|
Мотивация в изучении иностранного языка. Часть 2Автор статьи: Нина Брянцева
Итак, что же делать тем, кому язык нужен, а вот изучать его не хочется? Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению иностранным языком! Это не так страшно, мы Вам поможем. Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина Вашего активного или пассивного нежелания заниматься языком? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к предмету, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется. В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому языку. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, тем более, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И тем не менее, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер. Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала подумать о том, что на этом языке сделано хорошего, интересного и приятного лично Вам. В любом случае в языке чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны. Другой пример активного барьера, нежелания учить язык встречается тогда, когда Вам не повезло с преподавателем иностранного языка ещё в школе. Вас убедили в отсутствии способностей, замучили нудными заданиями, приучили ощущать себя троечником, а то и двоечником. Ничего удивительного в том, что теперь Вам вообще никакой язык учить не хочется, хоть под дулом пистолета! Это пример школьного барьера, также являющегося очень распространённой причиной к иностранному языку или его изучению, даже если в школе Вас мучили совсем другим языком, нежели тот, что нужен Вам теперь. Простая правда в том, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, тем, к чему «нет способностей». Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь. Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида барьера, заключается в том, чтобы задать себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, Вам хорошо давались точные или естественные науки, подумайте о том, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на немецком и английском языках. Или ещё приземлённее: сколько полезных инструкций написано на английском прежде всего языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет Ваше отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного. Как справиться с памятью о том, что у Вас «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если слышали Вы такие слова в детстве, и они были связаны с целым букетом отрицательных эмоций… И тем не менее, при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов. Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговоримся: пытаться решить проблему собственной лени за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет Вас дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, Вы свою лень не поборете. Потому что управу на преподавателя Ваша лень непременно найдёт: Вы же платите деньги, Вы и музыку заказываете. Товарищи по группе являются для Вас совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, Вам совершенно всё равно, что они о Вас думают. Так что, разбираться придётся с собой самому. Подсказка в том, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в Вашей жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо иностранного языка, и оттого сил на него уже не хватает. Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что язык займёт достойное место в числе Ваших предпочтений. В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать. Задание 1. - Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык для того, чтобы (варианты ответов): - Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, потому что: - Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык за то, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»): Чем более личные, близкие для себя ответы Вы найдёте, тем выше будет успешность овладения иностранным языком. Собственная вовлечённость в язык играет гораздо большую роль, чем предыдущий опыт его изучения. Центр языковой психологии - http://clp.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|