Разговор этот вышел достаточно случайным ипоначалу не предполагался для печати, но Сергей АКИМОВ — практический психолог, изменился даже внешне: ведь в нем "кипели пронзительные мысли". Я его поняла очень хорошо — тоже смотрела спектакль "…И пишу я Тебе в первый раз (Оскар и Розовая дама)" нашего театра "Сказка".
В двух словах содержание пьесы Эрика Эммануила Шмитта не перескажешь; и, похоже, человеку, не посмотревшему спектакль, вряд ли будет интересно читать эту статью. И все же. В больнице умирает семилетний мальчик Оскар, жить ему осталось 12 дней. Приходящая сиделка — Розовая дама, предлагает ему каждый день считать за 10 лет, и Оскар умирает в "глубокой старости". При этом он пишет письма Богу с "отчетом" о каждом "десятилетии". Розовая дама с ним до последнего вдоха его мгновенной 120-летней жизни… Сергея Николаевича (кроме всего прочего, конечно) заинтересовала роль Розовой дамы как, можно сказать, и интуитивного психотерапевта, в абсолютном смысле — врачевателя от бога. И вот в таком профессиональном аспекте (достаточно узком, две-три темы) мы решили предложить этот разговор тем, кому будут интересны мысли специалиста "по поводу".
Сразу оговоримся: без блестящей постановки режиссера Евгения Ибрагимова, не менее блестящих актерских работ Даны Хроустовой и Римы Зайнуллиной (Розовая дама и Оскар), не допустивших ни одной фальшивой ноты, да и всех остальных, занятых в спектакле, история мальчика и его мудрой подруги не вызвала бы (без преувеличения) катарсиса у зрителей.
— А катарсис был. Уж на что у нас молодежь, казалось бы, "непробиваемая", но сын одной моей знакомой, студент, сказал: "Я забыл, что я в театре. Я забыл, что это куклы. Сидел и слушал голос, который со мной разговаривал". Ведь, смотри, умирает мальчик, но это рассказ не о смерти, а о жизни. Что такое 12 дней —12 лет — 120 лет? Пожалуй, впервые я в полной мере осознал такую мысль Поля Брегга: многие люди умерли давным-давно, только они об этом не знают. Человек физически не умирает, но он перестает жить, потому что начинает бояться. Всего — смерти, завтрашнего дня — в этом природа на первый взгляд разных проблем практически всех моих пациентов.
— Бояться смерти — бояться жизни. Это синонимы. Рано или поздно любой срок жизни заканчивается, становится мигом, независимо от "часов". Розовая мама, как ее называет Оскар, скажем так, идеальный психолог, который помог мальчику жить здесь, сегодня и сейчас. Многим кажется, что они эту "установку" понимают.
— А на самом деле не понимают. Или понимают абстрактно, не пытаясь осознать так, чтобы, проведя сложную душевную работу, изменить образ (способ) мышления. А значит, изменить и способ восприятия действительности, все, что включает в себя емкое слово "жить". Конкретнее? Практически все люди живут иллюзией будущей жизни, будущего счастья. Вот, мол, окончу институт, выйду замуж или напрягусь под какую-нибудь дальнюю цель, тогда все изменится, тогда все будет хорошо. Иллюзия будущей жизни на самом деле лишь иллюзия. Человек однажды оглянется, а уже некогда быть счастливым, да и не умеет он им быть. Одна из самых распространенных проблем, с которыми ко мне приходят люди, сводится к этому общему знаменателю: они либо живут прошлым ("пережевывают" его), либо в страхе за будущее не обращают внимания на то, что происходит в настоящем.
— Есть и еще одна грань этой проблемы: мы о людях, живущих иначе (не прошлым и не будущим), судим со своей колокольни, которая не столько "своя", сколько навязанная стойкими стереотипами.
— Как раз этот "общий знаменатель" не позволяет нам по достоинству оценить тех же чукчей, делая их героями хоть и не злых, но анекдотов. Что же позволяет им жить в таких экстремальных условиях: в холоде, темноте, в чумах или ярангах — физиология или психологические особенности? Пожалуй, последнее. Они живут здесь и сейчас. Едет чукча по тундре, поет про то, что видит:
солнце светит—хорошо, собаки здоровы — хорошо, вот чум мой стоит, а оттуда жена вышла — аи, какую песню испортила! Миг его жизни — не абстракция…
— По-моему, это тот случай, когда так называемая философская категория смыкается с бытовой — одно целое, разницы нет в одном наполненном до краев миге. (Мы сейчас не берем во внимание "качество" как быта, так и философии. Говорим о явлении как таковом). Вспомни, до каких вселенских истин поднимался в своих письмах к Богу Оскар из замкнутого больничного (!) мирка. Быт равен мирозданию, а мироздание— быту. И Бог здесь, рядом, возле больничной койки. Мальчик к Богу обращается как к близкому другу, можно сказать, почти на равных говоря ему: "Здравствуй, Бог!" — и подписываясь: "Целую, Оскар". Наверное, это и есть гармония Божеского и человеческого, равная вечности-мигу. И распятый Христос мудреющему с каждой секундой мальчику понятен как никому.
— Есть такая даосская притча. Шел монах по тропинке, вдруг за ним погнался тигр. Монах испугался и побежал, далее он оглянулся — запнулся —упал — разбил лицо—вскочил — побежал дальше. А дальше крутой обрыв. Монах думает: прыгну и спасусь; прыгает — летит, ударяясь о выступы. Видит—внизу еще один тигр сидит, страшнее предыдущего. Уцепился монах за какой-то куст, висит между тиграми, опершись ногой о камешек. Вдруг две мышки, белая и черная, стали этот кустик подгрызать. В этот же момент монах видит на расстоянии вытянутой руки выросший в расселине земляничный кустик, а на нем висит земляничина. Крупная, великолепная, темно-бордовая, с золотой крапинкой. Монах исхитрился — сорвал ягоду, медленно положил ее в рот… Ничего вкуснее и слаще он никогда в жизни не пробовал…
Раньше я думал, что это философия последней минуты жизни. Но однажды шел по городу, а из раскрытого окна слышалась песня из кинофильма "Земля Санникова": "Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг – за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". И хотя я слышал эту песню далеко не в первый раз, но именно тогда в голове что-то "щелкнуло" — и история (картинка) с монахом сложилась в одно целое. Тигр, который бежал за монахом — прошлое, а оглядываясь (вспоминая), монах падает и делает это прошлое еще больнее. Тигр впереди — будущее, которого он боится. Корень (кустик), за который держится, — его жизнь; мышки — символ времени (белая, черная—день, ночь). А ягодка и есть мгновение действительной жизни — здесь и сейчас.
— Видимо, это интуитивно знала Розовая дама, ведя мальчика по условным временным единицам жизни — и они вместе с Оскаром "ели землянику" мудрости.
— Они не боятся "тигра" будущего, а видят "ягоду". Важен момент. Когда кто из нас перешагнет порог земного бытия, за которым неизвестность, — никому неведомо. За ту грань мы ничего не сможем взять, кроме одного — состояния души. Если душа здесь в умиротворении и благости, значит, таково ей будет и там. Вероятно, в этом секрет христианских рая и ада. Вероятно, в этом и секрет того, почему мальчик просил у Бога исполнения только одного желания в день.
— Не искушай свое "завтра", оно может быть совершенно неожиданным, и твое сегодняшнее желание завтра вдруг окажется бесполезным и даже вредным?
— Да, не стоит думать, что если все сейчас враз пожелаю и "загружусь" этим, то завтра буду счастлив — может, порог придется перейти уже сейчас. Так стоит ли "тащить" туда разрушающие душу страсти, неудовлетворенные желания? Я бы сказал, что этот "психотерапевтический" спектакль стоит посмотреть всем моим коллегам. Особенно тем, у кого нет личного опыта переживания подобных проблем.
— "Чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар" (Блок)?
— А ведь нет четкой грани между жизнью и искусством, между жизнью и игрой, между личным и глубоко прочувствованным чужим опытом… Ребенок чем отличается от взрослого? Он живет мгновениями, он еще не разучился это делать. Помнишь, как сказал Христос: "Будьте, как дети". И игра для ребенка — это сама жизнь. Потому Оскар легко принял игру в "120 лет", это для него уже реальность. Взрослея, человек начинает жить в страхе между "тиграми", а значит, иллюзией жизни. И, тем не менее, каждый взрослый может принять условия игры — и она станет реальностью. Я часто предлагаю своим клиентам поиграть в игру, которую называю "чукча", чтобы почувствовать вкус "сегодня и сейчас" и себя здесь. Идти, допустим, по улице и мысленно про себя проговаривать текущее мгновение: что я вижу, что я слышу, что я чувствую. Ведь в каждом из нас сидит ребенок, но мы его держим в черном теле, не выпускаем из чулана. Значит, не любим его, себя; значит, не сможем полюбить ближнего без опыта любви к себе. А в чем еще секрет Розовой дамы? Пока человек, как когда-то ребенком, способен играть и учиться — он не стареет. Ведь сколько душевного опыта дал ей Оскар в свою очередь …
— Как думаешь, Сергей, почему Розовой мамой не смогла стать Оскару его родная мама?
— Родителям очень больно. И они врут во благо, жалеют. Но дело в том, что жалость делает человека жалким и беспомощным, она его "размазывает". Понимаю, что это страшно трудно — переступить через жалость к ребенку, переступить через жалость к себе. Найти верный тон.
— Прежде всего, наверное, надо перестать вопрошать небеса: за что мне это? Ведь поиски небесной справедливости, как и земной, вносят в любовь иную окраску…
— Не спрашивать, не жалеть, а любить себя. Ведь есть люди, которые, даже оставшись инвалидами после несчастного случая, радуются, что, несмотря ни на что, живы. А некоторые из-за небольшого увечья гибнут, спиваются, озлобляются. Жалость — она тоже между "тиграми" — иллюзия. И, возвращаясь к Розовой даме: она в отличие от мамы Оскара (хотя мама училась держать верный тон любви, благодаря Даме и сыну, но это еще одна "психотерапевтическая" тема) не "тянула" мальчика к чему-то или к кому-то (когда "тянешь", человек сопротивляется). Это было чистой воды участие. Участие в том, чтобы помочь Оскару стать самим собой. Состояться. Как сказал в свое время Галилео Галилей (за дословность не ручаюсь): мы ничему не можем научить человека, кроме того, чтобы это он открыл в себе.
В том числе и настоящую любовь к себе, которую не надо путать с эгоизмом. Эгоист на самом-то деле себя не любит. Человек, любящий себя, принимает себя со всеми достоинствами и недостатками, осознает их, а значит, понимает и принимает жизнь. Следовательно, и ближнего любит. Эгоист же не хочет видеть своих недостатков и ненавидит себя за них, вытесняет их в подсознание. И ближних заставляет не замечать их. Отсюда конфликты.
—Отсюда и фальшивые ноты, которых не было у троих: Бога, Оскара и Розовой дамы. К ним постепенно подстраивался и остальной "хор" (родители, "голубая" девочка, доктор…). Так что и тебе камертон в руки, "учитель пения", то бишь психолог.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.