Как подростку войти во взрослость?

  Как подростку войти во взрослость?

Для родителей, воспитателей, педагогов, начинающих психологов.

Дорогие друзья, я вас приглашаю  к размышлению.

У меня есть авторская программа   « Как вашему подростку помочь стать успешным?"

  Это продолжение моей статьи, которая называлась     « Как вашему подростку помочь стать успешным?» , в которой я  рассказывала  какие природные ресурсы вашего подростка нужно  активизировать, чтобы помочь ему стать успешным?   Я продолжаю размышления по этой теме.

ИТАК, для подросткового возраста ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ является ОБРЕТЕНИЕ ЧУВСТВА ИДЕНТИЧНОСТИ. Так как я основываюсь на работах   Э.Эриксона и Л.С.Выготского, то мои размышления будут в парадигме этих теорий.

Подростковый возраст(по определению Э.Эриксона) является своеобразным мораторием (отсрочкой, приостановлением) идентичности – подросток    Ребенком уже  БЫЛ, попробовал, а как БЫТЬ Взрослым еще пока не знает

Подростковый возраст это как  социально авторизированная  отсрочка во ВЗРОСЛОСТЬ..  А как туда «войти» в эту самую ВЗРОСЛОСТЬ?   Это похоже, когда вас пригласили на бал, а вы  на таких балах никогда не были и не знаете, как и во что одеться, как там общаться, какие там правила и т.д. Для  интеграции во ВЗРОСЛОСТЬ человеку нужно время,   и общество дает  ему  это время.   Если вы собираетесь на бал, где никогда не были, вы будет крутиться у зеркала, примеряя свои наряды, прически, манеры – как стоять, как общаться, как говорить….  Так и подростки – они экспериментируют с паттернами (это образы, шаблоны, формы, модели)  идентичности.   Известно 7 областей,  фактически   представляющих собой конкретизацию основной возрастной задачи. И подросток  не обязательно будет «пробовать» себя во всех семи  из этих областей, а  -   в некоторых.

Вот эти семь областей:

  1. Первая область – это КАК ФОРМИРУЕТСЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Идентичность успешно формируется лишь тогда, когда подросток видит свою жизнь в определенной перспективе. Понятие  времени очень важно для формирования идентичности. Это должны понимать и родители и подростки. Но, если рассматривать  перспективу на удаленное время, на 10-15 лет вперед, то подростку ставится страшно – дойдет ли он  до этой цели, а в среднем подростковом возрасте  ( от 10 до 14-15 лет),  им часто еще трудно определить свою конкретную перспективу, поэтому подросток испытывает диффузное состояние – он  в растерянности.   Это как дойти из  пункта  А в пункт Б. Нужно сделать  шаг и знать, что будет на втором шаге. Так и подростку-ему надо знать перспективу на ближайшее время. Если это временная перспектива для него проблематична – это  глубокий Внутренний страх, он может сделать какое-то немедленное действие  (А какое? – это от многих обстоятельств зависит). Если не действие, то….он может полностью замереть, как будто время для него остановилось. «Замирает» даже физическое развитие.

          Я работала с одной девочкой. На тот момент она училась в 11 классе, а выглядела на лет 12-13. В 11 классе  у девушек уже есть вторичные признаки половой идентичности. А у этой девочки- все как у 11-летней, никаких округлостей. Когда она ко мне приходила, садилась на диван, сворачивалась  калачиком, как маленькая худенькая собачка, и становилась такой жалкой, ни кому не нужной. Мама ее мне по секрету сказала, что она переживает еще из-за того, что не похожа на девушку. У нее тоже была проблема с идентичностью – «Я не такая как другие девочки, уже девушки». Мы с ней работали над развитием  ее психических процессов. Через несколько лет я ее встретила на курсах, где я преподавала психологию. Я ее не узнала. А она, узнав, что я буду у них вести психологию, пришла на занятие с букетом цветов, вышла к кафедре, стала меня благодарить при  всех курсантах. Я сначала ее даже не узнала,  - она расцвета, как роза. Стала красивой, фигура отличная. Произошло ЧУДО, хотя это не чудо.  Психические процессы стали развиваться , и она стала физиологически развиваться.

Конечно, формирование  идентичности в моей программе не выделяется особым  занятием. Этот процесс идет опосредованно по всему курсу.

  • Вторая область – это Подросток должен обрести УВЕРЕННОСТЬ против той апатии, которая есть  в этом возрасте.   И УВЕРЕННОСТЬ   в себе формируется тогда, когда   ОСОЗНАНИЕ подростком   самого себя и то впечатление, которое он производит на других – СОВПАДАЮТ.

Эта задача также решается опосредованно  по всему курсу моей программы «Как вашему подростку помочь стать успешным?»

  • Третья область – это ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ с ролями, особенно,   если подросток  чувствует свою негативную идентичность.    И особенно  в тех местах, где подростки собираются группой, в том числе и  в школе; подростки  пробуют «примерять » себя в разных ролях. Они экспериментируют с противоположными ролями.

Формирование идентичности  зависит от успешного экспериментирования с широким набором ролей.   Поэтому, взрослые должны знать об этом экспериментировании и не критиковать грубо, а лучше корректно сказать, что эта роль ему не подходит и назвать его положительные , сильные стороны личности, характера, чтобы он  создал роль, исходя их этих его ресурсов. И сказать о положительном нужно в присутствие  других людей. Знаете принцип нашей императрицы Екатерины Великой? Она ругала  своих подчиненных без свидетелей, а хвалила так, чтобы все слышали.

  • Четвертая область – направлена, чтобы мотивировать  подростка на  трудовую деятельность. Э.Эриксон говорил, что для молодого человека, который опробывает свою «оснастку», очень критической проблемой является НАЧАЛО какой-то работы, деятельности  и ЗАВЕРШЕНИЕ этой работы.

А так как работой основной для подростка является  учебные занятия, участие  в каких-то конкурсах и т.п., ну и другая работа. Чтобы не было КРИТИЧЕСКОЙ проблемой начало этой работы,  надо ему формировать ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ успеха.  Здесь можно использовать творческое яркое  воображение УСПЕХА, что будет  ЧУВСТВОВАТЬ  он, когда будет закончено  это дело.

В моей программе начало занятий с подростками ПРЕДВОСХИЩЕНО тем, каким он станет после окончания занятий. Это дает дополнительную мотивацию на работу.

  • Пятая область – ПОЛОВАЯ идентичность против  бисексуальной диффузности.  Подросток  нуждается в идентификации со своей половой ролью. Ему  необходимо полностью воспринять себя как мужчину или как женщину. Но также он нуждается в том, чтобы учиться  через свои чувственные испытания контактировать с противоположным полом.

Эта проблема сегодня очень актуальна. Что мы часто видим в жизни вокруг нас и по телевидению, когда малолетние подростки начинают сексуально-половую жизнь, девочки, совсем не подготовленные к роли матери, рожают детей.  Это происходит как  раз из-за инфантильности в половом развитии. Обучение  контактам с противоположным  полом раньше проходило через  массовые игры, когда  в игре нужно было брать девочку или мальчика за руку, это были «пятнашки» и много других игр, где были телесные прикосновения. Даже ухаживания мальчика за девочкой тоже происходило в виде игры: когда мальчик пытался обнять девочку за плечи, она должна была увернуться. А сейчас таких игр мало проводится. И, если мальчик с девочкой остались наедине: он ее обнял, она не увернулась,  обняла его, а он не знает, что дальше делать. Пошли эмоции, заиграли гормоны,  и все… произошло то, что в этом возрасте не должно было БЫТЬ.

  • Шестая область – это ЛИДЕРСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ против диффузии власти.    Каждый человек жаждет власти. Власть – когда - Я- командир, Я – ВЕДУЩИЙ. НО даже не все взрослые люди, не говоря уже о подростках  НЕ ЗНАЮТ и НЕ ПОНИМАЮТ, как  правильно , полезно и эффективно для своего здоровья и развития реализовывать потребность во ВЛАСТИ, чтобы чувствовать  себя идентичным. Это, конечно,  БЫТЬ ЛИДЕРОМ. Это понятие ЛИДЕР  не имеет ничего общего с  утвердившемся в нашем обществе ЛИДЕР –это командир. Совсем нет!   ЛИДЕР – это тот, кто идет впереди и ведет за собой других, уважая их, обучая их, признавая их идентичными себе. Сегодня БЫТЬ таким лидером – это КРУТО!

И  формирование  фундамента лидерских  качеств в моей программе также предусмотрено.

  • Седьмая область – это ИДЕОЛОГИЧЕКАСЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ против  диффузности идеалов. Подросток должен выбрать базовую философию, идеологию или религию, которая обеспечит  его фундаментальное доверие к жизни и обществу. В процессе работы по моей  программе подросток  сформулирует  свою систему ценностей на момент его возраста с учетом того, что ценности эти  есть нравственные, фундаментальные.  Система включат в себя  все виды ценностей: *общие жизненные ценности;  * ценности – качества;  * ценности – отношения;  * ценности – Внутренние состояния;  * ценности – приоритеты.    Большое внимание  в моей программе отводится  таким  ценностям, которые являются ПОТРЕБНОСТЯМИ  нашего ДУХА, как  СВОБОДА, ЗАВИСИМОСТЬ, ЛЮБОВЬ (Божественная, как ЭНЕРГИЯ жизни)

В подростковом возрасте  прорабатываются эти семь областей. Если этот мораторий не удался, подросток либо рано самоопределяется и включается во взрослую жизнь, когда он еще к этому не готов. Или испытывает чувство неудовлетворенности, считая, что он не удался как человек.  В первом и во втором случае это скажется проблемами во взрослой жизни.

 

Используйте эти природные ресурсы для развития вашего ребенка-подростка.  Я рада буду  встретиться с вашим подростком и с  вами – родителями , чтобы помочь разобраться  во всех ваших «запутанных» отношениях и ОТНОШЕНИИ к чему-либо (например, учеба и т.п.)

 

 ЛЮБВИ,  Успехов и удачи ВАМ!  С вами была Людмила Байкаш



Просмотров: 257
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как вашему подростку помочь стать успешным.
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Подросток в моей жизни. Ветер с любовью
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Как давать карманные деньги подростку, чтобы он стал успешным
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Что делать, если подросток испытывает стресс?
  • Подросток рядом – зона турбулентности или твоя жизнь никогда не будет прежней!
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Что нужно делать, чтобы быть счастливым и успешным?
  • Что делать, когда подросток врёт
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Если хочешь, чтобы дочь была счастлива – лечи свою голову
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Как помочь подростку ценить время
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • Подросток: когда «Хорошо» — хуже, чем «Плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь