«Шантаж во благо…»

Здравствуйте, разумные, любящие и терпеливые родители!

Продолжаем беседовать о школе, о детях, о родителях.

Возможно, вспоминая некоторые ситуации, Вы отметите, что в “воспитательных целях”, можете формулировать свои требования к ребенку типа: “Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!” или “У мамы из-за твоей двойки заболело сердце — так она расстроилась”,  “Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками”. Все эти “воспитательные меры”, на самом деле адресованы не к познавательной, а к эмоциональной сфере ребенка, и в основном обусловлены родительскими “школьными страхами”, о них мы уже говорили ранее.

Это приводит к тому, что родители сами того не осознавая заставляют ребенка бояться школы. Ребенок  начинает думать, что: “Из-за школы меня будут меньше любить, или, что еще ужаснее, подумают, что я их люблю недостаточно”.

Отчего это происходит?

Дети к школьному возрасту уже научились обменивать свои действия на чьи-то чувства и своими чувствами вызывать действия окружающих. Например, приучение к горшку возникает не из физических потребностей ребенка, а связано с его желанием сохранить любовь мамы. И тогда ребенок улавливает, что он получает “любовь” в ответ на какие-то свои “действия”, но не в ответ на свои чувства к маме, которые остаются неизменными. Соответственно, поглаживания и наказания ребенок начинает получать не за то, что он чувствует или желает, а за то, выполняет он или нет определенные требования.

Так ребенок получает опыт обмена своих действий на чужие чувства, хотя у каждого человека остается память о периоде его жизни, когда его “ любили” за сам факт его существования, ничего, не требуя “взамен”.

Как это происходит?

В течение всего дошкольного детства ребенок обучается обменивать свои действия на чувства близких ему людей и с этим опытом приходит в школу. И это нормально и обычно. Ненормально другое: если ребенок становится полностью убежденным в том, что эта форма обмена — единственная. То есть что чувства других надо обязательно “заслуживать” своими действиями, или же что он обязан испытывать определенные чувства в ответ на адресованные ему действия других людей. Печально, если ребенок забывает, что чувства могут обмениваться на чувства без посредства каких-либо действий, например, в любви. Так же как и действия могут обмениваться без посредства каких-либо чувств (например, в производстве, торговле, бизнесе и обучении тоже). И эти формы обмена вполне честные.

В школе ребенок применяет свой опыт обмена действий на чувства, но переносит его уже на отношения с учителем. Учитель часто не имеет возможности возвратить свои чувства каждому в ответ на действия всех или же возвращает совсем не те чувства, которые ожидает ребенок. Из-за этого у школьника может пропасть желание вообще что-либо делать, если его действия не вознаграждаются ожидаемыми им чувствами взрослого. И здесь разумные родители могут “додать” ребенку свои чувства в его домашней учебной работе.

Что же делать родителям?

Обмен действий на чувства с момента перехода в школу происходит в основном школой и учителем. А, Вы, родители можете стать менее зависимыми от такого обмена. Здесь Вы получаете новый шанс (если Вы, конечно, самоопределились относительно школы), исполнить дома роль учителя, заинтересованного исключительно в развитии познания ребенка, потому что с Вас не “спрашивают”, а с учителя “спрашивают” за конечный результат. Тем самым Вы получаете возможность вернуть ребенку ситуацию обмена чувств на чувства и действий на действия, на что сил у школьного учителя, как правило, не хватает.

Что мы получим в результате?

Принимая новые задачи своей родительской роли, мы получаем возможность преодолеть, помогая ребенку, неизжитые страхи собственного детства, и, используя свой “взрослый” опыт, создать условия, чтобы наш ребенок не попал в те же ловушки, в какие попадали мы.

 

С уважением, психолог Ирина Ревуцкая.

E-mail: [email protected]
Skype: irina_revutskaya
Сайт: Воспитание с любовью и логикой

 

PS: Очень хочется верить, что эти статьи не только мне интересно писать, но и Вам интересно и полезно читать.



Просмотров: 274
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Мышление, действия - главное чувства!
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Как связаны ваши мысли, чувства и действия
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • У каждого своя правда, свои чувства.
  • Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства.
  • Надо ли выражать свои чувства?
  • Надо ли женщине выражать свои чувства?
  • Не свои чувства
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • Почувствуйте свои чувства
  • Принимаю свои чувства.
  • Как принять свои чувства
  • А я чувства свои спрячу
  • Осознай свои чувства!
  • Опираясь на свои чувства
  • Расскажи мне про свои чувства
  • Чувствуйте свои чувства.
  • Зачем осознавать свои чувства
  • Как научиться замечать свои чувства?
  • Выражаем свои чувства конструктивно.
  • Не могу выражать свои чувства.
  • Я имею право на свои чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь