|
Рубрика "Вести с кушетки": родовое проклятие или ошибка воспитания?Автор статьи: Грязев Юрий Евгеньевич
Как-то ко мне обратилась пожилая женщина с интересным вопросом: а помогает ли психоаналитический подход снять порчу и родовое проклятие? Для меня это было несколько необычно и даже забавно, но после ее рассказа мне стало все предельно понятно. У этой женщины в родовой истории все старшие дети рождались девочками, и они больше всех оказывались как будто ненужными для своих родителей: на них чаще всего срывали злость, их отдаляли от себя в довольно раннем возрасте, к ним было всегда больше вопросов и попыток “замазать” их идентичность, самость. В результате эти девочки росли с большими “черными дырами” внутри, не зная и не сильно умея себя применить в жизни, считали себя “неправильными”, “брошенными”. Примечателен тот факт, что все дети, рождавшиеся вслед за ними, росли в более хороших психологических условиях, и к ним транслировалось совсем другое отношение. Давайте разберемся, что же на самом деле произошло в этом роду с психоаналитической точки зрения и в наших фантазиях положим конец этой, несомненно, болезненной и несправедливой закономерности. В развитии ребенка очень важную роль играют первые 5-6 лет жизни: именно в это время ребенок развивается из абсолютно беспомощного организма в самостоятельного маленького человечка, со своей идентичностью, характером, структурой психики и способностями, абсолютно индивидуальными. На каждом этапе психического развития ему предстоит пройти через определенные трудности, кризисы и конфликты, научиться взаимодействовать с окружающим миром и людьми. И в этот период, особенно в первые 3-4 года, огромную роль играет у ребенка мама, поскольку именно она является первым объектом, с которым ребенок взаимодействует, идентифицируется, учится, конфликтует и наполняется психически. На мать в этот период ложится огромная задача: нарциссически наполнить ребенка, чтобы он понимал, где он, а где мир, помочь в познании собственного тела и окружающего мира. Мать для ребенка является всемогущей богиней, которая кормит, ухаживает и может дать все необходимое для комфорта ребенка. Таким образом, мать должна постоянно присутствовать в психике ребенка, чтобы он полноценно развивался. В более позднем возрасте, ребенок, набравшийся опыта взаимодействия с первичным объектом (мамой, затем папой), проецирует свой опыт в окружающий мир и развивает свои отношения с окружающими в точности следуя тем алгоритмам, заложенным родителями в его раннем развитии. И в реальной жизни появляются такие же отношения как с родителями, объекты для взаимодействия выбираются похожие на те, которые были похожи на родительские фигуры со всеми чувствами и понятиями об этих объектах, которые были связаны с родителями. Если рассмотреть случай с описанным “родовым проклятием”, мы видим отсутствующую мать, которая отдалила от себя ту девочку, не принимала участие в ее развитии и воспитании, и у этой девочки появилось ощущение собственной “плохости” (поскольку хороших никто не бросает, бросают только плохих), ненужности и чуждости этому миру. Отсюда появилось ярко выраженное чувство одиночества и нарциссическая “дыра”, не заполненная материнской любовью и заботой. А поскольку она “плохая”, да еще и “старшая”, то в ее психике появилась формула “все старшие - плохие”, которая подкреплялась картиной отношения ее матери к младшим детям. А если еще добавить к этой психической картине посыл общества всем девочкам “Будь как мама”,- можно сделать вывод, что таким образом уже зрелая женщина будет во многом следовать заложенной программе на основе своей личной истории, повторяя ту же ошибку ее матери в отношении старшей дочери. Как выйти из такой ситуации? Довольно сложно: вместе с психологом проработать эту историю и буквально “переписать” ее, найти новые пути взаимодействия со своими детьми и в результате вернуть себе свою наполненность и самость. А какие у вас “родовые проклятия”? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|