Гиперактивный ребенок. Что делать?

Автор статьи: Елена Кислова

                                     Гиперактивный ребенок Что делать

«Гиперактивный ребенок». В последние годы данный термин достаточно привычен. Слишком подвижных детей становится все больше. Поэтому сегодня предлагаю разобраться, каковы поведенческие отличия гиперактивных детей от обычных? Как можно помочь семье, в которой есть «маленькая юла» или «сметающий все на своем пути»?

 Гиперактивным детям трудно сидеть на месте, они суетливы, чересчур много двигаются, вертятся, иногда слишком говорливы, могут раздражать манерой своего поведения. Вызывают множество конфликтов и споров, плохо контролируют себя, неуклюжи, иногда агрессивны. Часто роняют и ломают вещи, проливают жидкости. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, задает кучу вопросов, но редко дожидается ответов. Молниеносно переключается с одной деятельности на другую. Создается впечатление, что ребенка невозможно ничем увлечь хотя бы на какой-то срок.

По данным некоторых ученых, истинный Синдром дефицита внимания (СДВГ) проявляется с раннего возраста. Этиология неизвестна. Предполагается вина генетики или изменения процессов работы мозга, недоразвитие нервной системы, или нарушение внутриутробных, родовых процессов. Возможно, именно на этого ребенка, оказала влияние экология. Никто не знает.

Таким детям иногда неплохо помогают лекарственные препараты. Но бывает, что их действия недостаточны, и тогда рекомендуется психотерапия, которая показана и детям без медицинского диагноза. Если родители пока не дошли до психолога или такового нет в их местности, то расскажу, как можно помочь детям и зачем это нужно.

Отмечу, что в трудности слишком подвижного ребенка вносят свой вклад взрослые, потому что с гиперактивными чадами и правда тяжело. Близкие становятся нетерпеливыми, недоверчивыми, иногда срываются. Если родные часто проявляют негативное отношение, то и маленький человек научается низко оценивать себя. Такой ребенок может иметь мало друзей, его унижают меткие прозвища и ярлыки сверстников. Угнетают трудности в учебе, хоть он может надеть на себя маску равнодушия.

Родителям гипрактивных детей важно понять, что тем необходимы перемены, новизна, богатство впечатлений. Скучная, надоевшая среда, где ничего не происходит будет провоцировать их на различные выходки. Ребенок станет искать способы, чтобы как-то стимулировать себя. Конечно же используя и различные варианты эксцентричного поведения.

Поэтому первая задача для родителей:

  организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы его деятельность постоянно менялась, окружение было ярким, а впечатления разнообразными. 

Может быть, вы научитесь показывать фокусы и заинтересуете ими ребенка, или составите карту мест, куда можно совершать небольшие вылазки, путешествия. Это вам кажется обычным старый овраг или не представляющий значимости подсохший пруд, или муравейник на холме. Для ребенка знакомство с перечисленным вызывает погружение в новый неизведанный мир.

                      
Интересно было бы послушать ваши предложения о том, какие новинки вы привносите в жизнь ребенка, чтобы помочь ему не застрять в серых буднях.

Только не надо ждать, что он надолго застрянет в какой-то новой забаве, а вы пойдете заниматься своими делами. Такое вряд ли случится. Придуманная затея- всего лишь «одна из» в огромном списке остальных. Не стоит бояться избаловать ребенка, для него впечатления-это не излишество, а способ познания себя.

У детей с СДВГ очень слабо развито понятие границ дозволенного, им сложно следовать правилам.

«Дети испытывают тревогу в обстановке, которая не имеет ясной структуры и не задает четких границ допустимого, и, пытаясь избавиться от беспокойства, часто ведут себя вызывающе».(В. Оклендер)

 Поэтому формулируем следующую задачу:

правил не должно быть чрезмерно много; они просты, понятны и не нарушаемы.

Когда слишком подвижным детям уделяют внимание, слушают (можно прочесть про «активное слушание» в интернете), задают вопросы, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.

Вывод: слушайте и воспринимайте всерьез детей.

Всем детям, а особенно гиперактивным, помогают научиться концентрировать внимание и снимать напряжение занятия, стимулирующие тактильные ощущения. Задача:

несколько раз в неделю организовать занятия с глиной, песком, водой; рисование пальчиковыми красками. Во время работы здорово обращать внимание на то, что именно делает ребенок. Когда упоминаю воду, имею ввиду следующее. Берется емкость с водой, в которую можно погружать и вынимать игрушки (для каждодневного применения).

Для того, чтобы дети научились оставаться в процессе игры или какой-то другой деятельности достаточно длительное время, предлагаю использовать, например, следующее упражнение:

берется предмет не слишком знакомый ребенку. Допустим, свечка. Или вы купили растение с необычным покровом листьев. Или вспомнили об огромной ракушке на дальней полке вашего шкафа. Маленький человек берет в руки предмет. Ваши вопросы следующие:

«Посмотри на эту свечу. Как она выглядит? Ты чувствуешь воск на пальцах? Замечаешь ли ты, что часть свечи оранжевая?» Если ребенок переключается на какой-то шум или происходящее в соседней комнате, обращаем его внимание: «Ты услышал шум. Как думаешь, на что это похоже?»

Для осознания границ тела и его возможностей хороши следующие задания:

  • Покажи 5 способов падения на подушки
  • 5 вариантов раскачивания на качелях
  • Изобрази с помощью своего тела: танк, гусеницу, расческу, кольцо, мост (добавьте ваши варианты). Пантомима-в целом полезное занятие!

«Забавно изображать разные виды спорта и игры, животных и какие-то ситуации. На собственном опыте я убедилась, что подобные упражнения заставляют очень внимательно прислушиваться к своему телу, осознавать его в попытке передать то или иное сообщение без использования слов. Мы сражались, вообразив себя сырыми спагетти, а потом – вареными спагетти, или двумя столетними старцами, или королем и королевой». (В. Оклендер)

Для гиперактивных детей важно упражнять волю и суждения. Поэтому:

даем возможность выбора: какую одежду одеть в садик, что за цветную бумагу взять для поделки, какое блюдо выбрать на обед. 

Если у ребенка много скрытых переживаний, то устоять на месте ему будет достаточно трудно. Вспомните себя. Если вас что-то волнует, вы расстроены, не понимаете, что происходит, легко ли вам сконцентрироваться на каком-то деле?  Когда ситуация проясняется, например, человек разберется в произошедшем, поделится с кем-то, поплачет или выразит злость, становится лучше и можно приниматься за работу.

«Дети же не обладают когнитивными и эмоциональными навыками, чтобы выполнить подобный самоанализ. Тревога приводит к появлению у них страха перед возможностью углубиться в какое-нибудь занятие. Ребенку, неспособному (или не желающему) показать свои скрытые переживания, часто трудно устоять на месте, сосредоточиться и сфокусировать внимание.  Они все время переходят от одной вещи к другой, но не могут полноценно сосредоточиться на чем-то одном. Дети, испытывающие страх, гнев, горе или беспокойство, часто демонстрируют все или многие симптомы СДВГ» (В. Оклендер)

В связи с выше сказанным выделим наиважнейшую задачу

-помочь ребенку выразить чувства, особенно, если в анамнезе малыша имеются травматические переживания. Это столкновение со смертью, ситуация развода, психическое и физическое насилие, угроза жизни и здоровья. Без профессиональных навыков помочь детям непросто. Поэтому обращаем внимание на необходимость психотерапевтических занятий для детей, учитывая, что наличие непростого психологического опыта затрагивает все сферы развития и может вызвать нарушения не только поведения, ухудшение учебного процесса, появление страхов, но и психосоматические проявления, такие как гиперактивность, энурез, бронхиальная астма.

Успехов вам в воспитании счастливых детей!

С уважением, семейный психолог, Елена Кислова.

 

 



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Внимание буллинг или как понять своего ребенка
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь