Мой вечно маленький ребенок или к чему приводит гиперопека

- Он ничего не может сделать сам! Все время раздражительный, кричит, плачет, обзывает себя. Я не могу заставить его делать уроки, приходится сидеть с ним до ночи, только мне стоит уйти, как тут же бросает работу. Учитель жалуется, что он невнимательный, рассеянный, способный, но очень ленивый. У него нет друзей, все время сидит возле компьютера. Учительница посоветовала обратиться к психологу - с тревогой в голосе жалуется мне клиентка, мама 10-летнего мальчика.

К сожалению, сейчас такая картинка распространенная. В чем причина? Чрезмерное сидение возле компьютера? Неправильная система образования? Или плохая учительница? Нет, - это чрезмерная опека родителей, т.е. гиперопека.

Гиперопека – это повышенная забота, навязчивая опека и внимание к своему ребенку со стороны родителей. Это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за его судьбу. Когда родители не дают возможности ребенку сделать что-то самому.

Начинается все с 2-х-3-х летнего возраста, когда ребенок все хочет сделать сам: нарисовать что-то красками, слепить из пластилина, наклеить аппликацию; или помочь маме: замести комнату, помыть пол, приготовить еду, и все это получается так неуклюже, неаккуратно. А ответственным родителям хочется, чтобы все было хорошо, красиво, и они, как бы помогая ребенку, делают все за него. Это приводит к тому, что со временем ребенок перестает верить в свои способности и просто бросает все начатые занятия на полпути, не доделывая ничего.

Часто гиперопека присутствует в семьях, где ребенок имеет физические недостатки или перенес в прошлом болезнь, стресс и т.п. – именно это приводит к тому, что родители боятся за свое чадо, волнуются, чтобы не перетрудился, не перенервничал и стараются оградить ребенка от всяческих усилий. К сожалению, не догадываясь, что тем самым делают ребенка неприспособленным к жизни. Такие дети боятся сделать шаг без мамы или папы, они не умеют себя защитить, отстоять свою позицию, всегда сомневаются в правильности своего решения, им кажется, что они не способны ни к чему. Такое отношение к себе приводит к психическим расстройствам: неврозам, психозам. Дети замыкаются в себе, часто не имеют друзей, потому что боятся, что их обидят.

Что делать?

1. Когда приходят такие семьи, первая моя задача - это научить родителей видеть в своем ребенке способного и самостоятельного человечка. Конечно, родителям трудно, особенно мамам, перестроиться и как бы чуть отвлечься от своего ребенка на мужа, хобби, работу… Им тяжело представить, что ребенок может без них обойтись. Что я советую?! Самое простое и действенное, это говорить вслух ребенку: «Я горжусь тобой! У тебя все получается! Ты молодец!». Особенно, когда отправляете его в школу.

2. У ребенка должны быть дома обязанности: заправлять постель, самому одеваться и раздеваться, убирать игрушки на место, убирать после себя со стола, убирать в своей комнате, а также может быть выгул собаки (если она есть), вынос мусора или то, что сами посчитаете нужным.

3. Написать график дня: когда и сколько отводится времени на уроки, игру и отдых. Уроки лучше разбить на легкие, средние и тяжелые. Легкие ребенок выполняет сам, средние с подсказкой родителей (при этом мама занимается своими делами) и тяжелые делаются с кем-то из родителей. Если уроки не сделались в условленное время, значит за этим должно последовать наказание, например: неделя без компьютера, или генеральная уборка квартиры. Условия наказания должны быть озвучены заранее и обязательно выполняться (иначе ребенок перестанет вам верить).

4. Таких детей лучше отправить на секцию единоборства (обязательно контактного!) Если ребенку нельзя выполнять физические нагрузки, то можно записать в музыкальную школу (игра на гитаре, пианино, барабаны), или на искусство гончарства. Все эти занятия развивают самостоятельность, усидчивость, внимание и фантазию. А главное - ребенок видит результат своего «творения», и это повышает его самооценку и желание делать что-то самостоятельно.

5. Когда ребенок еще совсем маленький, нужно давать ему возможность совершать ошибки (например, когда он учится кушать сам - пусть вымажется, размажет кашу по лицу, главное - научится держать ложку правильно!).

6. Никогда не доделывайте за ребенком работу! Можно помогать, наблюдать, поддерживать, но никогда не брать на себя всю работу. Потому что для ребенка важно, чтобы в него верили самые близкие люди – его родители!

Лилия Алексеенко, детский психолог 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда мы смеемся над своими горестями внутри плачет маленький ребенок
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Когда маленький ребенок лечится у врача
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Когда маленький ребенок становится большой проблемой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь