|
Как вызывать доверие у людей. Подстройка в НЛПАвтор статьи: Антончик Михаил Павлович
Как вызывать доверие и достигать понимания в общении с людьми. Объясняю по-русски. Этот материал можно использовать как в познавательных целях, так и в целях обучения.
Взаимоотношения между людьми, основываются на отработанных веками психологических механизмах, знание которых позволяет управлять процессом.
Вы начали общаться с другим человеком. Его отношение к вам, и к тому что вы говорите, можно описать двумя группами критериев:
Очевидно, мы хотим общаться с людьми, которые соответствуют первой категории. Иногда, нам встречаются они, иногда другие. До изучения НЛП, мы говорили в обоих случаях примерно так – ну, такой он человек, что поделать/и это прекрасно.
Другими словами, мы думали что его отношение к нам, зависит от каких-то обстоятельств в окружающем мире, и мы на это почти не влияем. Попался нам клиент из второй категории – он такой, что поделать. Или вот, был человек всегда в общении с нами из первой категории, а сегодня как-то больше перешел во вторую. Ну, видимо у него такой день. Мы не управляли этим никак. Хотя я не настаиваю.
Позволим себе маленькое отступление в нейрофизиологию. Наш мозг просто усыпан особыми клетками, которые называются – зеркальные нейроны. Что же они зеркалят?
Ученые выяснили, что эти нейроны начали появляться у обезьян в то время, когда они начали использовать простейшие орудия труда. Например, камень, которым можно колоть орехи.
В отличие от способности лазить по деревьям, передвигаться, хватать фрукты, отчищать их и есть, прятаться от хищников, кормить детеныша – орудовать камнем не является врожденным навыком, которым пользовались сотни поколений предков. Для того, чтобы научиться этому у другого, надо в точности повторить его поведение. И тут на выручку приходят зеркальные нейроны. Они позволяют копировать поведение, в процессе обучения.
Сегодня, у зеркальных нейронов человека есть еще две функции: 1 Сопереживание – это способность чувствовать то, что происходит с другим человеком. Когда близкий человек расстроен, вы это не только понимаете, но и в некоторых случаях чувствуете расстройство.
2 Угадывание намерения – это способность по некоторым элементам поведения понять, что дальше будет делать человек. Если он рядом с кучей дров, схватил топор – скорее всего, будет рубить.
Таким образом, работа зеркальных нейронов связана с обучением, копированием и пониманием другого человека.
Еще важно сказать, что большая часть этих нейронов отключена, иначе мы бесконтрольно будем чувствовать все время то, что чувствуют окружающие, и повторять за ними. Значит, зеркальные нейроны могут включаться и выключаться.
Теперь вернемся к нашим знакомым из двух колонок. У каждого человека есть уникальная модель мира. Это свод правил и законов этого мира, с которыми человек согласен и верит в их истинность. В НЛП это называется карта. В карте есть все, что мы знаем и думаем о себе, других людях и мире в котором живем. Карта одного человека, сильно отличается от карты другого. Но есть в них и сходства. Один из них любит гулять в пасмурную погоду, другой не любит. Но оба верят в жизнь на марсе.
Оказывается, если мы начинаем общение с человеком, и в первые минуты мы так или иначе предъявляем друг-другу схожие участки карты, то наши состояния начинают стремиться к критериям из первой категории. Если же мы увидели различия – появляются элементы второй. Комплекс состояний и условий восприятия, описанный в первой колонке - называется Раппорт.
Опытные психотерапевты, интуитивно пришли к тому, что рассчитывать на случайность не стоит, и в общении с клиентом стали демонстрировать сходства в картах. И это вызывало раппорт. Наблюдая за ними, создатели НЛП заметили эту хитрость и тщательно изучили этот процесс. Процесс, намеренной демонстрации схожести с собеседником - назвали подстройкой.
Если подстроиться к собеседнику – наступит раппорт, и он начнет доверять нам, станет соглашаться, принимать в дальнейшем какие-то наши идеи, даже если раньше отрицал их. Он начнет проявлять к нам и нашим идеям интерес, его будут удивлять и радовать вещи, которые мы ему сообщаем, и он будет готов расширить свою карту – научиться у нас чему-то.
У вас есть случаи в прошлом, когда вы от доверенного человека услышали что-то вроде – на самом деле … И после этого стали верить что это так.
Дело в том, что все процессы в нашем мозге двунаправленны. Если нам весело, мы улыбаемся. Если мы специально будем улыбаться, через некоторое время нам станет весело. Этой хитростью и пользуются профессионалы.
Если человек учится у нас, и его зеркальные нейроны активны по отношению к нам – он нас копирует. Если мы копируем человека, то для его подсознания нет разницы, мы его копируем или он нас. Есть факт сходства, который становится причиной запуска зеркальных нейронов и всех связанных с этим событий. Возникает раппорт.
Прекрасная новость. Осталось разобраться с тем, как можно подстраиваться, и мы на коне. В общении с любым собеседником, его состояние доверия или недоверия, зависит теперь от нашего поведения.
Подстраиваться можно к поведению, а можно к речи. Рассмотрим основные виды подстройки. Подстройка к положению тела. Если ваш собеседник сидит скрестив ноги, и вы тоже скрещиваете ноги – это подстройка. Делать это надо незаметно. По этому, даю рекомендацию. * Меняйте положение тела в тот момент, когда начинаете говорить. Это выглядит естественно. Появилась словесная активность, появилась и активность в теле. Если он стоит, рука опирается на стол, сделайте также, и это будет подстройкой.
Подстройка к голосу. Подстраиваться можно к скорости, громкости и высоте. Наиболее важной для подстройки, является скорость голоса. И управлять ей проще, чем высотой. Дело в том, что наша речь – это перевод мозгом внутренних образов, звуков и чувств, в слова. Каждый человек осуществляет этот процесс со своей привычной скоростью. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И отражается это в скорости голоса. Если вы говорите с человеком быстрее, он не успевает переводить ваши слова в образы, звуки и чувства. Если вы говорите медленней, его напрягает излишнее ожидание информации. И если вы говорите с его скоростью, вы не только демонстрируете его подсознанию сходство, чем подстраиваетесь, вы еще и облегчаете процесс его понимания, что вызывает позитивные эмоции. Более того, быстрый голос автоматически становится громче, а медленный тише, что обеспечивает подстройку к громкости. * Если голос быстрый, сядьте ровно или откиньтесь на спинку стула, если медленный – упритесь локтями в бедра. Так будет легче управлять скоростью.
Подстройка к системам восприятия. Эта подстройка требует развития навыка, переключения в одну из систем восприятия. Визуальную, аудиальную или чувственную. Если ваш собеседник говорит – обратите внимание, какая четкая идея. Я вижу, мы с вами договоримся – он явно предпочитает больше черпать информации из визуальной системы. И если мы умеем переключиться в визуальное восприятие и передачу информации визуальной речью – мы подстраиваемся. Или он говорит – я чувствую, что это весомый аргумент. Нам надо попробовать поработать вместе – это чувственная речь. * Важно не начать использовать в речи слова из другой системы, важно самому переключиться в состояние такого восприятия мира.
Подстройка к убеждениям. Когда человек говорит – гречневая каша – это не вкусно. Он высказывает убеждение. Если мы согласимся с ним – это будет подстройка. Немного ниже я опишу, как можно по-разному выражать согласие. - Погода сегодня так себе. - Согласен. * Старайтесь при этом вести себя так, как если бы вы честно были согласны с собеседником. И в эмоциях, и в голосовой игре.
Подстройка к целям. Когда человек заявляет о том, что он чего-то хочет или желает, мы можем одобрить это, и тогда мы подстроимся. - Хочу дом на берегу моря! - Прекрасное желание, могу представить какое это удовольствие, так жить. * Важно показать не то, что вам нравится эта цель, а что вы ее тоже хотите.
Подстройка к проблеме. Если собеседник рассказывает о своих проблемах, и мы разделяем то, что это проблема, что это действительно неприятно или плохо – мы подстраиваемся. - В последний месяц стало меньше клиентов… - Это безусловно проблема. Я и сам в таких ситуациях бывал, и понимаю вас. * Не используйте только такую подстройку как – прекрасно, хорошо.
Подстройка к возражениям. Бывает, что человек высказывает несогласие с нашими идеями или предложениями. Мы конечно можем ему доказать свою правоту, но перед этим стоит согласиться, тогда мы подстроимся. - Мне кажется, что как вы тут рассказали, у нас не получится. - Я бы на вашем месте так же отреагировал. Прекрасно вас понимаю. * Реакцией после подстройки, обычно следует аргумент, разбивающий это возражение. - Но у меня прекрасный опыт, который подсказывает, что со мной у вас получится все.
Подстройка к хобби и увлечениям. Люди коллекционируют марки, увлекаются спортом, вяжут крестиком или гуляют по парку каждый день. Если у человека есть хобби и у нас есть такое же, мы подстроимся, заявив об этом. - Прогуливаться каждый день по часу в парке – это прекрасно! - Кто бы сомневался. Естественно это так. * Если вы не разбираетесь хорошо в вопросе – не стоит говорить что вы занимаетесь тем же. После минуты разговора об этом, вы начнете теряться от нехватки информации.
Подстройка к ценностям. Семья, дружба, любовь, саморазвитие, самореализация, общение, комфорт, здоровье – это наши ценности. Некоторые для нас в определенный период жизни более важны, некоторые менее. Если нам удалось выявить важные ценности собеседника, мы можем показать что и нам это важно. И это будет мощная подстройка. - Я бы продолжил с вами беседовать, да надо за ребенком в сад ехать. - Дети, не смотря на все сложности, какое это счастье! * Выявление приоритетных ценностей, процесс не на 2 фразы. Человек может сообщить о наличии детей, но надо еще узнать как он к этому факту относится.
Важно понимать, что подстройка не должна выводить вас из комфортного состояния. Иначе вы все испортите, в том числе свое настроение и результат общения. Если у собеседника так скручены ноги, как вы можете их скрутить только на занятиях по йоге, делать этого не стоит. На то у нас и есть целый арсенал подстроек, что бы выбрать те из них, которые проще всего будет воспроизвести. Не получается по голосу, подстраивайтесь по убеждениям и положению тела.
Теперь о том, какие существуют способы речевой подстройки, которую мы используем с пунктах 4-9. Позитивные оценки. Хорошо, отлично, прекрасно, верно, здорово, великолепно, да, правильно, точно, … - Мы уже работаем с аналогичной компанией. - Прекрасно. Давайте я вам расскажу, что уникального можем предложить мы. Переход в позицию собеседника. Я вас понимаю, согласен, на вашем месте я бы думал/говорил/чувствовал/делал тоже самое. - это дорого. - согласен. И я вам сейчас объясню почему. Аналогичная ситуация. Общая идея в следующем – со мной такое происходило. - Так меня сегодня достали звонками по рекламе. - О, у меня недавно была такая ситуация. 5 раз за один день, в офис приходили от разных компаний и предлагали страховку. Важно, что в этой стратегии подстройки, мы действительно выбираем похожую ситуацию, а не такую же точно. Если ему звонили, к нам приходили. Если у него реклама, у нас страховка. Повтор. Мы повторяем ключевую фразу, которую сказал человек. - Это дорого! - Это дорого… [задумчиво, как если бы это случайно вырвался наружу внутренний диалог] либо - Мне не нравится внешний вид - таак, вам не нравится внешний вид… [интонация констатации факта, как если бы сам себе напоминал]
Конечно, способов подстроиться в нлп больше. Можно подстроиться к эмоциональному состоянию, правда не со всеми эмоциями это просто отзеркаливание. Можно к мета-программам, можно к архетипу, можно к высоте и громкости голоса, к привычным стратегиям, к телесным сигналам, к окружению, к лидеру группы, …
Но когда в ходе тренировок, вы сможете переключиться в состояние мастера айкидо, который сначала реагирует принятием на каждый шаг оппонента, а потом использует его поведение для выполнения приема. Вы будете ощущать желание согласиться с человеком и услышать абсолютно все, что он скажет. Вы почувствуете благодарность за то, что он не молчит, а дает вам материал для воздействия на себя. Когда это начнет происходить с вами, выше описанных приемов хватит с избытком, для установления раппорта.
Подстройка основывается на идее, что карта – это не территория. Что восприятие каждого из нас, может отличаться от восприятия другого, и эта разница в восприятии не указывает на правильное или не правильное. Оба человека по своему успешно играют по жизни, но у них во многом различаются карты. Когда мы так думаем об окружающих, мы уважаем их мысли, идеи и стратегии. И просто не можем сказать - нет, когда они говорят что-то, что выходит за границы нашей карты. Мы говорим – прекрасно! А потом уже, когда раппорт установлен, уносим человека в другую реальность.
Желаю вам успехов в освоении стратегий гениев на практике. Михаил Антончик. Русское НЛП Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|