Миссии диалектических подтипов.

Автор статьи: Олег Христо

Авторы: Саратовкин В.Д.

Христо О.В.

Это выдержка из статьи. С полным текстом можно ознакомиться здесь.

 

Плуг без пахоты гибнет от ржавчины,

работающий плуг живет столетия.

Афоризм

В ракурсе данного материала миссия социотипа – суть, смысл идеи существования человека этого типа, вокруг которой консолидируются его ведущие, энергосберегающие функции. Можно говорить о неком программировании человека на реализацию этой идеи через шаги - достижения. Если он реализует свою миссию интенсивно, трудолюбиво и с максимальным эффектом, он получает много мигов счастья сам, излучает счастье вокруг. Он склонен к активному долгожительству.

Мы обратили внимание на то, что у представителей социотипов проявляются устойчивые различия в акцентуациях. Это зачастую приводит к недоразумениям при попытках их типирования, анализа взаимодействий. Описания соционических акцентуаций даны в работе [7].

Если рассматривать подтипность как усиление, акцентуацию тех или иных функций социотипа, то возникает вопрос о природе подтипа реализатора. Ответа на этот вопрос в ментальном блоке мы не находим. В то же время слышим запрос от двух энергосберегающих функций витального блока: «Где место для нашего проявления?». Там идет работа в режиме подсознательных процессов, процедур, технологий. Работа относительно автоматизированная, менее творческая. Словом - миссия витального блока. Модель приобрела следующий вид.

  • Подтип Творец: доминирование 2-й функции вокруг созидательного начала. В социуме он, обычно, проявляет себя как обособляющийся. Аналогия из соционики: 1-я квадра. Работа – посев зерна в поле. Мышление стратегическое. Его проблема: сохранение энергии на этапе завершения начатого.
  • Подтип Реализатор: доминирование подсознательных ведущих функций. Это работа внутри процесса по навыкам («минус вторая» функция), а также наблюдение, экспертиза, аудит и консультирование других («минус первая» функция). Аналогия: 2-я и 3-я квадры. Работа: культивация, очистка от сорняков, сбор урожая, выпечка. Мышление тактическое и оперативное. Его проблема: поиск тех, кто возьмет на себя ответственность.
  • Подтип Лидер: доминирование 1-й функции, сборка людей вокруг результата для успешного предъявления его внешнему миру. Аналогия: 4-я квадра. Работа: упаковка и размещение товара на полках магазина, продажа. Мышление стратегическое. Его проблема: открытость к поиску новых вариантов.

Воспользуемся интерпретацией В. Гуленко [2]. Им описаны 16 соционических проявлений признаков со знаками функций (плюс -  сосредоточение, минус - рассредоточение).

В таблице 13 сведены вклады всех четырех ведущих функций в профессиональную предрасположенность социотипа.

 

Ведущие функции ментальных и витальных блоков социотипов

Таблица 13

 

 

 

Лидер

 

Творец

 

Реализатор

 

Эксперт

 

ИЛИ

 

 

 

+L

 

-I

 

ИЛЭ

 

+I

 

-L

 

+P

 

-T

 

СЭИ

 

+S

 

-E

 

+R

 

-F

 

СЭЭ

 

+F

 

-R

 

+E

 

-S

 

ИЭИ

 

-T

 

+E

 

-R

 

+I

 

ИЭЭ

 

-I

 

+R

 

-E

 

+T

 

ЛИИ

 

-L

 

+I

 

-T

 

+P

 

ЛИЭ

 

 

 

-I

 

+L

 

ЛСИ

 

+L

 

-F

 

+S

 

 

ЛСЭ

 

+P

 

-S

 

+F

 

-L

 

СЛИ

 

-S

 

+P

 

-L

 

+F

 

СЛЭ

 

-F

 

+L

 

 

+S

 

ЭИИ

 

+R

 

-I

 

 

-E

 

ЭИЭ

 

+E

 

-T

 

+I

 

-R

 

ЭСИ

 

-R

 

+F

 

-S

 

+E

 

ЭСЭ

 

-E

 

+S

 

-F

 

+R

 

 

 

Функции социотипов  могут быть представлены как модули, из которых составляется любой тип. Структуры способов профессиональной реализации (выполнения миссий) могут быть легко собраны читателем из следующих модулей для всех типов.

 

Содержание соционических функций – модулей с учетом их знаков

Таблица 14

 

 

+E

  • иметь способность к тонким положительным эмоционально - чувствительным переживаниям под воздействием благоприятных обстоятельств;
  • получать чувство симпатии, дружелюбия со стороны окружающих;
  • стремиться к новым ситуациям, дающим положительную эмоциональную подпитку;
  • уметь манипулировать состоянием других, улучшать его;
  • обладать тягой к знакомству с известными людьми, к постоянному расширению круга своих знакомых.

-E

  • чутко воспринимать отрицательные эмоции со стороны партнеров;
  • остро переживать чувства обиды, подавленности;
  • легко менять эмоциональные привязанности;
  • уметь избегать ссор и конфликтов;
  • отвечать за благоприятный психологический климат.

 

+F

  • отстаивать свои интересы, позиции, проявлять в этом твердость, быть настойчивым, властным;
  • сосредоточивать власть в своих руках;
  • уметь оценивать реальную и потенциальную силу противника, оказывать на него точно рассчитанное давление, проявлять в этом гибкость, творческий подход;
  • иметь самообладание в экстремальных ситуациях;
  • стремиться контролировать мысли и чувства других

-F

  • обладать решительностью, целенаправленной волей, требовательностью к себе и к другим;
  • испытывать честолюбивые желания, уметь добиваться их реализации,
  • проявлять долговременную активность при достижении цели;
  • уметь мобилизовать интеллектуальные и физические ресурсы как свои, так и других;
  • владеть инициативой в нападении;
  • иметь склонность к контролю поступков других людей.

+I

  • глубоко проникать в скрытую сущность;
  • видеть положительные перспективы, развитие;
  • рождать и интегрировать новые идеи, гипотезы, теории;
  • иметь долговременный интерес, быть ему верным;
  • жить будущим, не отвлекаясь на сиюминутные интересы
-I

 

  • проявлять проницательность;
  • видеть альтернативы, противоречия;
  • испытывать влечение к новому, к сенсациям;
  • уходить от скуки и беспокойства;
  • целостно воспринимать мир, не детализируя его;

 

+L

 

  • устанавливать логику опытных фактов, событий;
  • детально рассматривать материал, приводить его в систему;
  • вписывать случайные факты в разработанную ранее систему мышления, удачно находить им место в системе;
  • приводить в порядок деловую документацию,
  • умело распределять обязанности и функции.

-L

  • сводить многое к единому основанию;
  • устанавливать связь между всеобщим, общим и частным;
  • мыслить абстрактно, категорично (общими понятиями);
  • испытывать стремление к системному творчеству глобального характера;
  • выявлять общие структуры

+P

  •  владеть логикой фактов и решений на их основе;
  • ориентироваться в эмпирическом материале, в установившейся системе;
  • уметь совершенствовать действующую систему, рационализировать, модернизировать отдельные элементы;
  • вести точный расчет постепенного эволюционного развития системы;
  • собирать многообразную информацию о событиях, полезную для организации дела
-P

 

  • владеть логикой достижения практических результатов;
  • находить выход из условий нестабильности;
  • находить безошибочные ходы в условиях риска, предпринимательства;
  • устанавливать логику внедрения перспективных идей;
  • испытывать потребность в радикальных изменениях, в рождении новых направлений;

 

+R

  • закреплять хорошие отношения, любовь, дружбу, симпатию;
  • создать притяжение, теплоту отношений, общительность;
  • поддерживать близкую психологическую дистанцию;
  • проявлять добро, жалость;
  • отстраняться от плохого в человеке, не осуждая его;

-R

  • устранять плохие отношения;
  • побеждать ненависть, вражду, антипатию, отталкивание, холодность отношений;
  • преодолевать отчужденность, необщительность, далекие психологические дистанции;
  • бороться со злом, безжалостностью;
  • иметь склонность оценивать партнера не по объективным его качествам, а по его отношению (симпатиям, антипатиям).

 

+S

  • творить гармонию с окружающим миром природы, людей и вещей,
  • уметь создавать вокруг себя комфорт, уют и красоту;
  • тонко воспринимать качественные характеристики предметов, разбираться в них;
  • обладать эстетическим вкусом в оценке внешнего мира;
  • уметь расслабляться, организовывать атмосферу отдыха,

-S

  • стремиться избегать неприятных ощущений, дисгармонии;
  • уходить от боли, страданий, чрезмерной нагрузки, физического дискомфорта;
  • остро ощущать ухудшения в своем здоровье, заботиться о нем;
  • уметь чувствовать дисгармоничность мира, недостаточную эстетичность окружающей обстановки;
  • снимать напряженность, ликвидировать стрессогенную ситуацию.

 

  • чувствовать развитие объектов;
  • обладать богатым воображением, помогающим восполнять недостаток информации;
  • иметь способность к прозрению в сфере духа,
  • отрицать скачки в развитии, создавать новые идеологические конструкции эволюционного характера;
  • выявлять противоречивость;

-T

  • помнить и учитывать опыт прошлых ошибок;
  • предчувствовать и предупреждать других о назревании кризисной ситуации;
  • проявлять склонность к созданию идеологических конструкций революционного характера;
  • обладать открытостью к революционизированию сознания;
  • воспринимать радикальные изменения в сфере идеологии.
     

 

 

Чтобы собрать структуру профессиональной направленности любого социотипа достаточно заменить содержание второго и третьего столбцов, воспользовавшись данными таблиц 15 и 16.

 

Пример: Четыре области естественного профессионального развития социотипа ИЛЭ

Таблица 15

 

Профессиональный лидер.

Я чувствую себя уверенно и привлекаю к себе других, когда надо:

+I

  • глубоко проникать в скрытую сущность;
  • видеть положительные перспективы, развитие;
  • рождать и интегрировать новые идеи, гипотезы, теории;
  • иметь долговременный интерес, быть ему верным;
  • жить будущим, не отвлекаясь на сиюминутные интересы

Профессиональный творец

 Мне нравится проявлять творчество, когда надо:

-L

  • сводить многое к единому основанию;
  • устанавливать связь между всеобщим, общим и частным;
  • мыслить абстрактно, категорично (общими понятиями);
  • испытывать стремление к системному творчеству глобального характера;
  • выявлять общие структуры
Профессиональный реализатор

Я демонстрирую легкость, действую без напряжения и без устали, когда надо:

+P

  •  владеть логикой фактов и решений на их основе;
  • ориентироваться в эмпирическом материале, в установившейся системе;
  • уметь совершенствовать действующую систему, рационализировать, модернизировать отдельные элементы;
  • вести точный расчет постепенного эволюционного развития системы;
  • собирать многообразную информацию о событиях, полезную для организации дела

Профессиональный эксперт

Я наблюдаю, анализирую, даю советы, но сам выполняю без особого желания, когда надо:

-T

  • помнить и учитывать опыт прошлых ошибок;
  • предчувствовать и предупреждать других о назревании кризисной ситуации;
  • проявлять склонность к созданию идеологических конструкций революционного характера;
  • обладать открытостью к революционизированию сознания;
  • воспринимать радикальные изменения в сфере идеологии.


 

Поколение будущего и ситуативные роли

 

Старательному человеку всегда есть что делать

Античный афоризм

В случае отставания в развитии творческого и лидерского начала в будущих поколениях мы получим сообщество витальных автоматов, зацикленных на «минус второй», исполнительской функции или на «минус первой» функции советчика - дилетанта, комментатора, в чьих услугах социум не нуждается. Необходим весомый вклад социума в развитие той или иной профессиональной акцентуации личности как человека разумного, что в нашем случае означает «человека, производящего продукт преимущественно по двум ведущим функциям ментального блока».

В то же время целесообразно терпеливо развивать и энергосберегающие функции витального блока типа. Особенно важно вырабатывать высокую сосредоточенность и настойчивость, за которые отвечает «минус вторая» функция. Ведь реализованные гении отличаются высокой работоспособностью и так называемым «практическим интеллектом», т.е. способностью постоянно использовать ресурсы окружающего социума [4].

Одним из эффективных путей развития ведущих качеств социотипа еще в детском и подростковом, также, как и во взрослом возрасте, может служить тренировка ведущих функций методом передачи ролей по ситуации. Этот подход иллюстрирует картина - метафора. В «схоженной» группе альпинистов вопросы ситуативного лидерства решаются автоматически. На подходе лидерство берет участник, наиболее хорошо ориентирующийся в рельефе данного ущелья, горы, маршрута на ней или уже побывавший там. На скалах вперед выходит самый сильный скалолаз. На снежно-ледовом участке – «ледовик». После спуска в штурмовой палаточный лагерь центральной фигурой выступает «шеф-повар», которому все подносят воду, готовят продукты, костер. Затем в палатку участники собираются слушать мелодии гитариста и подпевать лидеру музыкального искусства. Идеал – это когда каждый ситуативный лидер – мастер в своем деле. Тот же принцип передачи эстафетной палочки полезен и в развитии творческого начала.

Обратим внимание на то, что существует значительный пласт «переходных» подтипов. Что делать с ними? Вероятно, эффективным будет универсальный подход: «Развивай то, что обнаружил. Больше освещай и поливай, чем обрезай».

 



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уметь владеть эмоциями. Вариант второй.
  • Можно ли ненавидеть своих родителей или надо уметь прощать?
  • Уметь владеть эмоциями. Вариант первый.
  • Проблема сепарации от родителей – абсолютный лидер среди всех других психологических проблем
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Страх проявлять себя - как с ним быть?
  • Есть ли у вас способность проявлять искренний интерес?
  • Ссориться ещё надо уметь!
  • Уметь быть собой - залог детского счастья
  • Чтобы стать богатым, нужно уметь быть богатым. Рассказываю, как это сделать
  • Зачем вам надо уметь визуализировать?
  • Опыт расширения сознания и вопрос о возможности влияния на судьбы других людей
  • Уметь быть счастливым
  • Уметь быть взрослым.
  • Уметь быть в уединении
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  • Что важно уметь делать при движении к успеху. Личный опыт.
  • Стиль и женские психотипы.Как уметь быть разной?
  • Иметь или обладать?
  • Волков боишься - в лес не ходи, или почему для хороших отношений важно уметь жить в ладу с собой
  • Как проявлять эмоции, чтоб не разрушить себя и окружающих.
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Если вы боитесь проявлять себя в обществе, говорить на людях.
  • «Что нужно знать и уметь, чтобы родить легко».
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Роль амбивалентности в развитии привязанности и психических функций
  • Высшие психические функции. Развитие дошкольника.
  • Как научится уметь или уровни организации навыка
  • Почему одни люди стремятся к творчеству и развитию, а других устраивает стабильная работа и зарплата?
  • Выход из Любовной Зависимости. Учимся понимать и проявлять свои чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь