Как помочь ребенку выбрать профессию.

Тема профориентации волнует родителей уже начиная с садовского возраста, и неудивительно, что диапазон возраста детей тех родителей, которые пришли вчера на встречу "Как помочь ребенку выбрать профессию" колебался от 7 до 16 лет. Хочется поблагодарить Ольга Салимова, создателя замечательной площадки "Trends.Inspirations.Ideas" для инициативных, энергичных и позитивных людей, желающих менять мир к лучшему, за такую открытую, благодарную и восприимчивую аудиторию. Специалист по HR и подбору персонала, директор рекрутингового агентства Салтанат Абильтаева поделилась ценной информацией о том, как компании оценивают выпускников ВУЗов без опыта работы, а также о прогнозе рынка профессий.

Светлана Богатырева, проектный директор Women's Leadership Fund и проекта Бизнес-мама, напомнила, что у родителей есть великолепная возможность протестировать своих детей на склонность к cуициду на сайте http://teenslive.kz/ (Кстати, если вы приходите ко мне через этот сайт, то на основании договоренности с Women's Leadership Fund стоимость консультации для вашего подростка вместо 5000 тг будет на 20% меньше, т.е. 3500 тг).

Как помочь ребенку выбрать профессию

Я, как обычно, попыталась донести информацию в игровой форме, на что родители очень живо и благодарно отреагировали. Немного подытожу сказанное мной родителям с помощью метафорических карт, sandplay и ответов на их вопросы.
Мне видится, что самое важное не столько правильный выбор профессии, сколько достичь понимающих, теплых и доверительных отношений с подростком. Я выслушала не одну грустную историю своих взрослых клиентов о том, что он "находится не на своем месте". При разборе каждой ситуации, я все чаще убеждаюсь в том, что страдания по поводу "неправильной профессии" - это, как правило, следствие "неправильных" отношений с родителями, боль и обида на которых нашли такое более "экологичное" объяснение в виде "я выбрал не ту профессию".
Как правило, "неправильность" профессии связана с тем, КАКИМ ОБРАЗОМ подростка туда ввели. Если нажимом и давлением, то даже если профессия действительно подходит и есть к ней все надлежащие данные, оскомина и протест будут переживаться, возможно всю жизнь. 
На встрече я осмелилась поделиться некоторыми соображениями, исходя из собственного жизненного опыта, не говоря уже о многочисленных подтверждениях этой мысли из опыта психологического консультирования. Моя мама была достаточно волевым человеком, начальником торгово-заготовительного отдела овощной базы и, если кто помнит, сфера торговли была очень престижна во времена застоя. Конечно, на фоне престижности профессии мамы, мне не очень-то хотелось идти в какое-то педучилище на муз.отделение, чтобы исполнить мамину мечту "быть настоящей женщиной", а не "ломовой лошадью". Но она действительно видела мои склонности, предрасположенность, таланты и, безусловно, была права в том, что у меня иная, более хрупкая структура личности, не для агрессивной торговой сферы. Объяснить, правда, это она мне не смогла без ожесточения и обиды с моей стороны на долгие годы. Но, исходя из ее наблюдений, у меня действительно были все задатки для того, чтобы работать с детьми. У меня действительно это всегда получалось. Мама называла меня "Великий Комбинатор", потому что видела во мне творческий потенциал и он также пригодился мне в работе с детьми и не только. Мне очень пригодились знания в воспитании моих собственных сыновей, которым сейчас 21, 19 и 15 лет. Да, я не стала работать по профессии продолжительное время, но на тот момент она действительно мне пригодилась. Поэтому не спешите обвинять родителей, лучше разберитесь с травмированным опытом детско-родительских отношений. Ведь на производстве, в компании вы работаете среди людей, которые могут напоминать призраки прошлого и не нужно в этом случае списывать на "неправильность" профессии.

Когда ребята, в бытность моей работы в колледже Международной Академии Бизнеса, приходили ко мне и жаловались на то, что "эта профессия не моя", каждый раз это была претензия не к профессии в целом, а к родителю, который насильно упёк его туда. Моя задача в этом случае была не дискредитировать родителя в глазах ребенка, его "неправильным выбором" профессии, а попытаться поработать с болью и непониманием между ним и родителем.

Я считаю, что в жизни у человека должно быть два крыла: одно административное, другое - творческое. Если ты любишь фотографировать (творческое крыло), то наверняка нецелесообразно тратить на это 4 года бакалавриата в вузе по данной профессии. На обучение данному виду профессии-хобби можно потратить меньше времени, учитывая любовь и желание заниматься этим, но при этом иметь также и другое образование, которое структурирует, натренирует и принесет практическую пользу, даст возможность конкурировать на рынке (административное крыло). Ведь волю закалять тоже важно и, согласитесь, даже великим мира сего, достигшим неимоверных высот в любимом ремесле не всегда приходилось делать только то, что нравится. Важно научиться достигать чего-то, платить цену, "заниматься сим постоянно", как учил Тимофея апостол Павел. Я занималась в музыкальной школе, и хоть и не стала великой пианисткой, все же очень благодарна маме за то, что не позволила мне бросить "музыкалку", когда мне вдруг разонравилось заниматься (поступила я туда сама и занималась с великим желанием до определенного возраста). Ежедневные упражнения (даже по 20 минут вместо 2 положенных часов) все равно были отличной закалкой, благодаря которой я и по сей день проявляю настойчивость во многих областях своей жизни. Не бойтесь контролировать детей в разумных дозах. Гипопротекция (отсутствие контроля и опеки) является одним из видов психологического насилия. Ребенок тогда считывает информацию, что он вам просто безразличен. Но, важно помнить, что и гиперпротекция (гиперопека) не способствует большой включенности ребенка в собственное развитие. Не стоит перекармливать ребенка возможностями и идти у него на поводу. Для того, чтобы ребенок чего-то хотел, важно создавать разумный дефицит.

На выбор профессии может также повлиять человек, который очаровал вашего ребенка своей харизмой и обаянием и ребенок, не понимая этого, решил, что нужно теперь иметь точно такую же профессию. И неважно, есть ли к этому предрасположенность и предназначение. Важно понимать, что далеко не каждый продукт, предлагаемый на рынке образовательных услуг подходит вашему ребенку, не смотря на всю грамотность, убедительность и обаяние представителя вуза. Дети в этом возрасте еще очень неразборчивы, поэтому не бойтесь советовать своим детям, не бойтесь что-то рекомендовать. Вы не случайно оказались родителем именно этого ребенка и вы, как никто другой чувствуете его, понимаете его задатки и призвание.


Есть масса психологических инструментов для того, чтобы помочь ребенку определиться с выбором профессии, учитывая тип нервной системы (со слабым типом невозможно долго выносить стресс или работать целый день с отбойным молотком), темперамент (вряд ли горячий холерик будет целый день сидеть за монитором, даже если вы скажете, что айтишник - это профессия будущего), предрасположенность к чему-либо (есть человек-техника, человек-природа, человек-человек). Наука психология вам в помощь в этом.

Еще одним из факторов, который следует учитывать - это порядок рождения ребенка в семье. Когда я произнесла это, глаза родителей округлились "при чем здесь это?". Но, по опыту мамы трех сыновей могу сказать, что задачей среднего ребенка является "догнать и перегнать" старшего, которым все восхищаются и часто средний начинает "перегонять" его во всем, включая направление его профессиональной деятельности или предполагаемого выбора. Мне часто приходилось притормаживать среднего сына в его надрывной борьбе за "догнать и перегнать" и объяснять, что у него другие дарования, не менее ценные и интересные, что всегда благодарно подтверждалось на практике.


А еще на встрече я добавила, что ни смотря на всю актуальность проблемы для вашего ребенка, в первую очередь важно разобраться с собой. Приведу в пример убедительный эксперимент из Книги Стивена Кови.

Если предложить вам банку, а к ней камни, гальку (мелкие камушки) и песок, предложить задачу - уложить все это в банку, с чего начнете? Правильно, с камней. Потом гальку. А мелкий песок заполнит уже все пустоты самостоятельно. Если же начнем с мелочи, то рискуем не уместить все это. Точно также важно разобраться с собственными приоритетами. Есть некая иерархичность, система, определенный порядок отношений. "Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его" - говорится в Псалмах (Пс. 132:1,2). Елей, благословение, энергия, сила течет с головы, сверху, не наоборот. Если улажены отношения, ушло напряжение на верхнем уровне, то это непременно отразится на всех остальных уровнях отношений в семье. И психологи, и педагоги скажут вам, что глядя на ребенка они дадут точную диагностику того, что происходит в семье.  А мы зачастую пытаемся сначала решить проблемы ребенка, а затем уже (в лучшем случае) свои. Так в жизни не бывает. А если даже случается, то вспомните детей, которым такое счастье кажется неполным или с привкусом прогорклости и першения в горле. Это из серии "я для тебя всю жизнь, я из-за тебя...а ты!" Не надо таких жертв. Сначала позаботьтесь о себе. Это как в самолете "наденьте маску сначала себе, затем ребенку". Библия о том же: "возлюби ближнего как САМОГО СЕБЯ". Только после этого поймешь как других любить (не путать с манипуляцией).


Также я напомнила родителям, что для НИХ САМИХ этот возраст не самый сладкий: во-первых, они сами переживают обычные, случающиеся со всеми людьми - кризис среднего возраста, кризис брачных отношений, кризис у подростка и переживания, связанные с этим, а если, помимо подростка, есть еще и мл.ребенок, который идет в школу или новорожденный - это еще один обычный кризис в семье. Добавьте к этому необычные кризисы, связанные с утратой родителей, близких, предательством, форс-мажором на работе, болезнью, экономическим кризисом. Можете ли вы что-то дать в этом случае ребенку кроме страха и тревоги? Зачастую выбор профессии исходит именно из этих состояний. Будет ли ребенок счастлив в такой профессии, навязанной ему из этих мрачных соображений и мотивов?


Поэтому, дорогие мои родители, понимая и проживая все это на собственном опыте, имея профессиональные знания и опыт, настоятельно рекомендую вам свою любимую группу для родителей "Мой шершавый подросток", где мы заряжаем свои батарейки, избавляемся от чувства вины, страха, тревоги, учимся слышать себя и только потом быть услышанными детьми. Поверьте, это работает!

Жду вас каждый четверг в 19.00 по адресу Бухар жирау 23 оф.41. Созвониться-записаться +7(777) 8 555 025.

Вступайте в группу на фейсбук МОЙ ШЕРШАВЫЙ ПОДРОСТОК, читайте полезные публикации, задавайте вопросы и пишите комментарии.
Также, по пятницам в 12.00 и субботам в 13.00 проводятся тренинги для подростков.
С любовью и верой в Вас, психолог Наталья Имтосими



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Я исполню мечту родителей!" (о выборе профессии)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кризис среднего возраста: "симптомы" и "лечение".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Чего я хочу от своей будущей профессии"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты? или "Работа есть - Профессии нет"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь