Путь к саморазвитию или "по дороге из желтого кирпича"

Помните детскую книжку Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из Страны Оз»? Ту самую, где Дороти, Железный Дровосек, Страшила и Лев шли в Изумрудный город, чтобы встретиться с волшебником по именни Оз. Железный Дровосек хотел попросить у Оза сердце, Страшила – мозги, Трусливый Лев – храбрости, а Дороти – вернуться домой, в родной Канзас к тетушке Эм.

В нашей стране эта сказка больше известна в адаптации Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Но сказка Ф. Баума заметно отличается от русского аналога, поэтому в этой статья я бы хотела подробнее остановиться на оригинальной истории.

На мой взгляд, это произведение практически полностью посвящено теме саморазвития. Об этом говорят необычные просьбы героев и те испытания, с которыми им приходится столкнуться. Сказку Ф. Баума нельзя полноправно назвать сказкой. В ней добрый волшебник не спасает героев и не одаривает их удивительными способностями. Персонажи сами выбираются из всевозможных передряг.

Первый герой, с которым нас знакомит писатель – это маленькая девочка Дороти. Она сирота и живет со своими дядей и тетей в Канзасе. Дороти наивный и веселый ребенок. Но жизнь в Канзасе кажется ей тяжелой и унылой. Дядя Генри и тетя Эм много работают для того, чтобы вести хозяйство, других детей в округе нет. Лучший друг Дороти – Тото, маленькая собачка. Когда внезапно начинается ураган, Дороти не успевает спрятаться, ее и Тото вместе с домом уносит в волшебную страну.

Домик Дороти приземляется прямо на Злую Ведьму Востока и убивает ее. Жевуны, добрые жители этой части страны, очень благодарны девочке за избавление от гнета Злой Ведьмы. Но Дороти необходимо попасть домой, и здесь кроется главное препятствие – никто в волшебной стране не слышал про Канзас и не знает, как туда добраться.

Добрая Волшебница Севера, встретившая Дороти вместе с Жевунами, дарит девочки серебряные башмачки убитой ведьмы и советует идти в Изумрудный город к могущественному волшебнику по имени Оз. На прощание Волшебница целует Дороти в лоб в качестве благословения, и отправляет в путь по дороге из Желтого кирпича.

Что мы узнаем из этого отрывка? В каком-то смысле стремление попасть домой можно проинтерпретировать как поиск гармонии, спокойствия, чувства защищенности. Психоаналитики считают, что дом символизирует «Я» или эго человека. Когда человек стремимся к дому, он хочет найти гармонии в себе. Для многих дом означает возможность побыть одному, заняться любимым делом, провести время с семьей. Дороти – главная героиня сказки. Поэтому ее желание самое всеобъемлющее – найти себя. Так начинается долгий путь Дороти домой.

Важный момент в сказке – это поцелуй–благословение Волшебницы. Ни раз он спасет жизнь девочке. Злые персонажи не могут причинить ей вред, т.к. чувствуют, что она под защитой Доброй Волшебницы.

Этот элемент сказки труден для интерпретации, но я все же сделаю несколько предположений. Каждая волшебница и ведьма сказки знала о том, что туфельки Дороти волшебные и могут перенести ее домой в мгновение ока. Конечно, читая сказку, думаешь, что Волшебница Севера не знала о магической силе туфелек. Сейчас мне кажется, что она просто решила не говорить Дороти об этом. Возможно, Волшебница сознательно отправила девочку в опасное путешествие. Что получит Дороти в результате своего пребывания в стране Оз мы еще узнаем. Важно отменить, что Волшебница дала Дороти самое главное: достаточно еды для начала путешествия и свое благословение, которое служило оберегом героине. Все препятствия Дороти в будущем придется преодолеть самостоятельно или с помощью друзей.

Следующий важный персонаж в сказке – Страшила. Страшила – соломенное пугало. Однажды Ворона сказала Страшиле, что он будет не хуже любого Жевуна, если бы только в его голове вместо соломы были настоящие мозги. С этого момента Страшила стал очень чувствителен к вопросу собственного ума: как он сам говорит, ему очень неприятно, что все будут считать его глупым. Дороти помогла Страшиле, сняв его с шеста, на котором он висел. Расспросив Дороти, куда она идет и зачем, Страшила решил идти в Изумрудный город вместе с девочкой, чтобы попросить волшебника дать ему мозги. Мозги символизируют желание мудрости, познания.

В лесу, куда заводит Дороти, Тото и Страшилу дорога, друзья встречают Железного Дровосека. Дровосек когда-то был обычным Жевуном. У него даже была невеста: добрая и красивая девушка, которая жила со своей злой теткой. Дровосек усиленно работал, чтобы  накопить  денег и построить большой дом, где они будут счастливо жить с невестой. Желая расстроить предстоящую свадьбу племянницы, женщина постоянно устраивала козни будущему родственнику. С помощью Злой Ведьмы Востока, она заколдовала  топор Дровосека: он по очереди отрубает себе все конечности. В конце концов, топор выпал из рук героя и перерубил тело несчастного пополам. Но друг-кузнец заменяет утраченные части тела несчастного. Когда Дровосек полностью стал железным, топор больше не мог угрожать ему.  Единственное, что представляло опасность – это вода. Поэтому Дровосек предусмотрительно завел себе масленку.

Неприятности не умерили пыл нашего героя: он работал с утроенной силой. Но однажды он забыл масленку, в лесу пошел дождь и Дровосек не успел добраться до дома.  Заржавев, Дровосек стоял долгое время без движения и думал о своей жизни. Самым счастливым воспоминанием была его любовь к прекрасной девушке. Но Дровосек стал Железным, и в груди его больше не билось сердце.

Дровосек решил сопровождать Страшилу и Дороти в Изумрудный город, чтобы попросить у могущественного волшебника сердце. Сердце символизирует не только желание любить и быть любимым, которое несомненно присутствует у Железного Дровосека. В сказке также присутствует мотив стать добрее, относиться к окружающему миру с теплотой, заботой и пониманием.

И, наконец, в последнюю очередь к компании присоединяется Трусливый Лев. Он внезапно появляется перед путниками и нападает на собачку Тото. Но Дороти смело защищает своего любимца: ударяет Льва и стыдит, что такой большой хищник обижает маленькую собачку. Лев признается, что он очень труслив от рождения. Хотя все звери в лесу боятся его, Лев еще больше боится их. Узнав, что друзья отправляются к волшебнику по имени Оз, который в силах исполнять желания, Лев решает идти с ними.

Желание стать смелее, побороть страхи, перестать бояться – достаточно частый запрос клиентов в кабинете психолога. В более широком аспекте можно проинтерпретировать желание Льва, как уход от навязчивой, невротической ситуации, которая доставляет дискомфорт.

Мы видим, что каждый герой сказки хочется стать лучше, чем он есть сейчас. И Дороти, и Страшила, и Дровосек, и Лев чувствуют собственную незаконченность (например, когда для счастья не хватает чего-то конкретного, как сердца, мозгов и т.п.) или ощущение того, что они не на своем месте (как у Льва, который является царем зверей, но фактически слишком труслив для такого статуса).

Герои отправляются в путь, веря, что великий волшебник сможет осуществить их желания. Очень часто и в реальной жизни мы ждем, что кто-то осуществит наши мечты: супруг или супруга, психолог, духовный наставник, родители, друзья, экстрасенсы и т.д. Или надеемся на волшебные даты, приметы, особые дни.

Посмотрим, что было с нашими героями дальше. С приключениями друзья добрались до Изумрудного города. Но великий Оз не захотел безвозмездно помогать компании, поэтому послал их убить Злую Ведьму Запада. Не сразу, но Дороти удалось победить Ведьму. Но и после этого Оз не смог выполнить своих обещаний. Он оказался обычным иллюзионистом, а не великим волшебником.

Оз чувствовал свою вину за обман, поэтому вызвался помочь друзьям. Он дал Страшиле мозги из отруби и булавок, Железному Дровосеку сердце из шелка, набитое опилками, а Трусливому Льву эликсир храбрости. Страшила, кстати, становится правителем Изумрудного горда, вместо Оза. Позже его прозовут Страшилой Мудрым.

Дороти Оз предложил лететь в Канзас вместе с ним на воздушном шаре. Но перед самым отлетом обрывается канат, удерживающий корзину воздушного шара на земле. Оз улетел, а Дороти так и осталась в волшебной стране. Тогда страж, который охраняет ворота в Изумрудный город, подсказывает Дороти обратиться к Доброй Волшебнице Юга Глинде.

Остановимся чуть подробнее и попытаемся осмыслить произошедшие события. Практически все герои сказки получили то, что хотели: Страшила – мозги, Дровосек – сердце, а Лев – храбрость. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что у них не было этого раньше?

Если вспомнить события, которые переживали друзья до того как прибыли в Изумрудный город, то мы обнаружим несколько интересных моментов. Страшила, например, не раз выручал друзей при помощи смекалки и хитрости. Например, он придумал построить плот через реку, когда она преградила путь компании. На протяжении всего пути Страшила периодически пускался в философствования на различные темы.

Я отлично помню один момент в сказке: Железный Дровосек случайно наступил на букашку и раздавил ее. От жалости к несчастному созданию Дровосек заплакал, да так горько, что его нижнюю челюсть пришлось смазывать маслом (о чем, кстати, догадался Страшила, Дровосек совершенно онемел на тот момент). После Железный Дровосек сказал своим друзьям, что ему необходимо быть особенно внимательным к окружающему миру, ведь у него нет сердца, которое могло бы ему подсказать, что правильно, а что нет. Неужели такие слова мог сказать черствый, злой человек? Читая сказку Баумана, мы не раз сталкиваемся  удивительной добротой Железного человека.

Так ли уж труслив Лев? Несомненно, он ни раз испытывал страх на протяжении всей сказки. Но когда на друзей напали двое жутких зверей с телами медведей и головами тигров, он встал между ними и Дороти, и уверил девочку, что будет защищать ее до самой смерти. Заметьте, что на тот момент Оз еще не дал Льву попробовать «волшебного» эликсира храбрости.

Ради справедливости стоит заметить, что удивительные таланты друзей просто расцветают после незамысловатого обмана Оза. Мнимое волшебство заставляет героев поверить в себя. Это один из главных уроков, который хотел преподнести своим читателям Ф. Бауман: вера в себя и преодоление свои страхов – вот ключ к самосовершенствованию.

Но что же Дороти? Пока она не вернулась в Канзас, история не может закончиться. По совету Стража, друзья отправляются в путешествие к Доброй Волшебнице Юга Глинде. Во время путешествия на Юг Лев побеждает отвратительного гигантского паука, который мучил жителей леса и становится в прямом смысле Царем зверей. Железный Дровосек возглавил страну Мигунов, и показал себя как добрый и великодушный правитель.

В конце путешествия Волшебница Глинда тепло встречает друзей в своем замке. Она рассказывает Дороти о том, что серебряные туфельки  могли вернуть ее домой в любой момент. Нужно только три раза ударить каблучками и назвать место, куда девочка хочет попасть. На этом моменте сказка подходит к своему логическому завершению. Дороти возвращается в Канзас к дяде  и тете, которые безумно рады ее видеть. Страшила, Железный Дровосек и Храбрый Лев уходят в свои королевства.

Серебряные туфельки все это время находились на ножках главной героини. Дороти могла попасть домой в любой момент. Также как и человек, вставший на путь саморазвития, может в любой момент достигнуть желанного роста. Человеку от природы даны все возможности для развития интеллекта, чувств и тела. Но почему же мы, имея все это при себе, мы не становится в одночасье мудрецами с золотыми сердцами и телами древнегреческих атлетов?

Ценнее всего в саморазвитии не та вершина, которую мы достигаем (великие знания, умение чувствовать себя и других, развитая интуиция, оригинальность мышления и т.п.), а тот путь, который преодолели. Сам по себе хорошо развитый интеллект представляет ценность, как для человека, так и для общества, в котором этот человек находится. Но гораздо ценнее тот путь, который он преодолел, развивая свои мозги. Во-первых, человек, усиленно занимающийся развитием одной стороны личности, растит в себе целый ряд качеств. Развивая интеллект, я тренирую в еще и волю, терпение, внимательность и целый комплекс других качеств.

Во-вторых, пройдя долгий путь развития своей личности, я открываю этот путь для других. Человек, развивший в себе память до определенных пределов и изучивший закономерности ее работы, сможет стать наставников для тех, кто только хочет развить ее.  

Поэтому в саморазвитии важнее путь, который мы проделали, чем результаты, которых добились.

Этот принцип и демонстрирует нам сказка Фрэнка Баума. Все ее герои обладали желаемыми качествами изначально, но смогли применять их в полную силу, только преодолев долгий путь. Ни раз на этом пути ото Льва требовалась смелость, от Страшилы – мудрость, от Дровосека – сердечность, а от Дороти – умение побыть «домом» и объединить всю эту разношерстную компанию. Но только к концу книги мы понимаем, что герои стали по-настоящему храбрыми, умными, добрыми и сплоченными. Путешествие многому их научило.

Поэтому решая всерьез заняться развитием своей личности, уделяйте равное внимание как целям, которых вы хотите добиться, так и дороге, по которой собираетесь пройти.

 

 



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с самооценкой. «Путь в Изумрудный город». Ресурс Любви – Железный Дровосек.
  • Работа с самооценкой «Путь в Изумрудный город». Интеллектуальный ресурс - Страшила.
  • Железный Дровосек
  • Работа с самооценкой. Авторская методика «Путь в Изумрудный город».
  • Работа с самооценкой. Путь в Изумрудный город. Волевой ресурс – «Лев».
  • Долгий путь домой: жизнь как антитеза родительскому опыту
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Психолог – это маг? Или ... путешествие в Изумрудный город.
  • Путь к себе или желание изменить свою жизнь
  • Герои «Волшебника Изумрудного города». Через двадцать лет саморазвития
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Анализ. Долгий путь к себе.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Психолог, который показывает путь.
  • Дорога в изумрудный город
  • Дорога в Изумрудный город.
  • Путь к себе, или можно ли стать взрослым, не выходя на улицу
  • Недолюбленность. Путь – который, никуда не ведет. Три возможности выхода
  • Путь, который предстоит пройти (из цикла "Пережить горе")
  • Путь к правде – это путь к самому себе.
  • Чтобы найти свой путь, надо идти
  • Сказка про Медвежонка, который очень хотел учиться в школе
  • Путешествие, как путь к себе
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Когда ОН не тот человек, который нужен
  • Бережность к себе как Путь к познанию себя
  • О технологии работы с Призванием или «мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»
  • С чего начинается путь любви к себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь