|
Теория Социальной осознанностиАвтор статьи: Ермаков Сергей
Чтобы мы могли друг друга понимать, прежде всего необходимо начать с прояснения терминологии. Обычно в психологии и психотерапии под Осознанностью понимают – способность человека выделять и отделять себя от других людей, принимать себя как ценность, способность устанавливать и поддерживать контакт с самим собой, своими чувствами, желаниями, ставить собственные цели и достигать их. Что же касается Социальной осознанности (и это моя авторская терминология), то понимаю её как – способность человека на внутреннем уровне выделять и понимать модель устройства и управления Обществом, понимать место и роль человека в этой модели, методы, которыми модель воздействует на людей, цели которые она перед ними ставит и механизмы взаимодействия с ней. Выделяю следующие уровни социальной осознанности: 1. «нулевая» - это уровень социальной осознанности, при котором она полностью отсутствует, в виду заблокированности. На этом уровне находится бОльшая часть людей, причём всю жизнь от рождения до смерти. Они полностью зависят и отождествляют себя с моделью общественного устройства, совершенно ничего не зная ни о ней, ни о совей роли в ней, - «слепые последователи»; 2. «базовая» - этот уровень социальной осознанности наступает, когда человек начинает видеть и ощущать на себе очевидные противоречия между тем, что модель общественного устройства оглашает как базовые ценности и ориентиры, и её реальными действиями по отношению к людям; 3. «высокая» - данный уровень социальной осознанности наступает тогда, когда человек приходит к пониманию ключевых механизмов устройства Общества, а также целей и задач, которые управляющие моделью общественного устройства, незримо ставят перед людьми конкретной территории; 4. «абсолютная» - и это высший уровень социальной осознанности, когда человек, расширяя масштаб своих представлений, понимает, что модель общественного устройства имеет не локальный, а глобальный уровень управления, что истинное руководство модели и их цели – никак не связаны с каким-либо отдельно взятым обществом отдельно взятой страны, что в основе модели общественного устройства лежат принципы «максимального извлечения прибыли» и «эксплуатация ресурсов», где люди – это и есть – главный ресурс, а именно: время людей, их труд, их жизнь. Если представить себе мировое Общество в виде круга, то «абсолютный» уровень социальной осознанности будет совпадать с границами этого круга, а «нулевой» уровень – будет микроскопической точкой внутри круга, а между ними, постепенно расширяясь и увеличиваясь, будут последовательно находиться круги: «базового» и «высокого» уровней социальной осознанности. Вижу при росте социальной осознанности следующую серьёзную проблему. Дело в том, что уровни социальной осознанности – в первую очередь являются интеллектуальными конструктами, то есть, развитие социальной осознанности зависит от того, насколько человек направлен на поиск и усвоение информации, по большому счёту это доступно каждому, но появление в системе мышления и восприятия Мира новых категорий – выводит на передний план вопрос – качественного изменения содержания внешней жизни человека в соответствии с уровнем социальной осознанности. Что это означает? Это означает, что каждому уровню социальной осознанности (внутреннему уровню) для адекватного существования должен соответствовать определённый уровень социальной интеграции (внешний уровень). Если есть переход в одном, то должен быть переход и в другом. Чем выше социальная осознанность, тем выше должен становиться и уровень (качество) социальной жизни. И я употребляю слово «должен», потому что именно это и имею в виду, поскольку, когда происходит переход на новый уровень социальной осознанности, но не происходит внешних изменений на уровне социальной интеграции (улучшение качества жизни, достатка, возможностей), то проявляются жесточайшие кризисы несоответствия, в психологии это называют «когнитивный диссонанс» или «потеря конгруэнтности», но не названия важны, а суть явления – человек осознал, как устроен социальный мир, и если он при этом не имеет возможности перейти на иной уровень жизни, то возникает – точка негативного давления, которая может проявляться как угодно, например: в депрессиях, апатиях, усталости, агрессии, насилии, гневе, радикализации и маргинализации поведения, психозе, зависимостях, самоубийствах, необдуманном риске и т.д. – перечислить все варианты – просто невозможно, но зато всё это легко и наглядно отследить в социальной динамике психологического состояния населения. Тогда встаёт вопрос: а нужно ли реально массово развивать социальную осознанность, если при этом нет возможности столь же массово качественно изменить уровень внешней жизни? Нужно ли узнавать правду, доносить эту правду до других? Ведь когда человек что-то узнал, то забыть это уже не получится, а жить со знанием, но без возможности что-то изменить для себя – тяжелейшее испытание и превращает всю оставшуюся жизнь в некоторого рода борьбу и приспособление, что весьма затратно по внутренним ресурсам, да и не каждому человеку по возможностям. Когда говорю про «невозможность изменить», то тоже именно это и имею в виду – совершенно объективную невозможность социальных изменений, поскольку на это нужны колоссальные чисто внешние ресурсы (административные и/или финансовые), мало кому доступные. В каких-то пределах, и очень скромных, изменения конечно реальны и возможны, но если иметь в виду высокие уровни социальной осознанности и не впадать в достоевщину и философские рассуждения из серии «хочешь лучше жить – лучше работай», то… в действительности изменить социальное положение – практически не реально. Говоря о развитии социальной осознанности, стоит рассмотреть и другой вариант, который являет собой – обратную ситуацию. Имею в виду, когда внешний уровень жизни человека, его положение и достаток формально соответствуют развитой социальной осознанности, но сама же социальная осознанность – отсутствует. Такая комбинация также может иметь место быть и в таком случае тоже будут возникать психологические сложности, ведь наличие больших возможностей без понимания того, что с ними делать – ничуть не менее опасно с точки зрения вероятности возникновения негативных психологических феноменов, чем – отсутствие возможностей. Однако развитие социальной осознанности в данном случае – позволит выровнять ситуацию относительно легко и безболезненно для психологического здоровья. Правда как феномен кстати вовсе не должна успокаивать, радовать или давать надежду – правда нейтральна и показывает то, как есть на самом деле, она освобождает от оков незнания… искренне верю в то, что Omnia Vincit Veritas (Истина побеждает всё), однако, порой, глядя на людей вокруг – начинаешь понимать и то, почему некоторую правду предпочитают скрывать. В целом же, подводя итог теории, замечу, что если иметь в виду – распространение информации и развитие социальной осознанности, то целесообразным вижу делать это через контролируемый и направляемый процесс Образования, а ещё конкретнее – через внедрение в систему Образования (хотя бы высшего) – общеобразовательной, то есть обязательной для всех факультетов, специальной дисциплины по социальной психологии, освещающей именно актуальную модель устройства и управления Обществом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|