Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной.

Каждый читатель находит в сказке свой смысл. Сегодня, обратив внимание на сказочную историю о Волшебнике Изумрудного города, мне хочется поделиться теми смыслами, которые вижу я. Может быть, кому – то это покажется интересным и полезным.
В 1900 году американский писатель Фрэнк Баум придумал для своих троих детей историю, которую он назвал - «Удивительный Волшебник из Страны Оз».

"Радовать детей – очаровательное занятие, греющее сердце и приносящее глубокое удовлетворение".  (Ф. Л. Баум)

В 1939 году Александр Мелентьевич Волков пересказал сказку Ф. Баума, во многом сохранив сюжет и персонажей. Его «Волшебник Изумрудного города» - увлекательная, яркая, по - настоящему красочная и захватывающая история.
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
 В сказке есть ФИОЛЕТОВАЯ, ЖЕЛТАЯ, СИНЯЯ страны, посередине которых находится ИЗУМРУДНЫЙ город. Дорога в Волшебную страну из ЖЕЛТОГО кирпича.

«Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка; по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами; на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток; в воде резвились серебристые рыбки».

В одной из версий мультипликационной экранизации сказки герои поют песню и многократно повторяют слова припева: «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной». Почему же эта дорога является трудной?
В словаре С.И. Ожегова одно из значений дороги -

средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. 

Путь связан с оценкой жизни: когда он есть – это хорошо, когда отсутствует – плохо. Про хорошего человека мы говорим: «путёвый, путный», про неправильно живущего - «беспутный».  
"Дорога из жёлтого кирпича" может стать «золотым» путем развития, который необходимо пройти, чтобы вырасти как личность. Такой путь не бывает легким.
Рассмотрим основных персонажей сказки:

Прежде всего, это девочка Элли. 

«У Элли было много забот. Она помогала матери по хозяйству, а отец учил её читать, писать и считать, потому что школа находилась далеко, а девочка была ещё слишком мала, чтобы ходить туда каждый день».

 Элли смелая, любящая и заботливая. Не думая о себе, она спасает песика Тотошку, когда он,

«перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон»

Затем фургон подхватило ураганом и отнесло в Волшебную страну. Так начались приключения девочки и ее верного Тотошки.
Добрая и бесхитростная Элли с уважением относится к чужой культуре и традициям, легко общается, всегда готова прийти на помощь. Элли скромна, рассудительна, так, например, она берет у жевунов только самое необходимое - хлеб и воду, несмотря на возможность взять больше. 


Основная роль Тотошки – сопровождение Элли. Он выступает вперёд, когда Элли необходима помощь, и благоразумно отступает, когда у нее появляется более сильный защитник.
Первый друг Элли - Страшила считает себя глупым и хочет попросить у волшебника Изумрудного города мозги. Однако, он, безусловно, умен. Так, например, Страшила придумал сделать мост через пропасть, по которому герои смогли убежать от опасности, а потом предложил его сломать, чтобы преследователи - тигры провалились в овраг.


Железный дровосек – второй друг Элли. Он считает себя бессердечным и собирается попросить волшебника Изумрудного города о том, чтобы тот дал ему сердце. Однако, этот «бессердечный» человек все время проявляет эмоции, он очень чувствительный, даже может заплакать. «Вы знаете, у меня нет сердца, но я всегда стараюсь помочь в беде слабому, будь это даже простая мышь» говорит Дровосек.

     
 

Трусливый Лев – третий друг Элли, он ищет храбрость, но, его поступки подтверждают то, что он и так по –настоящему храбр. Лев перенес своих друзей через пропасть, спасая их от саблезубых тигров. Во время переправы через реку он тащил на себе плот, плывя в холодной воде, а представители семейства кошачьих боятся воды. Лев перепрыгнул глубокий ров, напугал саблезубых тигров, громко рыча.


 По мнению древних философов, любой человек имеет три начала: Разум, Волю и Чувства. 
Трое друзей Элли символизируют эти три человеческих начала.
Страшила (разум) – МУДРОСТЬ;
Дровосек (чувства) – ИНТУИЦИЯ;
Лев (воля) – ДЕЙСТВИЯ.
Страшила по-настоящему умен, Дровосек - добр, Лев – храбр. На протяжении всей повести герои проявляют те самые качества, которых «у них нет».  А испытаний у героев предостаточно.
Так, в первом испытании Элли попала к людоеду. Она увидела надпись: «Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!», поспешила и чуть не оказалась съеденной.  Девочку спасли ее друзья - Страшила (РАЗУМ) и Дровосек (ЧУВСТВА), подтверждая этим, что, только соединяя разум и чувства, можно успешно достигать своих целей.
Во втором испытании Лев (ВОЛЯ) вытащил Страшилу (РАЗУМ) из воды.  Одно из значений воды – эмоции. Когда эмоций становится слишком много, человек должен усилием воли их ограничить. Иначе "захлебнётся и утонет". 
Третье испытание - в маковом поле. Страшила (РАЗУМ) и Дровосек (ЧУВСТВА) спасают Льва (ВОЛЮ). В "маковом поле" ВОЛЯ любого человека "засыпает". Образ "макового поля" - это не только наркотики. Это любая вредная привычка, любая зависимость от того, что противоречит РАЗУМУ и ЧУВСТВАМ. Соединяя РАЗУМ и ЧУВСТВА, можно подключить ВОЛЮ, чтобы преодолеть "маковое поле".
И последнее испытание перед входом в Изумрудный город - прохождение леса, в котором живёт саблезубый тигр.  Лес -  это одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку.  там нужно быть осторожным, чтобы не погибнуть. Справиться со страхом может лишь тот, у кого развиты: и РАЗУМ, и ЧУВСТВА, и ВОЛЯ. У Страшилы, Железного дровосека и Льва, пройти "лес" получается только вместе. 
Вот мы и подошли к герою, именем которого названа книга. Это - Волшебник Изумрудного города. Как и Элли, ураган унес Джеймса Гудвина, циркового фокусника в Волшебную страну. Когда воздушный шар приземлился, жители Волшебной страны приняли Гудвина за волшебника. И он согласился с этим. Личность Гудвина неоднозначна и противоречива. Будучи ловким и умным человеком, выдумщиком и добряком, он выбирает для себя роль Великого и Ужасного правителя Изумрудного города. Видимо, для подтверждения величия и внушения ужаса, Гудвин предстает перед зрителями в разных фантастических образах, пряча свое истинное лицо. В привычной роли фокусника он, безусловно, волшебник, волшебник-иллюзионист. 
- Сначала было стыдно, а потом привык, - говорит Гудвин.

 

Как и положено Волшебнику, Гудвин решил построить Изумрудный город. Строительного материала не хватало, Гудвин заменил изумруды простым стеклом и, чтобы тайна не раскрылась, обязал всех жителей и посетителей Изумрудного города носить зелёные очки, чтобы «не повредить глаза ослепительным сверканием Изумрудного города». Очки застегивались на замок, поэтому их сложно снять. Зеленый цвет Изумрудного города – результат оптической иллюзии, свойство глаза, смотрящего через зеленые стекла. Однако, цель достигнута, никто не замечает, что большинство изумрудов ненастоящие.
Так и любой человек придает окружающему миру ту самую окраску, которая свойственна его личности. Кто – то видит мир в розовых тонах, кто – то в серых, черных и т.д. Изумрудный цвет - цвет Любви. То, что любить необходимо, нам внушается с детства, но, если не знаешь, как это делать, стараешься изо всех сил, посылая «любовь» направо и налево.  Это называется носить зелёные очки или притворяться. Иллюзии рассеиваются, когда мы снимаем очки прежних взглядов и представлений.
Находчивость выручает Великого и Ужасного, когда приходится выдавать героям обещанные дары. Мудрость Гудвина заключается в понимании, что друзьям просто не хватает веры в себя. Герои уже изначально обладают тем, что они намерены просить у Гудвина: Лев — храбрый, Страшила — умный, Железный Дровосек — сердечный. Поэтому Гудвин легко выполняет их желания, используя «маленький сеанс внушения». То, что друзья приобретают с его помощью, — это уверенность в своих силах.

 
Только для Элли у Гудвина не оказалось Дара.  Но, у девочки уже имелось то, что необходимо для возвращения домой. Это - волшебные туфельки. Для того, чтобы Элли смогла ими воспользоваться, ей пришлось снять зеленые очки – то есть освободиться от власти иллюзий.

- О, нет, дитя мое! Я не плохой человек, но очень плохой волшебник!, - оправдывался Гудвин.
На мой взгляд – он хороший «волшебник», потому что справился со своей ролью. Герои ждали помощи от значимого для них человека, Волшебника. И получили ее. Фактически, они получили «разрешение» на принятие и признание своих достоинств. Тех самых качеств, которые уже у них были, проявились и развивались во время путешествия по дороге из желтого кирпича. Этот трудный путь оказался путём обретения самих себя.

 
Примеры анализа других сказок:

Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Русалочка и жизнь в любви.

Люблю! И больше нет меня. Еще один взгляд на историю Снегурочки.

 В терапии можно обращаться к образам любимых героев как к ресурсам  Сказочные персонажи как помощники в терапии.

 



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Герои «Волшебника Изумрудного города». Через двадцать лет саморазвития
  • Сказка «Волшебник Изумрудного города» и психотерапия. Проводим параллели
  • Работа с самооценкой. «Путь в Изумрудный город». Ресурс Любви – Железный Дровосек.
  • Люди "Изумрудного города".
  • Профессия Волшебника Изумрудного Города: имиджмейкер
  • Работа с самооценкой «Путь в Изумрудный город». Интеллектуальный ресурс - Страшила.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • 2 Шаг к качественному подбору персонала "Я НЕ ВОЛШЕБНИК, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ!"
  • «Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"
  • Путь к саморазвитию или "по дороге из желтого кирпича"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда разум победил чувства. Интеллектуализация.
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • О технологии работы с Призванием или «мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Когда жизнь - это поиски чуда и "доброго волшебника"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Что делать, когда эмоции и разум противоречат друг другу?
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как рассказать о своих планах, чтобы не "сглазили"?
  • "Великий и Ужасный" Гудвин внутри каждого из нас, или первый шаг к равновесию
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Поле чудес" или Когда желания исполняются
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда ум за разум заходит: почему сложно быть вместе умным и глубоким людям.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь