Управляемый кризис. Кто или что инициирует терапевтически значимые изменения?

Введение в психотерапию в качестве центральных категорий контакта и диалога требует соответствующей трансформации представления о власти. Чрезвычайно трудно переоценить значение для методологии психотерапевтической модели ответов на простые вопросы: «Кто отвечает за происходящее в психотерапии?», «Кто инициирует терапевтически значимые изменения в терапии?» и т.д. 

 

В полевой парадигме в отличие от парадигмы индивидуалистической происходит смещение власти и ответственности в пространство вне субъектов терапевтического процесса. Таким пространством выступает сам процесс терапевтического контактирования. Таким образом, тезис основателя гештальттерапии о том, что процесс терапии представляет собой переход человека от опоры на других к опоре на себя самого, с позиции рассматриваемой методологии представляется некорректным. Более того, оба предлагаемых в качестве критериев Ф. Перлзом способа организации контакта со средой оказываются уязвимыми ввиду того, что приводят к утрате границы-контакта. Я уж не говорю о методологической непоследовательности подобного тезиса по отношению к предыдущему постулированию ценности границы-контакта.

Терапия управляемого кризиса. Как я уже отмечал, целью диалоговой феноменологической психотерапии выступает естественное течение процесса переживания. Сложность, стоящая перед терапией, заключается в том, что клиент обращается за помощью в той ситуации, когда процесс переживания деформирован или вовсе блокирован. Разумеется, подобные экстренные меры так или иначе связаны с попыткой защиты человека от невыносимых для него чувств, желаний, образов и т.д. Поэтому, ставя своей задачей восстановить течение процесса переживания, терапевт, по сути, с необходимостью инициирует кризис, справляясь некогда с которым клиент заблокировал процесс переживания. Таким образом, диалоговая феноменологическая терапия в некотором смысле является терапией управляемого кризиса. Управляемого в том смысле, что в актуальной ситуации возникшего кризиса клиент оказывается с ним не один на один, а с поддержкой терапевта. Вкладываясь в восстановление процесса переживания, терапевт и клиент создают условия, в которых инициируемый терапией кризис может быть пережит.

Сказанное в некоторой степени уточняет позицию Ф. Перлза и П. Гудмена о ценности конфликта для развития человека. Так, например, они считают, что «вообще никакой конфликт не может быть растворен посредством психотерапии. Особенно «внутренние» конфликты: они сильно энергетизированы и глубоко затрагивают пациента, представляя собой средства для роста; задача психотерапии – сделать их осознаваемыми, и тогда они могут позаимствовать новый материал из среды, перейти в кризис» [Перлз и Гудмен; С. 209]. И немного далее добавляют: «Для терапевта опасность эмоционального конфликта и страдания в том, что это может разрушить пациента, разбить его на кусочки. Это действительная опасность. Но этого можно избежать не только путем ослабления конфликта, но и усилением самости и самоосознавания (курсив мой – И.П.). Когда человек осознает, что это его собственный конфликт, и что он сам разрывает себя на куски – это становится новым динамическим фактором в ситуации. Затем, когда конфликт находится в центре внимания и обострен, человек скорее достигнет установки творческого беспристрастия и идентифицируется с приходящим решением» [Перлз и Гудмен; С 215-126].

Возвращаясь к идее управляемого кризиса, необходимо отметить, что терапевтическая ситуация поля, насыщенная в результате инициации кризиса значительно выраженными или даже невыносимыми психическими феноменами, нуждается в такой же значительной поддержке со стороны собственно терапевтического процесса и самого терапевта. В противном случае терапия скорее превратится в пространство для вторичной травматизации, нежели в место, где восстанавливается процесс переживания и ревитализируется self.

 



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Процесс переживания утраты
  • Что представляет собой процесс психотерапии
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Качество терапевтического контакта важнее содержания психотерапии
  • Когда подростки становятся невыносимыми: факторы, усугубляющие течение подросткового кризиса
  • Тема смерти и её значение для терапевтического процесса
  • Про внутренние опоры и процесс психотерапии
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • О структурировании терапевтического процесса
  • Переживания в психотерапии стихами 1
  • «Феноменологические мостики» в технике психотерапии переживания
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Особенности работы с людьми с паническими атаками Взгляд изнутри терапевтического процесса
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Полгода до кризиса. Что можно успеть сделать в преддверии нового финансового кризиса
  • Этапы творческого процесса в жизни человека
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Важность эмоций для процесса психотерапии
  • Специфика процесса групповой психотерапии
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Смерть близкого человека. Стадии переживания.
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Болезненные переживания человека с пограничным личностным расстройством
  • Процесс психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь