О лобстерах, фрустрации и запрете хотеть

Автор статьи: Наталья Трушина

Читаю книгу "Интуитивное питание" Светланы Бронниковой. И встречаю вот такое упражнение:

"Как я выбираю то, что я ем?"
Возьмите лист бумаги и выпишите подряд все резоны, факторы и причины, которые определяют ваш выбор еды в определенный момент. Допустим, вы начали испытывать легкое чувство голода - значит, скоро нужно будет поесть. Ваши действия?
Вот типичные, часто встречающиеся ответы:
1. Смотрю, что есть в холодильнике, и выбираю из этого то, что мне хочется.
2. Доедаю то, что осталось от вчерашнего ужина.
3. Ем то, что согласны есть мои дети, чтобы не готовить на всех отдельно.
4. Ем в первую очередь то, что рискует испортиться.
5. Выбираю еду, которая полезна и не повредит моей фигуре.
6. Иду в магазин и покупаю то, что продается со скидкой...
...
Длинный получился список? Какие место в нем занимает пункт "Я ем то, что в данный момент мне хочется больше всего?"

И тут я поймала себя на том, что начинаю возмущенно спорить с автором. "Конечно, - презрительно и высокомерно бросала я ей в лицо, - легко есть то, что хочется в данный момент, если ты владелец ресторана, и в твоих кладовках есть все. У обычного человека с обычной зарплатой нет возможности каждый прием пищи выбирать ровно то, что хочется".

Заметив эти мысли, я поняла, как глубоко во мне сидит запрет "хоти только того, что доступно, а недоступного - не хоти".

Кто мешает мне осознать, что я хочу сейчас, к примеру, лобстера? Только моя собственная установка "Лобстера сейчас не получится, поэтому прекращай вот эти вот капризы, и срочно захоти чего-то нормального, что есть под рукой. Вот суп, вот каша, ешь давай". Очень похоже на родительский голос, не правда ли? Голос раздраженного родителя, который не может прям сейчас удовлетворить детское желание - и поэтому отвергает это желание целиком. Дает послание "Прекращай хотеть, не слушай свои желания, они меня расстраивают". 

Тут самое время вспомнить, что я уже взрослая и сама себе родитель (в психологическом смысле, конечно - в смысле, что я сама о себе забочусь). И я могу позволить себе признать свое желание, ощущать его, не запрещать, быть с ним ("Да, не супа, не каши, а таки лобстера и больше никого мне хочется сейчас съесть. И это нормально, я имею право хотеть того, чего хочу"). И одновременно - признать, что это желание, к сожалению, прямо сейчас невыполнимо ("Мне работать через 30 минут, а в холодильнике лобстера нет. Я уже не успею его никак достать. Более того, мой бюджет на неделю таков, что сегодня, даже когда будет время, я не смогу себе его купить").

Это момент фрустрации - когда невозможно прямо сейчас то, чего хочется. Это непросто. Это то место, где в детстве родители не знали, что с нами делать, и уходили от встречи с чувствами в свои защитные механизмы. И где теперь мы сами часто не знаем, что делать, и как это переживать, и уходим уже в свои защитные механизмы (заботливо переданные по наследству). Потому что переживать - сложно, тут может быть и злость, и грусть, и досада, и разочарование. И даже стыд и вина ("Что я за человек такой, что на морепродукты не могу заработать"). И все из-за дурацкого лобстера! Да съела бы уже супу, и не мучалась! (Опять говорит обесценивающий голос, который не хочет замечать, как из мелкого повода могут рождаться болезненные переживания).

И получается, что в этой точке фрустрации развилка.

О лобстерах фрустрации и запрете хотеть

Можно, по привычке, заглушить свое желание, сказать «не больно-то и хотелось, зелен виноград» и съесть суп, убеждая себя, что суп вкуснее и полезнее. То есть уйти из контакта с собой и реальностью. Если пойти дальше по этой дорожке, то желания постепенно становятся очень неясными, смутными, а после и вовсе "исчезают" (они, конечно, есть, но различить их человек уже не может). Что в итоге: ангедония (неспособность получать удовольствие), сложности делать выбор и принимать решения, депрессия, уныние, отсутствие амбиций и целей, к которым хочется стремиться. А также зависть к тем сволочам, которые себе свободно позволяют хотеть - и у них, как назло, эти желания еще и каким-то чудом реализуются. Несправедливость! (Тут появляется озлобленность, желание морализировать, сетовать на неправильность мироустройства, хроническая зависть, стремление искать виноватых). Что касается пищевого поведения, то неспособность слышать сигналы организма («хочу – не хочу» и тонкие оттенки) – это путь к расстройствам этого самого пищевого поведения.

Вторая дорожка на развилке – признать свое желание и одновременно свою фрустрацию. Пережить все сопутствующие чувства. Не обесценить происходящее, признать его важность. Это путь контакта с собой и реальностью. Он часто непривычный. Это та дорожка, по которой ходят в терапии (и в гештальт-терапии, как терапии контакта, особенно часто). Тут может быть больно! Вот такая засада, из-за дурацкого лобстера – и больно. Но, во-первых, идя по этой дорожке, остаешься живым, незамороженным, чувствующим. И дальше, когда будут моменты радости – незамороженной душой они будут переживаться вкуснее.

И второе - при таком заботливом, принимающем - но также и реалистичном - отношении появляется очень много вариантов выбора. Как обойтись с ситуацией так, чтобы и себя не обидеть, и ограничения реальности учесть. Это то, что называют творческим приспособлением к ситуации. Да, результат будет не 100% идеальным. Но если не говорить себе сразу "нет", можно попробовать и лобстера съесть, и на елку влезть. 

Желаю всем вкусного обеда! И вкусной, полной жизни со всеми оттенками.

А себе, пожалуй, таки куплю лобстера, раз он так меня вдохновил:)

 

 

 

 



Просмотров: 306
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Волшебный список "Сто моих Хочу" Как разрешить себе иметь то, что хочется
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь