|
Глубинная терапия. ПочемуАвтор статьи: Савчук Олеся
Я выбрала глубинное направление терапии. Которое, соответственно, является долгосрочным. Потому что для того, чтобы исследовать свою глубину, нужно время. Что определило такой мой выбор?
_________________________________________ А теперь я расскажу про то, как разворачивается процесс терапии, попытавшись уложить его в конкретную схему. Итак, прежде всего, терапия это возможность. Возможность научиться жить из себя (аутентично) – осознанно и свободно. Сегодня во многих психологических (и околопсихологических) статьях и заметках встречается рекомендация «быть (или «оставаться») самим собой». Простой и, казалось бы, доступный каждому способ жить счастливее. Однако, очень часто, на деле он оказывается не так прост в применении. Ведь для того, чтобы быть собой, с собой нужно сначала научиться контактировать. Другими словами, научиться себя осознавать. А мы, в основном, по факту, умеем из себя реагировать. Но реактивный способ жить не позволяет ощущать себя творцом собственной жизни. Тогда человек воспринимает действительность так, будто с ним все время что-то происходит. А он сам находится в тисках обстоятельств и своей собственной внутренней невозможности. И испытывает разные мучительные по этому поводу эмоции. Мир тогда кажется, в лучшем случае, равнодушным (не говорю уже о враждебном), а жизнь – тяжелой и труднопереносимой. На мой взгляд, это происходит тогда, когда взрослую жизнь вынужден жить ребенок. Это я метафорически выразилась. Живет, конечно, физически взрослый человек. Но психологически он не созрел еще достаточно для того, чтобы жизненные трудности не вгоняли его в состояние растерянности (фрустрации). Про зрелость. От чего же зависит психологическая зрелость? От детской истории. От того, были ли ребенку созданы достаточные условия для того, чтобы его психика вызрела в целостную гибкую структуру. И, если такие условия созданы не были (например, ребенок сталкивался с материнской холодностью или отцовским отвержением – и это далеко не все возможные негативные факторы), то детство плавно перетекает во взрослую жизнь. И его невозможно оставить позади, в прошлом, потому что психикой не решены соответствующие раннему возрасту задачи, не освоены конструктивные сценарии взаимодействия с собой самим, а затем с другими людьми и внешнем миром в целом. Таким образом, человек оказывается «привязанным» к своим детским травмам, а многие ситуации его нынешней жизни становятся символическим отыгрыванием пережитого детского опыта, вызывая состояние ретравматизации. И выражаться это может в виде самых различных симптомов страданий: от панических атак, до условно банальной низкой самооценки. Ведь зрелая психика потенциально способна справляться с жизненными трудностями, а для не успевшей созреть многие трудности оказываются чрезмерными и тогда она, чтобы сохраниться, пользуется простыми защитами (например, отрицает, вытесняет, агрессирует и др.). Тут уже не до роскоши жить из себя. Выжить бы. Поясню как я понимаю психологическую зрелость. Это наличие крепкого внутреннего наблюдателя, который позволяет проживать различные состояния и осознавать их. То есть постоянно осознавать себя, быть с собой в контакте. В состоянии, так сказать, позитивной Я (или Эго)-идентичности. То есть ясном понимании кто я такой, что я хочу, что со мной происходит. И принятии себя такого – в самых разных своих проявлениях, состояниях, чертах. Тогда человек в самом себе способен обнаружить все необходимое для того, чтобы ощущать себя счастливым. А другой рядом добавляет полноту жизни, а не становится ее определяющим условием. Фантомы незрелости. Навсегда? Так вот. Я говорю о том, что человек вырос, а психика не созрела. «Застряла» в проживании какого-то неразрешенного возрастного этапа. И человек смотрит на мир и на себя через преломление потребностей этого этапа. Которые были реальными не только тогда, в прошлом, но остаются таковыми и сейчас, не имея возможности трансформироваться. Например, неосознанно ищет до сих пор безусловной материнской любви (не умея сохраняться рядом со спонтанными реакциями другого), либо умеет только идеализировать или обесценивать (не умея воспринимать сложность и полноту явлений), либо стремится к слиянию (не умея выдерживать свою отдельность) и т.д. Что же делать? Можно специально создать условия, в которых станет возможным получить новый опыт отношений со значимым Другим (каковыми в детстве являются для ребенка родители). И на основе этого опыта расширить свое сознание. ========================================= Как это работает. Для начала, отвечу на вопрос, который мне часто задают клиенты в начале работы: почему так долго? (от года, в среднем, года три). Потому что речь идет не о строительстве с нуля, а о перестройке уже сложившейся структуры. Причем, в данном случае, задача не снести и создать заново, а именно перестроить за счет трансформации мешающих элементов и гармоничного встраивания новых. Для чего сначала нужно скурпулезно изучить имеющееся. Наш способ восприятия себя и жизни, контакта формируется годами в опыте взаимоотношений. И, чтобы он изменился, нужно сначала набрать достаточное количество другого, принципиально отличающегося от прежнего, опыта. Собственно, сам процесс терапии, организованное им поле, и есть такой новый опыт. Он дает возможность пересмотреть свой подход к себе и миру. Попытаюсь примерно описать составляющие процесса терапии (как я их вижу). Сначала нужно развернуть свои привычные сценарии, чтобы была возможность их рассмотреть. Со временем, клиент начинает быть в пространстве терапии так, как он привык быть в жизни. Он вступает в контакт с терапевтом на таком расстоянии и так, как умеет. И не с самых первых встреч этот контакт становится прямым. Нужно время, чтобы его исследовать и развить. Каждому столько времени, сколько соответствует его личной истории. Постепенно появляется возможность, не отворачиваясь, честно, рассмотреть себя. Где, в какой точке, я нахожусь. Это бывает очень трудно. Потому что часто приходится продираться к себе под острым, стыдящим взглядом Внутреннего Критика (в виде которого существует наше Супер Эго). Такое возможно, если нас не учили принимать себя. Тогда мы знаем как относиться к себе с одобрением-неодобрением, согласием-несогласием. Развитие для нас - это не созревание и расширение, а изменение. В детстве мы должны были соответствовать: фантазиям своих родителей, требованиям общества, возрастным нормам. Если мы не соответствовали, нам предлагали меняться. Ещё круче, когда мы с рождения должны были быть какими-то, что-то уметь или знать. От многих из нас что-то ждали. И нужно было понять, что, и постараться не обмануть ожиданий. Ждали от нас, но не нас. Не нас во взрослой жизни, помогая нам учиться, с терпимостью относясь к нашему человеческому несовершенству, веря в нас, поддерживая и принимая в том, чего мы ещё не можем. Мы просто должны были мочь. Мочь что-то важное для наших родителей. Если мы не могли, это вызывало досаду, и нас поторапливали. Нас не учили относиться к самим себе с милосердием и терпимостью, с уважением и глубокой благодарностью, принимая всю свою разностороннюю широту. Мы не умеем, опираясь на крепкие свои части, с сочувствием и пониманием принимать свои несовершенства. Потому что они мешают нам быть эффективными, функциональными, неуязвимыми машинами. Потому что они обнаруживают нашу человечность, которая никогда не ценилась. И тогда их надо убрать, отрезать, выключить, относясь к себе как к объекту. Ведь мы так привыкли. Мы в детстве выжили, а жить не научились. А ведь так важно, хотя и так трудно научиться принимать себя. И после этого появится возможность изменить свою жизнь. Потому что силы будут направлены уже на самоосуществление, а не на сдерживание и сокрытие того, что в себе не нравится.
Изменить свою жизнь возможно не изменив, но найдя себя. И тогда можно жить, пользуясь возможностями жизни, а не выживать, сжимаясь от страха и пытаясь избежать многочисленных опасностей. Движение к цели, а не от опасности появляется тогда, когда человек чувствует свою силу и опоры в себе. Тогда трудности жизни ощущаются как задачи и происходит мобилизация энергии для их решения. В противном случае, трудности воспринимаются как непреодолимые преграды и отчаяние от этого истощает. Жизненная энергия тратится не на внешние действия, не на жизнь, а на совладание с внутренними бурями. Терпеливое, внимательное и заинтересованное принятие терапевтом различных сторон и проявлений клиента, вера в его путь и его силу, постепенно дает клиенту возможность начать принимать себя. И даже постепенно разочароваться в терапевте. Который, как постепенно выяснится, не может спасти. "Задача терапевта - разочаровать клиента" (с) На мой взгляд, разочарование (в разной степени выраженное) также присуще глубинной терапии как один из этапов. Так не избегает и ребенок разочарования в родителе как во всемогущей фигуре. И, помимо боли, в разочарованности есть огромный ресурс. Ресурс присвоения собственных возможностей. Ведь, когда рушатся внешние опоры и ожидание чуда не оправдывается, приходится поворачиваться к себе, обнаруживая собственную силу и внутренние опоры. После такого разворота, принятию себя способствует и сама готовность посвятить исследованию себя время, платить за себя деньги. Ведь это уже является проявлением заботы о себе и утверждением собственной важности. Что со временем складывается в уважительное отношение к себе – не как к объекту, функции, а как к живому человеку. Перспективы... По мере продвижения в терапии, накопления опыта принятия, укрепления навыка наблюдения, постепенно для осознания открываются все новые стороны собственного внутреннего мира. Уже известные свои особенности приобретают новую глубину, другие смыслы. Становятся очевидными незаметные ранее связи. И, вместе с этим приходит новое понимание себя, более сбалансированное и целостное. Укрепляется идентичность. Это дает возможность почувствовать собственную силу, определить ее границы и начать ею пользоваться. Развивается возможность уверенно находить свой путь в жизни, делать собственные выборы, организовывать для себя экологичное окружение. Еще один из важных аспектов долгосрочной терапии – неизбежное формирование близких отношений, что обусловлено именно длительностью контакта. Граница и осознанность этих отношений позволяют в них обнаружить себя, взрастить свою ценность, а, со временем, обнаружить другого. Соответственно, и в жизни отношения с близкими становятся отношениями именно с другими, отличными людьми, а не воплощением каких-то собственных вытесненных частей (проекций). И появляется возможность в этих отношениях жить, развиваться. Они становятся местом наполнения и радости, а не отыгрывания своих бессознательных сценариев. Важная деталь. И в заключение скажу, что пробиваться к этому светлому будущему порой приходится через стремление «Я» сохранить свою неизменность.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|