Какая она креативная личность?

Автор статьи: Вера Гасимова

                           Гуманистическая психология со своими теориями дурного бесконечного развития личности ... в нашей стране не только повторяет многие ошибки западной психологии, но и приобретает чисто «наш» размах под лозунгом «Даешь креативизацию всей страны!»                                                                                                                 Ю. Вагин (2002, с. 246)

    

     Что такое креативность с точки зрения современной науки мы рассмотрели в предыдущей статье (см. https://www.psyoffice.ru/article/creativnoct_s_tochki_zreniya_sovremennoy/). Теперь рассмотрим вопросы, связанные с личностью.

     Креативность не функционирует сама по себе, изолированно, а связана со всей системой личности (Пономарев, 1994; Богоявленская, 2002; Ушаков, 2005; Martindale, 1989; Csikszentmihalyi, 1997 и мн. др.). Одни устойчивые и стабильные с черты личности служат благоприятной основой для креативности, в то время как другие устойчивые и стабильные черты, напротив, не способствуют, и даже могут тормозить проявления креативности. Свойства и черты, способствующие креативности, рассматриваются в качестве креативного потенциала личности.

    Что это за черты личности? Существует ли какая-либо единственная черта, характеризующая креативную личность, или, напротив, имеет место какое-то множество таких черт?

     Некоторые исследователи рассматривают креативность как отдельную черту личности (например, Торренс, Богоявленская), но расходятся в том, какая именно эта черта. Кешдам и Финчем (Kashdam & Fincham, 2002) связывают креативный потенциал личности с любознательностью. Мартиндейл (Martindale, 1989) говорит о высоком уровне самоуверенности. Креативные люди уверены в себе, когда создают креативные идеи. Но это не значит, что все самоуверенные люди креативны. Однако, самоуверенность может выражаться в самонадеянности, и тогда она тормозит креативные идеи (цит. по: Дорфман, 2006, с. 15).

     Существует и другой подход, согласно которому креативность рассматривается как множество отдельных черт личности, как некий набор личностных факторов. Баррон и Харрингтон (Barron and Harrington, 1981) выделили стабильный набор особенностей, повторяющийся в работах многих исследователей: высокая оценка эстетических качеств опыта, широта интересов, привлекательность сложных стимулов, энергичность, независимость суждений, автономность, интуитивность, доверие собственным суждениям, способность согласовывать противоположные или конфликтующие черты в Я-концепции, уверенность в креативности своего Я.

     Есть еще один подход, в котором креативность рассматривается как профиль личности. Чикжентмихалий (Csikszentmihalyi, 1997 – цит. по Дорфман, 2005, с. 89) отмечает, что креативные личности обладают, на первый взгляд, взаимоисключающими чертами. (1) Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха. (2) В одно и то же время они суровы и наивны. (3) В их личности комбинируются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. (4) У креативных личностей перемежаются представления, фантазии, и чувство реальности. (5) Креативные люди проявляют особенности как экстравертов, так и интровертов. (6) Креативные люди скромны и горды одновременно. (7) Они избегают стереотипов в области половых ролей. (8) Они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. (9) Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе. Также они могут в высшей степени объективно оценивать свой труд. (10) Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли. Но также они очень любят удовольствия. Для креативных личностей характерны вступающие в противоречия друг с другом крайности. Креативная личность обладает способностью смещаться от одних крайностей к другим в континууме одних и тех же черт, например, от проявлений экстравертированости к проявлениям интровертированности. При этом ни один из полюсов какой-либо черты по отдельности не может объяснить креативность.

     То есть в креативном человеке одновременно сочетается некое уникальное сочетание особенностей, черт и свойств. Ни одна из особенностей по отдельности не является редкой. Редким является их определенный набор и характер сочетания в одном человеке. Более того, эти особенности являются необходимыми и должны быть представлены в этом наборе одновременно.

     Эмпирические исследования (Дорфман, 2004, 2005; Челнокова, 2009) позволили установить две большие области в личности человека, влияющие на креативность. Первая – склонность личности к обладанию, воплощению себя в других людях, глубокое погружение в задачу, и тогда личность обладает такими чертами, как экстраверсия, доминантность, поиск новых впечатлений. Вторая – склонность личности быть автором собственных мыслей, дел, и тогда личность обладает такими чертами, как автономность, независимость, агрессивность.

     Обязательным условием для креативности являются знания, которыми владеет человек в какой-либо области. Знания, известные идеи – основа, на которой и функционирует креативное мышление, создавая новые комбинации идей (см., напр.: Martindale, 1989, 1999; Богоявленсякая, 2004; Пономарев, 2006; Ушаков, 2006). Чем больше знаний, тем больше вероятность инсайта. Ньютон открыл закон всемирного тяготения благодаря тому, что ему на голову упало яблоко. Однако это произошло только потому, что он был профессионально образован в области физики и смог перекомбинировать свои знанию в новые законы. Сколько бы яблок не падало на голову человека не сведующего в физике, вряд ли в ней возникнет хотя бы одна догадка о физическом законе (Л. Я. Дорфман, 2006, с. 11).

     Ломброзо писал, что гениальные люди всю жизнь остаются одинокими, холодными и равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Ньютон – тому доказательства. Кречмер указывал, что «потомство гениев по мужской линии почти всегда быстро вымирает. Часто гений остается без потомства» и  обладание знаниями не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и оставить потомство (цит. по Вагин, 2002, с. 254).

     Теперь коснёмся вопроса биологических предпосылок креативности. Следует отметить, что Айзенк (Eysenck, 1995) полагал, что креативные люди подобно шизофреникам, страдают ослаблением тормозных селективных механизмов. Мартиндейл (Martindale, 2002) рассматривает когнитивное растормаживание как общее основание креативного мышления и креативной личности. Оно выражается в низком уровне кортикального возбуждения, отдаленных ассоциациях, экстравертированности, поиске новых ощущений, гибкости, способности глубоко погружаться в задачу. Процессы растормаживания и торможения корково-подкорковых структур – два важных аспекта, противоречащих друг другу. Растормаживание выражается в ослаблении тормозящей функции коры больших полушарий. Когнитивное торможение связано с отсеиванием нерелевантных стимулов, связано с такими качествами, как регуляция, саморегуляция, самоуправление, контроль, умение доводит начатое до результата. Креативной личности важно научиться использовать и управлять этими двумя противоположными состояниями, иначе преобладание процессов растормаживания несет в себе угрозу для развития личности.

   Таким образом, вырисовывается интересная личность: любознательная, самоуверенная, энергичная, независимая в суждениях, автономная, интуитивная, доминантная, агрессивная, склонная к поиску новых впечатлений, с одновременно сочетающимися уникальными особенностями, со вступающими в противоречия друг с другом крайностями, с выраженным ослаблением тормозных селективных механизмов, одинокая, обладающая солидным багажом знаний.

    В чем развивать такую личность? Каково быть такой личностью? Надо ли повсеместно массово формировать, воспитывать людей (читай – детей), чтобы они стали такими личностями? Как взаимодействовать с такой личностью?

     Как видим, проблема развития креативности не столь проста, как её представляют СМИ, психологи, педагоги, родители.

    Мы еще не затронули вопросы коммуникации креативной личности с другими людьми и других людей с креативной личностью. Это отдельная тема для большого разговора, в которой больше вопросов, чем ответов.

 

Литература

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. – № 1. – С. 111–131.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

Вагин Ю. Р.  Креативные и примитивные. – Пермь: Русский Гуманитарный Интернет Университет, 2002. – 342 с.

Дорфман Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119.

Дорфман Л. Я. Креативность и развитие личности // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. тр. / Отв. ред. Л. Ф. Баянова, Ю. И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. – Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. – С. 7–19.

 Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал, 1994. – Т. 15, № 6. – С. 43–53.

Ушаков Д. В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. − T. 2, № 4. − C. 53–56.

Челнокова А. В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности // Дисс. канд. психол. наук. – Пермь, 2009. – 188 с.



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Психологические черты порнозависимой личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Особенности креативной личности и роль интуиции в творческом процессе.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Черты пограничного расстройства личности
  • Личность и границы личности.
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Развитие пограничных черт личности
  • Основные особенности консультирования клиентов с алекситимией или алекситимичными чертами личности.
  • Креативность. Творчество. Креативные барьеры
  • Самогипноз. Психология развития личности.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности
  • Люди-объекты, люди-функции, люди-личности
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь