|
Если вас критикуют...Автор статьи: Наталья Трушина
Необоснованная критика – это тщательно замаскированный комплимент. Помните – никто, никогда не бьет мертвую собаку. Дейл Канеги Критика буквально переводится с французского языка как «искусство разбирать, суждение». То есть по факту это мнение человека о каком-то событии, предмете, его личная субъективная оценка. Но в повседневной жизни это слово приобрело очень явный негативный оттенок: первое, что приходит на ум при слове «критика» - выволочка на ковре у начальства, нескончаемое недовольство супруга, придирки коллег, свекровь, заглядывающая во все ваши кастрюли, чтобы рассказать, что вы неправильно готовите… Полезная или вредная? Чисто гипотетически, считается, что критика – это хорошо. Она вроде бы дает человеку эдакий волшебный пинок, чтобы он двигался вперед, к своим целям, к успеху, богатству и прочему процветанию. Но на практике эта картинка не всегда работает – иногда критика действительно дает пищу для размышлений и развития, а иногда от нее так тоскливо становится, что все силы куда-то уходят, и хочется источнику критики дать в лоб, или же забиться в угол и тихо там грустить. Как отличить конструктивную критику от неконструктивной? Задайте себе вопрос: критика касается вашей личности, или ваших действий и поступков? Ваша личность, характер, настроение, эмоции, желания – это ваша личная территория, где никто, коме вас, не имеет право командовать. А если начинает командовать, то рискует справедливо получить в нос. Сравните две реплики: 1) «Вы сделали ошибки в отчете, это подвергает риску весь проект». И 2) «Вы снова напортачили, это просто позор! Как можно быть таким неаккуратным, чем вы вообще думаете?». В каком случае хочется подумать и сделать по-другому, а в каком случае - огрызнуться? Эпизод или традиция? Отличие полезной критики от изнуряющей и выматывающей еще и в том, как часто и по каким случаям человек ее выдает, и замечает ли при этом вещи, достойные похвалы. Если вы новичок на работе и часто делаете ошибки, справедливо ожидать, что вас будут поправлять. Если вы впервые сели за руль автомобиля, инструктор поначалу справедливо будет критиковать ваш стиль езды. Однако если вы в принципе не слышите от начальника/инструктора ничего иного, кроме критики, а все ваши достижения, сильные ходы и удачные решения пропускаются, как не заслуживающие внимания – возможно, этот человек вообще не способен на справедливое суждение и не владеет «искусством разбирать»? Стоит ли на 100% прислушиваться к его словам? Кому выгодно? Конструктивная критика учитывает ваши личные интересы цели, в то время как неконструктивная поддерживает или чужие интересы, или вообще абстрактные категории. Вот, опять же, вариант: «Ты хочешь добиться повышения? Тогда, наверное, опаздывать на работу и брать постоянные отгулы – не самый лучший вариант действий» (дружеская версия). «Ваши регулярные больничные тормозят рабочие процессы во всем отделе» (версия руководителя). Или же вот так: «Хороший сотрудник и просто воспитанный человек не позволяет себе опаздывать!». Реплики 1 и 2 помогают взять на себя ответственность за свои собственные действия. Реплика №3 – создает неприятное подозрение, что я «нехороший человек». Непонятно, для кого, правда, хороший – нехороший, но все равно как-то неприятно. Что прячется в конфетной обертке… Бывает такое интересное явление в отношениях – человек на словах всячески рассказывает, как вы ему дороги и как он о ваших интересах печется. Но почему-то пообщавшись с ним вам каждый раз как-то не по себе, или грустно, или раздражение непонятное просыпается, или кажется, что все плохо и ничего не выйдет. Если вы выбираете, чему доверять – словам, или ощущениям, опирайтесь на ощущения! На словах можно декларировать любые благие цели. А на деле реплика может начинаться как «Я тебе как друг скажу правду!» - а за этим на вас обрушится поток, как бы так помягче сказать… искренностей. Может, стоит немного отгородиться от такой болезненной правды? Бережность – это не значит врать в глаза, но значит быть внимательным, и обращать внимание, когда количество информации становится для собеседника сложно переносимым. Ничего не слышу! Внутренние установки, которые мешают трезво воспринимать даже доброжелательную и конструктивную критику: - неуверенность в себе («Я плохая, и вот еще одно этому подтверждение») - запрет на ошибки («Я должна делать все идеально, ошибка это провал») - критика=унижение («Когда мне указывают на ошибку, это унизительно») - критика=нелюбовь, отвержение («Меня ругают, значит, меня все бросят, и я останусь одна») - «Взрослый всегда прав», или же «Если человек компетентно говорит, значит, он знает дело, я должна его слушать», отсюда некритичность, невозможность «фильтровать» критику - критика=«все пропало» («Раз меня критикуют, значит я провалилась, и уже бесполезно дальше стараться») Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|