|
Мотивация в изучении иностранного языка. Часть 1.Автор статьи: Нина Брянцева
Один из самых важных вопросов для человека, занимающегося изучением иностранных языков — это как поддерживать свою мотивацию на должном уровне? Без должной мотивации невозможно пройти обучение от начала до конца. Тема эта очень обширна, и необходимо приводить примеры. Поэтому её никак не получится уместить в одну статью. В связи с этим заранее прошу прощения у читателя, который не встретит ответы на свои вопросы в первой же статье. Но информацию к размышлению, которую вы сразу сможете применить к своей ситуации, я вам обещаю. Давайте сначала разберёмся в том, что такое мотивация. Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное. Словарь В.Даля выдаёт нам следующее: Мотив — побудительная причина. Мотивировать что-то — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами. Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты. Как правило, мотивация – это то, что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению языка это означает, что он нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?.. А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь». Рассмотрим этот баланс сил – внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах. Пример первый. Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой- то другой язык, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий. Но тут возможно два варианта. Второй. Вам ни в какую не нравится тот язык, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз тот случай, когда насильно мил не будешь. В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения языка на должном уровне. Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, английский язык на завтрак, но вам «невкусно»?.. Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции. Пример второй. Вам очень нравится какой-то определённый язык — интенция налицо. Опять рассмотрим два варианта развития событий. Вариант второй. Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в том случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный). Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели в освоении языка. Впрочем, и тем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени. В качестве первого шага на пути поиска гармонии я предлагаю вам подумать о том, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые способы решения. Центр языковой психологии Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|