Бабушка, 6 летней девочки, сообщает мне о внучке: " Она - дуб дубом. Учимся читать, чего тут сложного, две буквы соединить, а она на меня глаза выпучит и смотрит".
Как больно смотреть на эти сложные отношения неумелого учителя и уже чувствующего себя неудачником ученика.
Внучка не понимает как читать и не читает, а бабушка не знает как учить, а учит.
В чём же ошибки бабушки:
1) Необходимо учитывать физиологическую и психическую готовность к обучению чтению и письму ребенка, которому особенно нет ещё семи лет. И готовность эта определяется созреванием мозга.
2)Материал необходимо подавать под соусом ИГРЫ, ярко, наглядно.
Учитывать то, что произвольное внимание, память, мышление ещё не развиты. Ребёнок способен фокусировать внимание и запоминать, только то что вызывает интерес.
Это для нас в букве нет ничего сложного, а для ребенка это непонятный символ.
3)Следовательно с ребенком нужно постоянно возвращаться к пройденному материалу, повторять и закреплять. А так же помнить, что любой навык требует времени, чтоб закрепиться и стать автоматическим. Разрешите ребенку идти в том темпе, который ему комфортен, не торопитесь его. И разрешите ему допускать ошибки, ведь стремление к перфекционизму осложняет жизнь даже взрослым.
4) Отрицательный эмоциональный опыт способствует, снижению мотивации к обучению, а порой возникновению страха перед неудачей, отрицательной оценкой, критикой его способностей, крику и оскорблениям, того кто учит.
Ребенок оказывается в ситуации стресса, который ухудшает способность понимать, запоминать и делать.
5) Необходима позитивная поддержка ("супер, у тебя получилось, так замечательно вышло"), а не частая позитивная оценка ("молодец, ты классный, ты умничка"). В первом случае мы хвалим и оцениваем действие, во втором - человека. Первое будет создавать адекватную самооценку, второе - потребность в позитивной оценке, и если случится негативная или ее отсутствие, человек начинает ощущать фрустрацию, ведь для него удовлетворение от работы будет связано не с завершение дела, а с получением оценки от других.
Дорогие родители, бабушки и дедушки если вы становитесь для детей учителями, которые учат и выполняют с ними домашнее задание, помните : " Как кораблик назовёте, так он и поплывет."