Близкие отношения: как не "слиться"?

Автор статьи: Аванесян Марина

Как не перепутать слияние и близость?

Помните у Л.Н.Толстого в "Анне Карениной" диалог Кити и Левина:

...«Вот», — сказал он и написал начальные буквы: К, В, М, О, Э, Н, М, Б, 3, Л, Э, Н, И, Т. Буквы эти значили: Когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это никогда или тогда». Не было никакой вероятности, чтобы она могла понять эту сложную фразу. «Я поняла», — сказала она, покраснев. «Какое это слово? — сказал он, указывая на «Н», которым означалось слово никогда. «Это слово значит „никогда", — сказала она, — но это неправда». Он быстро стер написанное, подал ей мел и встал. Она написала: «Т, Я, Н, М, И, О». Он вдруг просиял: он понял. Это значило: «Тогда я не могла иначе ответить» («Анна Каренина», ч. 4, гл. XIII).

Казалось бы, вот она, любовь - понимать друг друга с полуслова, предугадывать желания другого. Однако именно так может начинаться конец отношений....

Стадии развития отношений

В детстве ребенок получает от родителей заботу и любовь. Родители смотрят на него, умиляются, говорят особым детским языком, обнимают, стараются утешить, если он плачет. Ребенок полностью зависит от них - в буквальном смысле, он умрет, если его вовремя не покормят. Такой тип отношений называется слиянием.
Став подростком, вчерашний ребенок выламывается из существующих отношений, перечит родителям, а в своем развитии всё больше опирается на сверстников и внешний мир. Он противозависимый. Часто действия подростка диктуются не его желаниями, а именно в пику родителям ("Назло бабушке отморожу уши"). 
После того, как человек прошел первые две стадии и отделился от родителей, он способен создавать уже собственные близкие отношения. Важно, что выбор партнера - это выбор самого человека  в отличие от родительской семьи, которая дана нам по рождению. Он выбирает и его выбирают. Оба партнера - взрослые. Между ними возникают договоренности, некоторые права и обязанности, особенно если дело касается пополнения в семье. Отношения зрелых людей можно определить как взаимозависимые.

Если вдруг случается поломка...

Часто бывает, что в отношениях взрослого с другими по-прежнему остается внешний локус. Это значит, что человек создает как бы взрослые отношения, но по модели детских. Он забывает про то, что его партнер - это Другой. Как это проявляется в отношениях?

Перестают различаться собственные чувства, мысли и чувства и мысли партнера. В этот момент появляется сожаление и обида - "Как же он(а) меня не понимает!" и ответное "Я же не телепат". 
О безответственности за себя свидетельствуют фразы "Ты испортил(а) мне всю жизнь!" или "Если бы не ты, я бы...".
Большое число претензий к другому, поучений и рекомендаций (без его запроса!) - также являются индикатором созависимости в отношениях. Человек пытается повлиять на партнера, чтобы тот был лучше, краше, умнее - именно таким "окольным" путем, через другого, он заботится о самом себе. Если бы это были зрелые отношения, то он бы самореализовался, действовал от себя.

"Предельное проявление приклеености - это когда человек ожидает, что измениться кто-то другой, и тогда он почувствует себя лучше  <...> когда два человека учатся быть самостоятельными, цельными, автономными людьми, им больше не нужно защищаться друг от друга" (Уайнхолд, 2002).

Пожалуй, самый главный индикатор зависимых отношений - это страх их потерять. Другой назначается вечным и неизменным партнером, который присваивается, о котором все известно наперед, у которого не просят, а требуют, перед которым пресмыкаются, а через минуту повышают голос. 

Прояснять отношения важно и нужно, но в созависимых отношениях много манипуляций и зачастую непроявленной агрессии. Она в виде раздражения отравляет жизнь обоих партнеров.

Гореть_ нельзя_морозиться!

Высока вероятность того, что в отношениях созависимый человек будет либо “прилипать”, становясь очень привязанным, или, с другой стороны, пытаться разъединиться, становясь очень обособленным, то есть противозависимым (Уайнхолд, 2002). Это связано как раз со страхом потери, о котором писалось выше. Он мешает осознать свои собственные границы и уважать, принимать во внимание границы другого человека, его волю и намерения. Любовь - это всегда искренний интерес к другому, желание узнать его индивидуальность, интерес к нему как к Другому и готовность принять его инакость. А если так получилось, что он разлюбил хочет уйти - принять его выбор.

Начать с себя

Таким образом, вечные ожидания от другого, обиды на него - проявление созависимых отношений, которые истощают обоих партнеров.

В психотерапии есть шанс вырасти, осознать свои возможности и научиться опираться на себя и свои ресурсы, без всяких обид на мир и людей вокруг. 

Есть другой вариант - если у партнера хорошие границы, то второй потихоньку учится у него. Однако, к сожалению, часто пару образуют именно созависимые люди. 

P.S. В отношениях с родителями труднее всего, потому что они изначально непартнерские. Эту темы мы разберем позже.

Упражнение из книги  (Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М., 2002.  224 с.)

Авторы пишут о том, что в середине конфликта иногда нужно взять перерыв.

1) Подумайте о трех чертах своего партнера, которые вам не нравятся, и вы хотели бы, чтобы он их изменил. Напишите их на листочке бумаги. Потом спросите себя: “Где и как я веду себя так же и когда я поступаю также?” Запишите свои ответы на бумаге. Затем спросите себя: “Готов(а) ли я изменить эти черты в себе самом?” Если вы ответите “нет”, то какое вы имеете право требовать изменений от своего партнера?

2) Если вы все-таки изменяете в себе эти нежелательные черты, другой тоже может захотеть измениться. Единственный способ изменять других — изменить вначале себя. Ставить свое благополучие в полную зависимость от другого - верный путь к созависимым отношениям.

Получается, что уважение к себе и партнеру, как это не банально, хорошая основа для создания отношений.

 

 



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • 50+. Отношения. Часть 1. ДРУЖБА."Если друг оказался вдруг..."
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Как сценарий "Без Любви" влияет на выбор партнера в отношениях
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Любовь "мышки" и "звезды": зависимость от яркого талантливого партнера.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • "Работа с МАК". Расклад "Выбор партнера".
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать, если ваш мужчина хочет "паузу в отношениях"?Инструкция
  • Зависимость от другого как путь к "полюбить себя"
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь