|
Как подростку войти во взрослость?Автор статьи: Байкаш Людмила Александровна
Как подростку войти во взрослость? Для родителей, воспитателей, педагогов, начинающих психологов. Дорогие друзья, я вас приглашаю к размышлению. У меня есть авторская программа « Как вашему подростку помочь стать успешным?" Это продолжение моей статьи, которая называлась « Как вашему подростку помочь стать успешным?» , в которой я рассказывала какие природные ресурсы вашего подростка нужно активизировать, чтобы помочь ему стать успешным? Я продолжаю размышления по этой теме. ИТАК, для подросткового возраста ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ является ОБРЕТЕНИЕ ЧУВСТВА ИДЕНТИЧНОСТИ. Так как я основываюсь на работах Э.Эриксона и Л.С.Выготского, то мои размышления будут в парадигме этих теорий. Подростковый возраст(по определению Э.Эриксона) является своеобразным мораторием (отсрочкой, приостановлением) идентичности – подросток Ребенком уже БЫЛ, попробовал, а как БЫТЬ Взрослым еще пока не знает Подростковый возраст это как социально авторизированная отсрочка во ВЗРОСЛОСТЬ.. А как туда «войти» в эту самую ВЗРОСЛОСТЬ? Это похоже, когда вас пригласили на бал, а вы на таких балах никогда не были и не знаете, как и во что одеться, как там общаться, какие там правила и т.д. Для интеграции во ВЗРОСЛОСТЬ человеку нужно время, и общество дает ему это время. Если вы собираетесь на бал, где никогда не были, вы будет крутиться у зеркала, примеряя свои наряды, прически, манеры – как стоять, как общаться, как говорить…. Так и подростки – они экспериментируют с паттернами (это образы, шаблоны, формы, модели) идентичности. Известно 7 областей, фактически представляющих собой конкретизацию основной возрастной задачи. И подросток не обязательно будет «пробовать» себя во всех семи из этих областей, а - в некоторых. Вот эти семь областей:
Я работала с одной девочкой. На тот момент она училась в 11 классе, а выглядела на лет 12-13. В 11 классе у девушек уже есть вторичные признаки половой идентичности. А у этой девочки- все как у 11-летней, никаких округлостей. Когда она ко мне приходила, садилась на диван, сворачивалась калачиком, как маленькая худенькая собачка, и становилась такой жалкой, ни кому не нужной. Мама ее мне по секрету сказала, что она переживает еще из-за того, что не похожа на девушку. У нее тоже была проблема с идентичностью – «Я не такая как другие девочки, уже девушки». Мы с ней работали над развитием ее психических процессов. Через несколько лет я ее встретила на курсах, где я преподавала психологию. Я ее не узнала. А она, узнав, что я буду у них вести психологию, пришла на занятие с букетом цветов, вышла к кафедре, стала меня благодарить при всех курсантах. Я сначала ее даже не узнала, - она расцвета, как роза. Стала красивой, фигура отличная. Произошло ЧУДО, хотя это не чудо. Психические процессы стали развиваться , и она стала физиологически развиваться. Конечно, формирование идентичности в моей программе не выделяется особым занятием. Этот процесс идет опосредованно по всему курсу.
Эта задача также решается опосредованно по всему курсу моей программы «Как вашему подростку помочь стать успешным?»
Формирование идентичности зависит от успешного экспериментирования с широким набором ролей. Поэтому, взрослые должны знать об этом экспериментировании и не критиковать грубо, а лучше корректно сказать, что эта роль ему не подходит и назвать его положительные , сильные стороны личности, характера, чтобы он создал роль, исходя их этих его ресурсов. И сказать о положительном нужно в присутствие других людей. Знаете принцип нашей императрицы Екатерины Великой? Она ругала своих подчиненных без свидетелей, а хвалила так, чтобы все слышали.
А так как работой основной для подростка является учебные занятия, участие в каких-то конкурсах и т.п., ну и другая работа. Чтобы не было КРИТИЧЕСКОЙ проблемой начало этой работы, надо ему формировать ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ успеха. Здесь можно использовать творческое яркое воображение УСПЕХА, что будет ЧУВСТВОВАТЬ он, когда будет закончено это дело. В моей программе начало занятий с подростками ПРЕДВОСХИЩЕНО тем, каким он станет после окончания занятий. Это дает дополнительную мотивацию на работу.
Эта проблема сегодня очень актуальна. Что мы часто видим в жизни вокруг нас и по телевидению, когда малолетние подростки начинают сексуально-половую жизнь, девочки, совсем не подготовленные к роли матери, рожают детей. Это происходит как раз из-за инфантильности в половом развитии. Обучение контактам с противоположным полом раньше проходило через массовые игры, когда в игре нужно было брать девочку или мальчика за руку, это были «пятнашки» и много других игр, где были телесные прикосновения. Даже ухаживания мальчика за девочкой тоже происходило в виде игры: когда мальчик пытался обнять девочку за плечи, она должна была увернуться. А сейчас таких игр мало проводится. И, если мальчик с девочкой остались наедине: он ее обнял, она не увернулась, обняла его, а он не знает, что дальше делать. Пошли эмоции, заиграли гормоны, и все… произошло то, что в этом возрасте не должно было БЫТЬ.
И формирование фундамента лидерских качеств в моей программе также предусмотрено.
В подростковом возрасте прорабатываются эти семь областей. Если этот мораторий не удался, подросток либо рано самоопределяется и включается во взрослую жизнь, когда он еще к этому не готов. Или испытывает чувство неудовлетворенности, считая, что он не удался как человек. В первом и во втором случае это скажется проблемами во взрослой жизни.
Используйте эти природные ресурсы для развития вашего ребенка-подростка. Я рада буду встретиться с вашим подростком и с вами – родителями , чтобы помочь разобраться во всех ваших «запутанных» отношениях и ОТНОШЕНИИ к чему-либо (например, учеба и т.п.)
ЛЮБВИ, Успехов и удачи ВАМ! С вами была Людмила Байкаш Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|