Суть метода заключается в том, что вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтателя, реалиста, критика.
Техника подходит для решения простых и конкретных креативных задач.
Уолт Дисней (5.12.1901 г.–15.12.1966 г.) – создатель Микки Мауса, вошел в историю не только как «мышиный король» и отец еще более чем двух сотен героев мультфильмов, но и как автор одной из методик активизации творческого мышления.
Известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт.
Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим — в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников. Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению сложных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями.
Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению креативных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Собственно, благодаря ему методика Уолта Диснея и стала известной.
Залогом успеха в решении сложных творческих задач является не только умение генерировать новые идеи, но и осмысливать, анализировать их. Метод Уолта Диснея основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.
Для эффективной работы по этому методу нужно создать соответствующую обстановку для каждой из трех ролей. Вариантов может несколько, все зависит от технических возможностей помещения и вашего воображения.
В идеале нужно поставить три стула в три разных угла (или комнаты, как у самого У.Диснея), соответствующим образом оформленных. Если помещение не позволяет, то вы ставите один стул и создаете три зоны с разным оформлением, а стул переставляете или поворачиваетесь на нем лицом к соответствующей зоне. Углы или зоны нужно оформить символами, отражающими суть каждой роли, и стимулирующими мышление в соответствующих направлениях. При использовании трех стульев покройте их импровизированными чехлами из подручных материалов. Это может быть определенный цвет или что-то более конкретное.
Для мечтателя: цветы, картина (репродукция) с красивым панорамным пейзажем, стеклянный шар или искусственный кристалл (или несколько цветных).
Для реалиста: ваши привычные рабочие инструменты – подставка с карандашами и ручками, калькулятор, а можете использовать свое рабочее место, немного его изменив, например, наведите на нем идеальный порядок.
Для критика лучше всего подойдет совсем пустое место, но если у вас бегают глаза и вы не можете сосредоточиться, повесьте коричневый, серый или голубой лист бумаги, или вырежьте из него какую-нибудь фигуру
Теперь о каждой роли подробнее:
Мечтатель. Сядьте на соответствующий стул и погрузитесь в нереальные мечты (в рамках поставленной креативной задачи), фантазируйте, фонтанируйте, мыслите образами, будьте безгранично креативным. Вам должно быть хорошо в этом созданном вами иллюзорном мире. Будет здорово, если в процессе генерации идей в этой роли вы будете улыбаться.
Реалист. Теперь сядьте на другой стул и вылейте на себя ведро холодный воды (условно, конечно же). И представьте, что все, что вы напридумывали в предыдущей роли, происходит на самом деле и вам нужно все это воплотить в жизнь. Или вы абсолютно другой человек, которому попали идеи Мечтателя и их нужно реализовать. Это самый важный этап, на котором вы разрабатываете конкретные предложения для решения творческой задачи, т.е. думаете над тем, что нужно сделать для осуществления идей Мечтателя. Роль под названием «реалист» используется в различной литературе, для работы по этому креативному методу я придумал другое название – Практик.
Критик. Сидя на этом стуле, вы тщательно анализируете предложения Реалиста, разложив их «по полочкам»: насколько выполнимы эти креативные идеи, действительно ли они креативны, понравятся ли целевой аудитории.
Не забудьте на каждом этапе записывать все на бумагу или диктофон, а то ваши креативные мысли потеряются при пересадке с одного стула на другой.
Эта методика сейчас используется и в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Преимущество данной методики в том, что она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя, оценивая, критикуя собственные мысли и идеи.
Для лучшей организации процесса и установления связи между позициями можно ввести роль Наблюдателя, который будет беспристрастно следить за процессом со стороны, записывать идеи Мечтателя, оценку их Критиком и конкретные способы их реализации, предложенные Реалистом.