|
Мой вечно маленький ребенок или к чему приводит гиперопекаАвтор статьи: Алексеенко Лилия Александровна
- Он ничего не может сделать сам! Все время раздражительный, кричит, плачет, обзывает себя. Я не могу заставить его делать уроки, приходится сидеть с ним до ночи, только мне стоит уйти, как тут же бросает работу. Учитель жалуется, что он невнимательный, рассеянный, способный, но очень ленивый. У него нет друзей, все время сидит возле компьютера. Учительница посоветовала обратиться к психологу - с тревогой в голосе жалуется мне клиентка, мама 10-летнего мальчика. К сожалению, сейчас такая картинка распространенная. В чем причина? Чрезмерное сидение возле компьютера? Неправильная система образования? Или плохая учительница? Нет, - это чрезмерная опека родителей, т.е. гиперопека. Гиперопека – это повышенная забота, навязчивая опека и внимание к своему ребенку со стороны родителей. Это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за его судьбу. Когда родители не дают возможности ребенку сделать что-то самому. Начинается все с 2-х-3-х летнего возраста, когда ребенок все хочет сделать сам: нарисовать что-то красками, слепить из пластилина, наклеить аппликацию; или помочь маме: замести комнату, помыть пол, приготовить еду, и все это получается так неуклюже, неаккуратно. А ответственным родителям хочется, чтобы все было хорошо, красиво, и они, как бы помогая ребенку, делают все за него. Это приводит к тому, что со временем ребенок перестает верить в свои способности и просто бросает все начатые занятия на полпути, не доделывая ничего. Часто гиперопека присутствует в семьях, где ребенок имеет физические недостатки или перенес в прошлом болезнь, стресс и т.п. – именно это приводит к тому, что родители боятся за свое чадо, волнуются, чтобы не перетрудился, не перенервничал и стараются оградить ребенка от всяческих усилий. К сожалению, не догадываясь, что тем самым делают ребенка неприспособленным к жизни. Такие дети боятся сделать шаг без мамы или папы, они не умеют себя защитить, отстоять свою позицию, всегда сомневаются в правильности своего решения, им кажется, что они не способны ни к чему. Такое отношение к себе приводит к психическим расстройствам: неврозам, психозам. Дети замыкаются в себе, часто не имеют друзей, потому что боятся, что их обидят. Что делать? 1. Когда приходят такие семьи, первая моя задача - это научить родителей видеть в своем ребенке способного и самостоятельного человечка. Конечно, родителям трудно, особенно мамам, перестроиться и как бы чуть отвлечься от своего ребенка на мужа, хобби, работу… Им тяжело представить, что ребенок может без них обойтись. Что я советую?! Самое простое и действенное, это говорить вслух ребенку: «Я горжусь тобой! У тебя все получается! Ты молодец!». Особенно, когда отправляете его в школу. 2. У ребенка должны быть дома обязанности: заправлять постель, самому одеваться и раздеваться, убирать игрушки на место, убирать после себя со стола, убирать в своей комнате, а также может быть выгул собаки (если она есть), вынос мусора или то, что сами посчитаете нужным. 3. Написать график дня: когда и сколько отводится времени на уроки, игру и отдых. Уроки лучше разбить на легкие, средние и тяжелые. Легкие ребенок выполняет сам, средние с подсказкой родителей (при этом мама занимается своими делами) и тяжелые делаются с кем-то из родителей. Если уроки не сделались в условленное время, значит за этим должно последовать наказание, например: неделя без компьютера, или генеральная уборка квартиры. Условия наказания должны быть озвучены заранее и обязательно выполняться (иначе ребенок перестанет вам верить). 4. Таких детей лучше отправить на секцию единоборства (обязательно контактного!) Если ребенку нельзя выполнять физические нагрузки, то можно записать в музыкальную школу (игра на гитаре, пианино, барабаны), или на искусство гончарства. Все эти занятия развивают самостоятельность, усидчивость, внимание и фантазию. А главное - ребенок видит результат своего «творения», и это повышает его самооценку и желание делать что-то самостоятельно. 5. Когда ребенок еще совсем маленький, нужно давать ему возможность совершать ошибки (например, когда он учится кушать сам - пусть вымажется, размажет кашу по лицу, главное - научится держать ложку правильно!). 6. Никогда не доделывайте за ребенком работу! Можно помогать, наблюдать, поддерживать, но никогда не брать на себя всю работу. Потому что для ребенка важно, чтобы в него верили самые близкие люди – его родители! Лилия Алексеенко, детский психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|