"Ты не даешь советов и много ли у тебя клиентов, которые приходят «просто поговорить?" – на днях вопрошала моя знакомая психолог. "Перестала давать советы и клиенты перестали приходить на последующую терапию" - отчаивалась другая - именно эти высказывания и заставили меня написать эту статью.
На заре своей работы, мои советы налево и направо летели во все концы. Росла моя значимость, повышалась самооценка, я самоутверждалась через клиентов. Они «жили во мне», мои мысли возвращались к ним, решая вопрос «что делать и как правильно/неправильно». И так как мир отвечает взаимностью, началось профессиональное выгорание.
На настоящий момент, имея за спиной достаточный опыт в консультировании, пройдя долгосрочное обучение в различных школах и направлениям, личную терапию, могу сказать:"советов не даю". Потому что это не помогает!
Кроме того, я не знаю, как человек договорился там, наверху, с Господом Богом о своей жизни, и книгу Судеб я тоже не читала.
Как поступить в той или иной жизненной ситуации важно решить клиенту самому, исходя из своей системы ценностей. И только тогда принятое решение для клиента ценно!
Чаще всего человек обращается за психологической помощью, когда его что-то тревожит, тревожит в себе, в своих мыслях, чувствах и поведении, когда он не в состоянии понять поступки и мотивы окружающих его людей.
По мнению психоаналитика Чеснокова Р.А., "за фразой «Что делать?», которая часто звучит в кабинете психолога, скрывается бессознательная убежденность «Я как таковой – абсолютно в порядке, я что-то делаю не так».
Человек рассматривает выход из своего психологического тупика как решение некой головоломки, у которой есть правильный ответ и который можно подсмотреть в конце книжки.
У психолога же такого «правильного» ответа в голове нет, потому что он понимает, что «неправильное» поведение человека возникает не на пустом месте: оно имеет глубокие причины, оно укоренено в характере человека, в его привычных моделях реагирования, чувствования и мышлении.
И тогда психолог с клиентом вместе исследуют проблему, психолог помогает отследить эмоции, чувства, мысли и паттерны поведения клиента в ситуации, помогает поменять ракурс видения проблемы, найти ресурсы для ее решения, метафорически можно сказать, что это процесс «ориентирования на незнакомой местности с составлением карты».
Запомнились слова гештальттерапевта Нины Рубштейн: «Если человек обращается ко мне, предлагая рассмотреть его внутреннее устройство и пространство жизни, еще и платит деньги за это - это величайший акт доверия. Если я начинаю доказывать ему, кто он и что с ним - это акт вандализма. Если я делаю это еще и без запроса - это профессиональное злоупотребление знаниями с целью удовлетворить свою потребность в самоутверждении».
Сегодня сильна конкуренция среди психологов. Как психолог выбирает/не выбирает более директивный стиль консультирования, давая/не давая советы, так и клиент выбирает, готов ли он действовать «по чужой указке» и в случае негативного последствия совета, свалить вину на психолога, на близкого человека, на государство … или найти свое правильное решение и взять ответственность за те изменения, которые наступят по его исполнению.
В этой статье я не рассматриваю советы, когда приходится направлять человека к терапевту, неврологу, эндокринологу или психиатру.
А на вопрос о «просто поговорить», казалось бы, психолог, всего лишь «сидит и слушает», хочется напомнить, что психолог работает каждую минуту своего времени, он внимательно следит не только за тем, о чем говорит клиент, но и за ходом его ассоциаций, за изменениями его речи, мимикой, телесными проявлениями.
Психолог включен в клиента, отслеживает перенос и контрперенос, работает с защитами клиента, которые, с одной стороны, важно обойти, с другой – не сломать их вместе с человеком, кроме того, клиенты часто делятся сильно не жизнерадостными событиями и это «простое выслушивание» - большой энергетический и эмоциональный вклад.
Моя задача, как психолога – «не тащить клиента к счастью», а дать возможность исследовать и посмотреть на то, что сейчас происходит в его жизни, возможность увидеть другой ракурс проблемы, найти ресурсы для изменения. И когда у клиента станет больше выбора и больше свободы, ровно там и заканчиваются задачи психолога.