|
Как дружить с ребенком в подростковый кризис.Автор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
– Вова! Тишина в ответ. – Володя! Нет ответа. – Вовка! Какая-то возня и поскрипывание дивана – Не смей меня игнорировать! Долгая напряженная пауза. – Прости мама, я в наушниках. – Голос подростка сочился сарказмом. – Не выдумывай. Если я если захочу тебя тролить, то придумаю, что-нибудь повеселее, – Володя уселся на диван у компьютера и приготовился к скандалу. – Да как ты смеешь со мной так разговаривать! – мать вошла в комнату и нависла над сыном. – Как ты смеешь говорить со мной таким тоном! – Ну прости, – подросток бросил это как бы между делом, полностью углубившись в смартфон. – Смотри на меня! Ты слышишь! – она попыталась вырвать у него гаджет, но он ловко увернулся и отскочил к окну. – Не заставляй меня делать это! – сын торопливо начал открывать окно всем своим видом показывая, что собирается сделать непоправимое. – Вовочка не надо! Только не пугай меня больше! – мама кинулась к окну пытаясь его закрыть. Несколько секунд они боролись за обладание оконным проемом. Сын пытался открыть окно, а мать настойчиво пытался его закрыть. В конечном счете победила молодость. Победно в звыв Вова вскарабкался на подоконник и оглядел двор с высоты пятнадцатого этажа. – Я же говорил тебе! Не доводи меня до последнего… – судя по драматическому голосу и пафосному взгляду, прыгать вниз Вова не собирался, но мама панически боялась, что он упадет случайно. – Слазь, мерзавец! Слазь, я тебе говорю! Убьешься идиот! – Убьюсь! Не подходи! Так и умру не понятым! – Слазь! Я милицию вызову! – Вызывай! Пусть все знают, что ты плохая мать! – Слазь сволочь! Я тебя в интернат сдам! – Да! Давай! Лучше я в интернате сдохну, чем с тобой жить! Папа от тебя сбежал и я сбегу! – это был явно удар ниже пояса. Мать истерически зарыдала и тихонечко съехала на пол. Полная беспомощность накрыла её с ног до головы. Вова, медленно сполз с подоконника. Присел рядом и погладил маму по голове. – Прости, мам я это зря сказал. Прости. – Сколько бессонных ночей я на тебя потратила! Сколько слез выплакала, а ты меня ни во что не ставишь! – она плакала уже тихо, развозя слезы по щекам. – Ладно, ладно. Только не начинай эту пластинку снова. – Вова терпеть не мог рассказы о бессонных ночах и страданиях над детской кроваткой. – Ты зачем меня звала? – Я обед приготовила, хотела чтобы ты поел. – Отлично. Вот и пообедали… – Вова встал, закрыл окно, тоскливо огляделся по сторонам и вышел из комнаты.
*** Здравствуйте, дорогие наши читатели! Мы опять вместе с вами. Снова важная тема. Подростки, подростковый кризис и ему сопутствующие ужасы-корюжасы. Страх, что ребенок попадет в дурную компанию, сепорация, непослушание, волчий взгляд исподлобья. Страшные рассказы о подростках наркоманах. Запах сигарет от одежды, бутылка вина неумело спрятанная за шкафом. Или просто, депрессивное состояние, аппатия, грусть, полное непонимание куда идти и кем стать. Куда подевался наш милый малыш, который радовался и радовал вас и всех окружающих, своей непосредственностью и чистотой.
В этой главе мы говорим о том, что такое личностный кризис и возрастной кризис, в чем особенности подросткового кризиса, какие задачи в ходе него должны быть решены. Наша цель – объяснить родителям, что переходный возраст – это не какой-то монстр, которого нужно бояться до дрожи и с которым надо отчаянно воевать, а необходимый этап формирования личности их сыновей и дочерей. Человек не может жить без личностных кризисов. Все развитие происходит через кризисы. В общем и целом кризис – это когда по-старому ты уже не хочешь, а по-новому не умеешь. Желаемое сильно расходится с действительным. Кризисы бывают индивидуальные, а бывают общие, через которые все люди проходят. Один из них – подростковый кризис. Нужно взрослеть. Детские способы поведения уже не подходят и не приносят радости, а новых еще нет. Но они должны появиться. Подростковый кризис – это об этом. Поэтому кризиса переходного возраста не надо пугаться. Без него наши дети не повзрослели бы. Самое главное – поддержать их в том, чтобы они взрослели, а не удерживать насильно в образах малышей.
Но давайте обо всем этом поговорим поподробнее и развернуто. Друзья, нас с вами ждет увлекательное путешествие в подростковую психологию и в психологию взросления. Берите с собой ручки и карандаши для пометок на полях, большой молоток, чтобы ломать стереотипы и отменное чувство юмора. Без иронии часто невозможно воспринимать устаревшие убеждения и установки, которые пытаются завладеть нашими умами. Итак, что же такое личностный кризис. Это, когда человек попадает в ситуацию, где он уже не может жить по старому. Ломается весь старый уклад его жизни. Под воздействием каких либо обстоятельств он должен измениться и перейти на новый этап развития. Как не парадоксально, первый кризис такого рода, мы проходим в утробе матери. Ближе к последним месяцам беременности. Такой знакомый, комфортный и дружелюбный мир, становится тесным и начинает выталкивать малыша во вне. А ребенок, там уже освоился. Знает там, каждый закуток, каждую складочку. Что, снаружи, этого теплого мира, наоборот неизвестно. Отсутствие информации порождает страх. Ребенок не может оставаться в своем старом мире, но в новый мир тоже не может перейти сразу, без подготовки. Но, вот, роды прошли успешно. малыш родился, окреп и хорошо уже разобрался в новом мире. Состоявшем из мамы, папы, старшего брата и кота Васи. Он знает уже всю двухкомнатную квартиру вдоль и поперек, уверенно ходит и почти не промахивается, когда писает в горшок через бортик. Вот здесь лежит еда, вот через эту дверь приходят гости и родственники, есть еще улица и другие дети на игровой площадки за домом. Как видите, его мир расширился и стал больше. Но не тут то было. Пора идти в детский сад. Тут уже совсем новый мир. Свои порядки, Много детей. Законы детей и взрослых. Воспитатели, терки внутри группы. У ребенка снова начинается кризис. Как жить в этом месте он не знает и начинает ошибаться. Это вызывает стресс. Но обратно в маленький домашний мирок, он вернуться не может. И вынужден пройти через испытания кризиса, чтобы адаптироваться в новой жизненной ситуации. Где-то через год, малыш уже уверенно рассекает в детском саду. Он там знает каждый закуток и каждую щелку. Виртуозно обходит дурную нянечку Клаву, меняется игрушками, выкидывает ненавистную манную кашу так, чтобы никто не заметил. Короче, процветание и благоденствие. Но тут, как назло школьный возраст. Хлоп. И весь изученный детсадовский мир отправляется в известное место. И снова неизвестность. Оценки. Из класса ты не выйдешь просто так. От тебя требуют что-то изучать. Контрольные. Диктанты. Оценки в четверти. Страх остаться на второй год. Учебники. Неподъемный ранец. Униформа. Стресс. Стресс. И еще раз стресс. Ребенок начинает втыкаться, так сказать, в тему. Адаптируется к учителям, к одноклассникам, новой столовке. Нужно заодно разобраться с деньгами. Библиотека. Пугают выпускными экзаменами. И вот, когда ты уже полностью адаптировался к школе и чувствуешь себя полностью уверенно. Все заканчивается. Начинается институт. В самом лучшем случае, ты принял решение сам, в какой вуз поступить. В худшем случае мама с папой тебя пристроили куда посчитали правильным. А здесь все вообще по новому. Новые отношения. Новые люди. Новые страхи. Как грядущий дамоклов меч будущее устройство на работу. Но и институт заканчивается и нужно устроиться на работу, создать семью. И это такой же кризис. А потом приходит понимание, что работа не твоя или надоело вкалывать “на дядю” и пора создать, что-то своё. И снова стресс личностный – кризис. У мужчин ко всему еще добавляется служба в армии, что само по себе является испытанием и своеобразным кризисом. Для женщин это роды. Здесь за девять месяцев проходят все стадии личностного кризиса, который разрешается рождением ребенка и переходом в новый социальный статус. Девушка из девочки становится женщиной. Потом выход на пенсию и это тоже кризис. Переход в состояние пожилого человека. Метафора пенсионер. Надо понять, что с этим делать. Найти новые смыслы, переориентироваться в новом статусе. Преодолеть страхи. Примириться с неизбежностью смерти. Ну и финальным испытанием человека, как вы уже догадались, является смерть. Переход человека в мир иной. Которому тоже предшествует личностный кризис. Тоже стресс знаете ли и не малый. Тоже неизвестность, как у младенца перед родами. Тоже страхи. Ну и конечно, как и после родов все заканчивается хорошо. Но в этой книге мы не будем углубляться во все виды человеческих кризисов, включая экзистенциальный и индивидуацию (поиск, обретение и вработка индивидуального смысла жизни). Здесь мы поговорим именно о подростковом кризисе. О том, что это такое и с чем его едят. Вы уже поняли, что кризисов не надо бояться. Это естественное состояние психики развивающегося человека. Без кризиса – развития не бывает. Кризис предшествует испытанию на новый уровень. Убегая от испытаний человек остается слабым и не взрослым. Проходя испытания и побеждая становится успешным, развивается и достигает новых уровней. Люди имеющие сильные поддерживающие установки, легче и спокойнее проходят испытания. Кризисы воздействуют на них менее травматично. Люди имеющие негативные установки тяжело и трудно проходят испытания. Или могут не пройти их вообще. Чем сильнее, страхи и блоки, тем страшнее и тяжелее симптомы кризиса. Одна из самых главных задач родителей, снабдить своих детей мощными поддерживающими установками с очень широкой рамкой. Ярким примером такой установки например является фраза постоянно повторяемая ребенку с самого детства. “Я точно знаю, что в любой, даже самой сложной, жизненной ситуации ты найдешь наилучшее решение”.
© Алексей Афанасьев. Мария Афанасьева. Светлана Сонет. Алена Яра. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|