|
В продолжении... Положительный Родитель и Положительный РебенокАвтор статьи: Загурская Мария Дмитриевна
Мы рассмотрим уже знакомые вам три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Какие их функции, их роль для человека? Несомненно, Взрослый несет позитивную роль, обеспечивая связь с реальностью здесь и теперь и адекватные на ситуацию реакции (мысли, чувства и поведение).
А Родитель и Ребенок имеют ли позитивное значение? Рассмотрим подробнее:
В Транзактном Анализе эти структуры для удобства принято делить на подструктуры. Родитель делится на Заботливого и Контролирующего (или Критикующего). Заботливый Родитель - это все скопированные нами примеры заботы, внимания и поддержки или опеки. И мы часто заботимся о других так же, как заботились о нас. И ждем от других такой же заботы, какую получали в детстве. Если забота к нам была недостаточного уровня или была настолько избыточной, что мы "задыхались от любви" - это уже негативные проявления Заботливого Родителя. И мы можем менять это, например, заботиться о себе так, как мы хотим и заслуживаем по праву рождения - хвалить себя, подбадривать, успокаивать, просить поддержки у других, оберегать себя, лечить, баловать и т.д. Мы можем улучшать или создавать эту часть заново. "Никогда не поздно иметь счастливое детство"! Контролирующий Родитель: Часто его называют Критикующим Родителем, т.к. в этой части находится вся наша критика к себе и к другим. И часто, к сожалению, эта часть бывает очень мощной, громкой и обесценивающей. Может тогда, если бы это было возможным, просто ее "удалить" из психики? Контролирующий родитель несет очень много позитивных функций, он нам жизненно необходим (когда он в адекватных размерах) - это наш разумный контроль, соблюдение правил, амбиции и умение давать себе конструктивную критику. Например, мы удерживаем себя от хождения по перилам балкона, или мы соблюдаем правила дорожного движения, зная, что это опасно и надо уберечь и удержать себя. Мы опираемся на эту часть в социуме для соблюдения правил этикета, правил общения, сохранения личностных границ собеседника. Эта часть помогает выражать сильные чувства (например, гнев) без нанесения ущерба себе, другим людям и обстановке. Получается, что эта часть нам очень помогает жить комфортно для себя и других. Эго-состояние Ребенок также делится на Адаптивного и Свободного. Адаптивный или Послушный Ребенок: эта часть отвечает за нашу адаптацию, подстройку, нашу гибкость. Здесь есть и, так называемый, Бунтующий Ребенок, который сопротивляется и ломает все правила и традиции. И эта часть также важна для новаторского подхода, для расширения излишне ригидных, узких правил, помогает расширять границы. Свободный ребенок - это наш источник креативности, творчества. Эта часть живет свободно, не против и не вместе с правилами, а по своему собственному направлению. Если наш Свободный Ребенок активен, мы реагируем на события спонтанно, проявляя нашу природу и живость! В итоге получается, что все части психики нам необходимы, когда они не "выпирают", не выходят за приделы разумного. (Ведь даже Свободный Ребенок при переизбытке мешает нам быть ответственными и последовательными.) Когда такой переизбыток происходит, эти части из позитивных проявлений переходят в негативные, и могут серьезно осложнять нам жизнь. Любите себя, открывайте в себе новые части и свойства, и ,конечно, цените их в себе! С уважением, Мария Загурская.
Если вы хотите что-то добавить или уточнить, я буду приветствовать ваши комментарии!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|