В чем опасность жестких установок?

На занятиях по профилактике эмоционального неблагополучия мы с детьми 6-7 лет пытаемся разобраться в их индивидуальности, учимся адекватно себя оценивать, находить общий язык с людьми, не ущемляя своих интересов и уважая интересы других, решать проблемные ситуации.

Одно занятие посвящено такой индивидуальной особенности личности, как характер. Вначале я рассказываю детям сказку  «О домах-характерах и живущих в них привычках». Например, если в доме хозяйничала привычка лениться, то дом был старый, заброшенный, грязный; привычка трудиться – чистый и аккуратный. После сказки проводится беседа о характере и игровые упражнения. Я объясняю детям, что о том, какой человек, другие судят по его поступкам. Какие привычки мы поселяем, такие черты характера и вырабатываются. Если человек приучил себя к привычке жадничать, про него говорят – жадный человек, если он поселил в себе желание делать приятное, то отзывчивым, добрым.

Далее мне стало казаться, что я не говорю детям чего-то главного. И однажды, проводя это занятие, я спросила: «Дети, а хоть немного нужны человеку лень, трусость?». И мне был дружный ответ: «Нет, они нам не нужны!»

А так ли это? Разве нам совсем не нужны злость, жадность, лень, отзывчивость?.. Конечно, как стойкие привычки, ставшие яркими чертами характера, вряд ли. Но, как защитные свойства нашей личности от стрессовых воздействий, болезней, опасностей, как помощники в общении с другими людьми?

Представьте себе ситуацию. Женщина сильно заболела. Ей нельзя вставать с кровати. А в ней выработана похвальная привычка трудиться и она с детства знает, что лень – это зло, которое нужно под корень истреблять. И вот эта женщина, такая замечательная хозяйка, лежит в кровати и просто не может смотреть на беспорядок вокруг. В конце      концов, еле живая, с ломотой в теле и головокружением она приступает к уборке. Закончиться всё это может плачевно. Почему чистота в доме для этой женщины стала важнее, чем собственное драгоценное здоровье? Да, потому что с детства ей внушали: «Чистота превыше всего! Ты должна быть идеальной хозяйкой!»  И вот эта фраза, сказанная мамой в детстве, так поселяется в человека, что он уже считает её своей собственной важной частью жизни, даже не пытаясь проанализировать: а всегда ли это так важно? Быть идеальной хозяйкой стало для этой женщины смыслом жизни.

Конечно, приучение ребенка к чистоплотности и трудолюбию важно, но оно не должно в дальнейшем мешать жить выросшему ребёнку и его окружению

Как сделать так, чтобы наши установки стали для ребёнка положительным приобретением? Проговорим основные правила.

  • Конечно, ребёнок познаёт мир через взрослых. И в большей степени через тех, кто находится рядом. Поэтому часто совершенно неосознанно мы формируем в ребёнке определённые установки, с которыми он идёт в дальнейшее плавание по жизни. Негативные установки вначале вызывают у ребёнка обиду, а затем постепенно боль затихает, установка становится частью ребёнка («Да, меня никто никогда не сможет любить», «Я не достоин лучшего», «С таким умом в институте не учатся») и начинает отравлять его психику, вызывая неуверенность в себе, страхи, нервные тики, агрессию, повышенную тревожность, что безусловно отражается и на взаимоотношениях с другими людьми.
  • Чем отличаются негативные установки от позитивных?

Негативные установки категоричны, они не оставляют человеку выбора, самостоятельности принятия решения, подчиняют другие важные аспекты жизни этой установке. Человек чувствует зависимость от неё, в ней он неуверен и несчастлив, но, в то же время, он держится за эту установку и не может её отпустить.

 

Негативная установка

 

Позитивная установка

 

Женщина должна быть идеальной хозяйкой

Замечательно, когда дома порядок, но делай всегда всё по силам.

Мужчины не плачут. Плакать – удел слабых.

Бывает человеку так плохо, что, когда он поплачет, ему становится легче.

Не будешь слушаться – заболеешь!

Твоё здоровье зависит от тебя самого.

Ты весь в своего папу.

У тебя много хорошего и от папы, и от мамы. И сам по себе ты – хороший!

Лучше б ты у нас и не родился!

Как замечательно, что ты у нас есть!

Ты всегда будешь плохо учиться.

Если что-то не получается, это ещё не значит, что ты не можешь хорошо учиться. Всё зависит от тебя. У тебя всё получится!

У тебя всегда всё хуже, чем у других.

У каждого человека что-то не получается. Попробуй ещё.

Когда ты так себя ведёшь, я не хочу тебя любить.

Мне иногда может не нравиться твоё поведение. Но люблю я тебя всегда!

С таким характером ты ни с кем не уживёшься.

Всегда найдётся человек, с которым ты сможешь поладить.

Никому не верь. Все кругом обманывают.

Все люди разные. Смотри и выбирай себе друзей сам.

  • Подавление таких эмоций, как гнев, страх, обида, грусть… происходит в семьях, где принято «делать лицо». Между родителями полный разлад, а они играют перед всеми и детьми, в первую очередь, идеальную семью. Мама чем-то расстроена, но, когда ребенок задаёт вопрос: «Тебе плохо?», она пытается изо всех сил вытащить из себя улыбку и говорит: «Нет, сынок, со мной всё хорошо». Ребёнок делает вывод, что проявлять такие эмоции, как гнев, обиду, печаль стыдно. И ставит на них табу. Но они никуда не уходят, а подавляются и могут выйти в любой момент в уродливой форме. А ведь маме, если она чем-то опечалена, приемлемо сказать: «Да, у меня случилась неприятность. Поэтому я расстроена. Но я постараюсь решить свои проблемы». Тогда малыш смотрит и видит, что отрицательные эмоции, качества личности являются неотъемлемой частью жизни и необходимы человеку.

 

Cтрах – предупреждает об опасности.

Грусть – помогает тонко чувствовать окружающую действительность, других людей, располагает к сочувствию.

Злость – даёт отпор обидчику.

Обида – охраняет достоинство человека, предотвращает дурные разговоры о нём.

Жадность – позволяет позаботиться о себе.

Равнодушие – защищает от воздействия сильных разрушительных событий.

 

Но так эти качества проявляют себя, если знают чувство меры, если они знают место, когда им уместно себя показать, а когда стоит уйти. Кстати, чувство меры необходимо и для положительных проявлений.

  • Важно правильно реагировать на проявление ребенком отрицательных моментов:
  1. подтвердите, что видите состояние ребёнка;
  2. проявите понимание того, по какому поводу возникли данные чувства.
  3. твёрдо выразите свою точку зрения по данному вопросу.

 

Пример. Я вижу, что ты чем-то расстроена. Я тебя понимаю, потому что я тоже бываю не в духе. Но это не значит, что когда человеку плохо, он должен портить настроение другим и тем более кого-то бить. Посиди и подумай, как тебе успокоиться. Когда успокоишься, подходи.

  • Введите в своей семье часы: «можно» (можно шуметь, виснуть на шее, драться подушками, танцевать, громко смеяться…) и «нельзя» (вы хотите отдохнуть, поэтому в доме должно быть тихо и приветствуются только спокойные игры). Часы и условия, что можно, а чего нельзя оговариваются по ситуации.
  • Игра «Ситуация: эмоция» (помогает отделять ситуацию от эмоционального состояния). В начале игры вспоминаем, какие эмоции мы знаем: радость, удивление, злость, обида, равнодушие, веселье, печаль, покой… Взрослый и ребёнок поочередно выполняют роль ведущего. Ведущий называет одну  ситуацию (например, «Мама не купила мне куклу и я отношусь к этому…», «Завтра в детском саду будет праздник, я отношусь к этому…», «У меня сломалась машинка, я отношусь к этому…») и бросает мяч партнёру по игре, который должен ответить определённым «своим» эмоциональным состоянием («со злостью», «спокойно», «с радостью»…)
  • Умение принимать в себе различные эмоции и адекватно их показывать совсем не означает, что человек должен бесконтрольно на всех «выпускать свой пар». Существуют специальные игровые упражнения, помогающие детям учиться саморегуляции и снятию нервного напряжения.

«Стойкий солдатик» (автор Н.Л.Кряжева)

Если ты сильно возбуждён и чувствуешь, что не можешь остановиться, тебе хочется, например, кричать, драться, раскидывать вещи… встань на одну ногу, а другую согни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий оловянный солдатик, который честно несёт свою службу на посту. Оглянись по сторонам: посмотри, как выглядит комната, где ты находишься, кто, чем занят, кому нужна помощь. А теперь поменяй ногу и продолжи наблюдение. Стойкий оловянный солдатик очень внимательный и выдержанный. Ты - молодец. Настоящий защитник! 

Саморегуляции также хорошо способствуют игры, чередующие двигательную активность с неподвижностью: «Море волнуется раз», «Сова» (днём сова спит - дети гуляют, бегают, ночью сова вылетает - замирают), «Лов», «Прятки»…

  • Обсуждайте в семье, как делать так, чтобы чьё-то негативное настроение не влияло на ваших домочадцев. Допустим, вы можете предупредить ребенка, что  вы сегодня раздражены, злитесь, поэтому ему лучше дать вам возможность побыть в тишине и успокоиться, в противном случае вы можете сорваться и накричать. В мои студенческие времена наша преподавательница по психологии говорила, что стирает, когда сильно злится.

 «И бельё чистое, и отрицательные эмоции все уходят » - говорила она нам.

Подводя итог всему выше сказанному, желаю вам 

принимать в себе разные эмоции, но не позволять им руководить вами. Позитивных вам установок! 



Просмотров: 221
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • «Если будешь себя хорошо вести, то и наказывать тебя не придётся».
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если страдание всегда рядом. Как помочь близкому человеку в депрессии? И как поддержать себя?
  • 9 неочевидных признаков депрессии: когда тебя ругают за то, что тебе плохо.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Когда человек тебя любит, а ты плюешь ему в душу.
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Как разлюбить? Что делать если он тебя не любит? Как исправить ситуацию? Советы психолога-сексолога
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Как же мне тебя искать, если мы совсем разные?
  • Зачем нам нужны эмоции? +Практика. Начни с себя или помоги себе сам.
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь