|
Сила стратегии творчества Уолта ДиснеяАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Уолт Дисней знаменит на весь мир своими замечательными мультфильмами. У него получалось создавать шедевры с удивительным постоянством. Однако, мало кто мог предположить, что в основе его успеха лежали достаточно простые шаги. Усилиями Роберта Дилтса была смоделированна так называемая стратегия творчества Уолта Диснея. Смысл ее в последовательном перемещении между тремя состояниями: Мечтателя, Реалиста и Критика, в процессе которого происходит трансформация первоначальной «мечты» в реальный план ее достижения. За основу берется некоторая идея или проект, который необходимо воплотить в жизнь. Каждое их трех состояний стратегии творчества связывается с определенным положением в пространстве отдельно друг от друга (Дисней использовал отдельные специально оборудованные помещения для каждой из позиций). 1.Мечтатель. На этой позиции за проект берется «всемогущий» Мечтатель. Это состояние лишено критики и каких-либо ограничений. Мечтатель фантазирует и превращает идею проекта в нечто невероятное и чудесное. Он может добавить самые смелые и дерзкие пункты, у него хватит на это фантазии и духа. Невероятное вдохновение, открытость миру и любым идеям – основные характеристики этого состояния. В таком состоянии легко творить и создавать любые идеи, потому что нет никаких ограничений для этого. Комментарий: позиция Мечтателя соответствует роли Дитя в трансактном анализе Эриха Берна. У этой роли нет еще ни жестких социальных ограничений, ни ответственности. Эта же позиция перекликается с «Оно» Фрейда. Травмированный внутренний ребенок может встать на пути того, кто хочет получить максимум от креативной работы над проектом в состоянии Мечтателя. 2.Реалист. Теперь в дело вступает Реалист. Он по существу оценивает имеющиеся ресурсы и быстро набрасывает план реализации переданного от Мечтателя проекта. При этом часть пунктов, он, скорее всего, определяет как нереализуемые. Это состояние высокого профессионала, который не будет размениваться по мелочам. Он действует четко, ясно и обоснованно. Он собран, умеет хорошо размышлять, видеть системные взаимосвязи между различными элементами. Комментарий: Реалист – это тот же Взрослый по Берну. Ипостась, которая разумно мыслит, способна на объективные суждения и берет на себя ответственность. У Фрейда роль Взрослого и Реалиста играет «Эго». Если нет полноценного внутреннего взрослого, то трудно будет придать проекту реалистичность. 3.Критик. После Реалиста доработанный проект передается на рассмотрение Критику. Это не простой, а очень конструктивный и объективный критик. С этой критической позиции оцениваются все «подводные камни» проекта. Критик здесь выступает в роли стороннего незаинтересованного наблюдателя, способного дать конструктивную обратную связь. Комментарий: Критик У.Диснея перекликается с Родителем Берна. Некоторое отличие их в том, что диснеевский критик стремится давать конструктивную обратную связь, а по Берну – выступает с высоких позиций нравственности и морали. В классификации Фрейда критик ближе к «Супер-Эго». Сила стратегии Уолта Диснея. Спроецировав творческий процесс Диснея в область трансактного анализа Э.Берна и теорию личности З.Фрейда, можно получить новый взгляд на известную стратегию. Эффективность стратегии в том, что она использует все основные роли, известные из трансактного анализа и все составляющие теории личности З.Фрейда. Продолжая параллель, можно еще вспомнить структуру личности по Роберто Ассаджиоли. Тогда мы бы сделали еще один дополнительный вывод о том, что в процессе перемещения по позициям Мечтателя, Реалиста и Критика, мы задействуем информацию из нижнего, среднего и высшего бессознательного. Важный момент исполнения в стратегии – это независимость состояний Мечтателя, Реалиста и Критика. Эти состояния в определенной пропорции существуют у каждого человека. Однако, для эффективности стратегии нельзя допускать смешения этих состояний, нужно входить в каждое из них последовательно, используя в промежутках для разделения метапозицию (для этого использовалась дополнительно позиция Наблюдателя). С точки зрения Э.Берна эта рекомендация звучала бы как недопущение трансакций между позициями Мечтателя (Дитя), Реалиста (Взрослого) и Критика (Родителя).
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|