|
Дети: до и после симптома. История первая.Автор статьи: Глушаева Ольга Сергеевна
Дети: до и после симптома. История первая.
Семилетняя девочка, развитие которой в целом соответствует возрасту, периодически впадает в какое-то странное состояние. Девочка как будто «уходит в себя», перестает реагировать на обращенную к ней речь, вроде как не слышит, не фокусирует взгляд. Мама в эти моменты очень пугается за психическое здоровье своей дочери. Если «отмотать пленку» чуть-чуть назад, то можно будет увидеть маму, занятую после работы домашними делами, и девочку, самостоятельно играющую в другой комнате. Если «промотать пленку» чуть-чуть вперед, мы увидим маму и девочку, совместно играющих, или занятых творчеством. Потому что мама, испугавшись, начинает предпринимать усилия, чтобы «вернуть девочку в реальность», и предлагает ей разные интересные занятия, отвлекает и вовлекает. Если совместить три кадра вместе, что мы увидим? Мы увидим потребность девочки после длинного дня без мамы (сначала школа, потом самостоятельное времяпрепровождение дома) пообщаться с ней, получить мамино время, ласку и внимание. А его нет. И на нормальные просьбы девочки поиграть с ней, мама отвечает, что ей сейчас некогда, надо готовить еду и мыть посуду, и вообще «я устала после работы». Что делает ребенок? Ребенок ищет и находит способ получить желаемое, то есть симптом (отклоняющееся, нежелательное, пугающее поведение). Что делает мама? Вознаграждает девочку! Она дает ей то, что девочка безуспешно просила словами какое-то время назад. Играет с ней. По сути, подкрепляет как раз то поведение, которое ей так не нравится и так беспокоит. Что делать? Менять свое поведение. Маме. Например, играть с девочкой тогда, когда она просит этого нормальным способом, даже если посуда останется стоять в раковине грязная, подкрепляя при этом адекватное поведение. Можно пообещать совместную игру позже, четко обозначив для ребенка время, когда она состоится. «Сейчас я занята, но я поиграю с тобой, когда закончу мыть посуду, это будет примерно через полчаса. Поиграешь пока сама?» Можно предложить ребенку помочь в домашних делах. Совместное дело – это тоже общение. Ребенок может вытирать посуду, которую помыла мама. Чашка за чашкой, ложка за ложкой. Можно самой проявить инициативу и предложить дочери игру, или совместное творчество, или чтение, не дожидаясь, пока она попросит. На опережение. Важно понять, в каких условиях симптом родился, и создать такие условия, в которых он ребенку будет не нужен. И важно новое поведение практиковать регулярно. Систематически. Даже самый «голодный» ребенок способен со временем напитаться вниманием и заботой.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|