|
Кризисы жизни: норма или патология?..Автор статьи: Федоренко Галина Александровна
Каждый из нас так или иначе сталкивался с периодами жизни, когда особенно остро воспринимается собственное существование. Наиболее частыми в воспоминаниях пациентов бывают периоды подросткового возраста, переход от семейного восприятия окружающего мира к собственному. Далее возраст юности, когда мы пытаемся найти себе пару и осознаем ее необходимость. И период от 30 до 33 лет, в этот момент мы переоцениваем собственные достижения. В психологии такие точки наиболее острого восприятия себя, называются возрастными кризисами. Кризис (др.-греч. ΚρЇσις) - решение, поворотный пункт, переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие способы достижения целей становятся недостаточными либо вообще неприемлемыми. Происходящие в психике процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения, так как имеющие становятся менее пригодными или вообще не эффективными для достижения цели, построения межличностных отношений, Кризисы сопровождают каждого из нас с момента появления на свет. У нормативных и ненормативных кризисов нет четких возрастных границ, в психологии они определяются условным возрастом. В период возрастных кризисов в развитии ребенка происходят резкие скачки в развитии. Во взрослом возрасте в периоды кризисов человек начинает предъявлять к себе более высокие требования и относиться более критично к собственной жизни, чем в другие моменты. В сегодняшней статье речь пойдет о нормативных кризисах. Для каждого возрастного кризиса свойственно особое психологическое развитие. Формироваться психологическое развитие будет, опираясь на наследственные, культурологические и личностные факторы. Основополагающими факторами развития психики выступает социальная среда, в которой формируется психика. В тех случаях, когда семья коренным образом меняет социум проживания, могут возникнуть внутренние конфликты, связанные с различием требований, предъявляемых данным социумом. В таких ситуациях стоит обратиться к психологу как взрослым, так и детям. Независимо от географических, этнических и социальных факторов в психологии принято выделять следующие периоды возрастного развития психики человека. Пренатальный кризис Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения. Несмотря на то, что ребенок еще не родился, период созревания уже влияет на формирование будущей психики. К важным факторам относятся:
Кризис новорожденности 0-2 месяцев В период появления на свет ребенок испытывает колоссальные перегрузки, и это связанно не только с прохождением родовых путей, но и началом самостоятельной физиологической жизни. В этот период новорожденный теряет значительную часть веса. Меняется среда обитания из водной на воздушную, происходит перенастройка всех внутренних органов. В этот период важно максимально быстро удовлетворять потребности малыша. Кризис 1 года В этот период формируется базовое доверие/недоверие к миру. Для благоприятного прохождения кризиса необходимо, чтобы взрослый откликался на потребности ребенка, а это, прежде всего, эмоциональный контакт, кормление, переодевание, изучение окружающего мира. В этот период малыш должен как можно больше получать телесного контакта. Кризис 3 лет Кризис 3 лет, пожалуй, один из самых трудных кризисов в жизни ребенка. Это формирование и понимание себя как отдельной от взрослых личности. Ребенок не особо сообщает о своих намерениях взрослому, становится независимым и «самостоятельным» в принятии решений. Ребенок начинает умело пользоваться речью и задает бесконечные вопросы, очень часто даже не слушая ответы на них. Проявляется характер, независимость, потребность отстоять свое «Я». Дети в таком возрасте наиболее своевольны и строптивы. Интересный факт. Кризис 7 лет В этот период ребенок усваивает новые для своего понимания социальные и половые роли. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола. Начинает перенимать поведение этого родителя в семье, и проявляется это не только в семье, но и во внешнем мире. В этот период детская непосредственность и импульсивность поступков сменяются интеллектуальной мотивацией действий. Эмоциональные состояния носят не просто спонтанный характер, но приобретают смысл. Это важный период социального принятия/непринятия. Ребенок идет в школу, там он получает первый социальный опыт, когда его самого и его действия оценивают другие взрослые и сверстники. Это очень сложно, в этот период особенно важно поддержать самооценку ребенка на адекватном уровне. Интересный факт. Филиппинский тест на определение физиологической готовности ребенка к школе:
Если ребенок легко достает свое ухо – тест пройден. Подростковый кризис 12 – 15 лет Кризис подросткового возраста более затяжной и острый. В этот период происходит отрыв от семьи, переоценка ценностей между теми, которые прививала семья, и теми, которые предлагает подростковая среда/социум. На фоне полового созревания происходит сильный выброс гормонов, что оказывает очень сильное влияние на психику подростка, его реакцию на критику и вообще любые замечания в свой адрес или в адрес друзей. Не стоит занимать позицию по принципу: «перебесится, все пройдет». Ребенку стоит уделять в этот момент много времени, но уже как взрослой самостоятельной личности. Иначе Вашу миссию в этот переходный период может выполнить другой человек, который, скорее всего, будет преследовать свои интересы, и Ваш ребенок может пострадать и психически, и физиологически, и материально. Кризис 17 лет В это период перед молодыми людьми ставятся две важные задачи. Вторая не менее, а может быть, и более важная задача – это выбор партнера. Конечно, такие отношения редко имеют продолжение, но это важный опыт формирования пары, на который в дальнейшем будет опираться человек. Кризис 30 лет Кризис 30 лет очень часто называют кризисом переоценки смысла жизни. В этот период человек ищет смысл своего существования, нередко обесценивая свои прошлые достижения. Это психологический ментальный переход от молодости к зрелости. Происходит переоценка жизненных ценностей, последствиями которой являются самоанализ и критический пересмотр себя как личности. Кризис 30 лет возникает с той или иной интенсивностью практически у каждого здорового человека, независимо от того, реализовался или нет человек в жизни. В этот период возникают первичные экзистенциальные мысли. Кризис 40 лет Кризис 40 лет еще называют «последним шансом». Человек в очередной раз анализирует свою жизнь, свои достижения, в процессе чего вырабатывается новая «Я» - концепция. Нередко в период 40-летнего кризиса человек меняет профессию, создает новую семью. С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в физиологических показателях, у большинства утрачивается прежняя активность. Наиболее важной в этот период является поддержка партнера, независимо от того, состоят они в браке или нет. Принято еще выделять кризис старости, но его границы настолько размыты и неопределенны, что в этой стадии психологами меньше всего проводится наблюдений. Главными задачами в этот период является способность жить вне трудового коллектива, реализовывать себя передачей накопленного опыта. Человеку важно знать и понимать, почему с ним самим, его детьми и близкими, происходят те или иные изменения. Надеюсь, данная статья поможет Вам понять себя и сберечь свою психику от тех травм, которые обусловлены кризисными периодами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|