или внешним, философски-моральным или религиозным" (С.Гингер "Гештальт: искусство контакта").

За что я люблю гештальт, так это за то, что он имеет доступ в своей работе как к рацио (Персоне), так и к эмоцио (Ид). Т.е. если человек живет большей частью в Персоне, то у него есть возможность развивать свою эмоциональную часть личности; если зашкаливает Ид, то есть возможность повышать осознанность происходящих процессов и функции Эго в обоих случаях. Нет переизбытка анализа, нет переизбытка проживания процессов без их осознавания. Гештальт представляет собой в этом смысле очень гармоничный процесс.

 

Нравится мне бережная неторопливость гештальта, которая позволяет и клиенту и терапевту останавливаться и внимательно исследовать различные аспекты жизни клиента, будь то переживание едва заметной неловкости внутри себя или же яростный конфликт с начальником или свекровью – везде поможет гештальт.

Кроме того, особо трогательным является для меня возможность и способность гештальт-терапевтов к сопровождению клиентов. Клиент в самые сложные и в самые радостные моменты может чувствовать, что он не один, что рядом есть кто-то, кто искренне радуется его радости, восхищается его успехами, поддерживает его в личном движении, пусть даже это едва заметная попытка сказать другому о своем желании – в глазах терапевта это уже подвиг; и тем более важно клиенту чувствовать терапевта рядом в труднейшие моменты малопереносимых переживаний. Терапевт скажет: «Я с тобой», поддержит своим присутствием, поможет выразить и прожить самые ужаснейшие состояния. И после этого клиент увидит свет, заново родится и продолжит жить, зная, что с гештальт-терапевтом не страшны любые дебри любых отношений (до тех пор, конечно, пока К. не научиться разбираться с ними сам). Вместе с ним обязательно доберемся, разберёмся, проживём, выразим, докопаемся, добудем огонь и снова выйдем из зарослей непонимания.

Очень актуальной кажется в этом месте версия, что ребёнок учиться чувствовать себя уверенным не тогда, когда его оставляют один на один с его проблемами (хотя бывает по-разному), а когда он чувствует рядом другого, того, кто вместе с ним находится в этот период; кто своим присутствием, подсказками и наводящими вопросами помогает выйти к решению, его реализовать, сделать соответствующие выводы и прожить возникающие чувства. В таком случае у ребенка формируется внутреннее ощущение, что ему есть на кого рассчитывать, есть кто-то, кто его никогда не бросит, всегда поддержит и будет любить несмотря ни на что. И только становясь взрослым, этот ребенок понимает, что этот кто-то и есть он сам.

Не всем людям так везет, многие клиенты, приходящие ко мне на консультации, жалуются на ощущение одиночества, брошености, внутренней неуверенности, слабости и т.д. В связи с этим становится понятным, чем так важна роль терапевта для таких людей. Через отношение терапевта люди учатся любить себя, принимать себя, ценить свои достижения, чувствовать свои чувства, свою позицию, свои потребности, а не чужие, беречь себя, доверять себе, защищать свои границы, работать и отдыхать и многое другое, чего они не могли найти в своем детстве. Как дети, они со временем приобретают внутреннюю устойчивость, принимая внутрь себя образ поддерживающего терапевта и укрепляя свою личную позицию, к-ю терапевт и поддерживает.

В этом контексте особо важным видится мне возможность контакта терапевта и клиента в «здесь и сейчас»; которая открывает дополнительные возможности для получения непосредственного опыта взаимодействия и у клиента, и у терапевта. Особой прелестью в этом смысле обладает «fresh-fish». У меня как у терапевта или у зрителя возникает множество восхищения, умиления, радости и восторга, когда я вижу, что вот оно, прямо сейчас происходит то, о чем говорил клиент 2 минуты назад; происходит прямо передо мной, прямо со мной (если я включена в это), я оказываюсь в самом эпицентре событий, с возможностью испытывать всю ту гамму чувств, которую вызывает это событие! (Хочется заметить, что чувства не всегда приятные, но само событие всегда обворожительно своей непосредственностью и дает богатый живой материал для дальнейшей работы).

Ключевым моментом в особенностях гештальт – терапии вижу то, что не только клиент, но и сам терапевт является активным участником процесса терапии, процесса контакта в первую очередь человека с человеком. Это дает мне возможность в роли терапевта чувствовать себя гармонично включенной в процесс общения с клиентом (имею ввиду задействованность всех функций Self), быть внимательной не только к клиенту, но и к себе в процессе работы, брать себе место и время и тем самым ещё и делать основную терапевтическую работу. В роли клиента за счет этого научаюсь видеть реальность в лице другого человека – терапевта; но реальность поначалу местами смягченную, всегда доходчивую, конкретную, понятную, поддерживающую, отзывчивую, терпимую, адекватную, понимающую и т. д.

Учусь на примере терапевта отстаивать себя, понимать, что мне есть место, мне и моим потребностям, что кроме самой меня обо мне заботиться никто не будет, т.к. никто не знает меня лучше меня. Перенимаю себе отношение терапевта ко мне. Здесь мне важна поддержка и вера в меня, т.е. в себя.

На этом примере хорошо видно, что сам терапевт, его личность является мощным терапевтическим инструментом в гештальт-подходе. Поэтому особо важным вопросом, на мой взгляд, в подготовке специалистов в этой области является личная проработанность и адекватность самого терапевта.

За что огромное спасибо Жанне Третьяковой, в том, что, прежде всего дала нам эту возможность, пройти терапию, и не спешила давать нам знания. А так как на то время дефлексия - было мое втрое имя, эта тема была для меня актуальна как никогда. Что бы семя проросло, нужна благодатная почва. И именно этим мы занимались из года в год. Оглядываясь назад, я понимаю, как это важно было. А навыки приходили во время терапии. Ведь мы терапию проходили не в кустах, а живыми и успешными специалистами, и тут я черпала тот самый инструментарий, которым успешно пользуюсь в своей работе. Именно от Жанны моего первого тренера, я взяла эту устойчивость оставаться здесь и сейчас, несмотря на сложность ситуации. До сих пор помню это взгляд, полный понимания и поддержки, как бы не было трудно, но я видела, что она со мной и именно это давало мне тот волшебный ресурс : «Да мне плохо, но я не одна!» Мое мнение гештальт творит чудеса!

Вот за это я благодарна гештальту, своим любимым тренерам и друзьям, которые помогли мне научиться не бояться жить! "В сорок лет жизнь только начинается"- я это теперь точно знаю! Я  приобрела новую, любимую работу, новых друзей. Я знаю как конкурировать, выигрывать и проигрывать, делать ошибки и продолжать жить! И, как любят говорить у нас в гештальте, — и это моя жизнь!

 

 

  • Конфлюенция (слияние) — размывание границ между мной и окружающим миром. Здоровое слияние — мать и младенец (мы покушали, мы погуляли и т.д.).
  • Дефлексия — избегание контакта с окружающей средой, путем интеллектуализации или юмора и иронии.
  • Интроекция — прерывание контакта путем "заглатывания" целиком идей и принципов другого, без их "переваривания" и самостоятельной переработки и усвоения. ("Ты должен", "нельзя публично выражать свои чувства" и т.д.).
  • Ретрофлексия — обращение против самого себя мобилизованной энергии, направленной на другого. (Ущипнуть себя, стукнуть себя, погладить себя.)
  • Эготизм — искусственное преувеличение собственного я. (То, что я думаю о себе, на самом деле не соответствует действительности).

 

 И на последок скажу, что для меня гештальт – это мостик в себя или мостик к себе!!!

 

 — А где я могу найти кого-нибудь нормального?
 — Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные        и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес" Чеширский кот.

 

                                С уважением ваш психолог и гештальт-терапевт 

                                            Касаткина Светлана Геннадьевна 

                                                    Тел.: +7(962)611-70-13

                                                             +7(985)916-23-97

                                                      Скайп: svetlana777930

 



Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему все так? За что мне это?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • "Я для себя" - что это?
  • "Прости меня" - что это значит?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь