Шекспировская психиатрия: драма твоей души

Театр Спонтанности

Групповой психотерапии уже около 100 лет. Легендарная личность в истории этого направления терапевтической работы - Джекоб Леви Морено, американский психиатр и социальный психолог. Именно он  основал психодраму - метод лечения человеческих душ, получивший широчайшее распространение и признание во всём мире. Датой рождения психодрамы Морено считал 1 апреля 1921 года – может быть поэтому на его могиле написано «В память о человеке, который внёс в психиатрию радость и смех». В возрасте 24-х лет Морено наблюдал в городском парке Вены за тем, как играют дети, спонтанно выбирая себе роли, и в игре находят решение своим конфликтам. Это вдохновило его на создание «Театра Спонтанности», который и положил начало применению драматического действия и социального взаимодействия в качестве психотерапевтического метода. Название «психодрама» говорит само за себя – это очень яркое и эмоционально богатое направление групповой работы, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. В театральном искусстве драма представляет собой сценическое воплощение литературного произведения. В психодраме разыгрываются сюжеты из жизни участников, дословно это терапия действием. Другое значение слова «драма» - переживание. Именно через эмоциональное потрясение человек приходит к освобождению от тревоги и чувствует душевное облегчение. Участникам психодрамы совсем не обязательно иметь актёрский талант – он скорее мешает, чем помогает инсценировке. Морено подчеркивал, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написано драматургом , и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. В психодраме же каждый имеет возможность импровизировать, проявлять свою спонтанность и расширять границы внутренней свободы.

Действующие лица

В психодраме пять основных элементов.

Ведущий (Режиссёр, Директор) определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Психодрама предъявляет высокие требования к квалификации и творческим способностям ведущего, который выполняет функции постановщика, терапевта и аналитика. Функция постановщика заключается в том, что он организует спектакль и создаёт условия для того, чтобы индивидуальная драма состоялась - способствует спонтанному выражению чувств и искренней игре «актёров». Как терапевт он помогает участникам, предлагает интерпретации происходящего на сцене, способствующие новому пониманию ситуации. Как аналитик он следит за групповыми процессами, объясняя их суть.

Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который выбирает жизненную ситуацию из своего опыта и разыгрывает её. Протагонист - это греческое слово. «Прот» – первый, «агон» - игра, актёр. «Агон» также означает агонию, боль, так что «протагонист» часто понимают как «первый с болью», то есть тот, чья проблема является наиболее актуальной и острой и кто в первую очередь нуждается в помощи.

Вспомогательные «Я» (Партнёры, Дублёры) – это участники группы, которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.

Зрители– часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые наблюдают за драмой, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс, сопереживая и размышляя. Морено, сравнивая театральных зрителей и зрителей психодрамы, говорил, что первые как будто смотрят фильм об извержении вулкана, в то время как вторые находятся в этот момент у подножия самого вулкана.

Сцена – «пятый элемент», один из самых главных. В классической психодраме использовалась многоярусная сценическая площадка, где каждый уровень обозначал степень вживания игрока в роль, глубину эмоциональной вовлечённости. Обычно сцена оформляется символически и представляет собой комнату, помещение, где проводится группа. Главное – обозначить декорации словами, чтобы восстановить пространство конкретной жизненной ситуации.

По законам жанра

Как и любое художественное произведение, психодрама состоит из событий, которые развиваются по определённой схеме.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и интеграции. Каждая из них представляет собой полный и автономный психодраматический процесс.

Разогрев, или разминка, необходим для того, чтобы игроки расслабились, раскрепостились, интеллектуально и эмоционально подготовились к работе. Фазу разогрева иногда сравнивают с размораживанием - необходимо, чтобы участники оттаяли и позволили себе активизировать и проявить своё «Я». В тренинге разогрев часто проходит в форме знакомства или двигательного упражнения. В психодраме же есть своя специфика – уже на начальном этапе участники подключают свои чувства и спонтанность. Спонтанность – одно из ключевых понятий психодрамы, которое приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: «Творчество - это спящая красавица. Для того, чтобы проснуться, она нуждается в катализаторе, которым и является спонтанность». Примером разогрева может быть такое упражнение: каждый участник выбирает для себя положительного и отрицательного сказочного персонажа и разыгрывает диалог между ними. После этого происходит обмен впечатлениями и чувствами. Разминка также выполняет диагностические функции, она помогает членам группы сконцентрировать своё внимание на личностных проблемах и выбрать тему для психодраматической сессии. Возможна также кристаллизация проблемы, общей для всей группы.

Следующая стадия – это игра, или психодраматическое действие.

Её предваряет фокусировка проблемы – очень важно выбрать такую тему, которую можно проиграть. Например, если проблема сформулирована как «мне надоела моя жена, и я хочу развестись», то её необходимо уточнить, свести до конкретного диалога, который поможет более детально проанализировать причины конфликта. Далее происходит устное заключение контракта, и только потом начинается настоящий спектакль. Режиссёр-ведущий выводит на сцену протагониста и ещё раз кратко формулирует его актуальную проблему, определяя её в терминах конкретной сцены, которую предстоит разыграть. Это может быть ситуация из жизни, сон, страх, мечта о будущем и даже сказка. После этого выбираются «вспомогательные Я». Считается, что в группе существует феномен под названием «теле» - совокупность чувственных отношений между всеми участниками, которое помогает протагонисту ощутить, кто из присутствующих в данный момент может сыграть в драме роли значимых для него людей. Следующий шаг – оформление сцены воображаемыми декорациями. Во время подробного описания физического пространства протагонист входит в контакт со своими личными переживаниями и воспоминаниями, связанными с данным местом. Наконец, после распределения ролей и постановки сцены, начинается действие. Оно заключается не только в импровизированном полилоге участников, но и в применении ведущим различных психодраматических техник. Вот некоторые из них:

- Дублирование – техника, которая часто используется, когда протагонист испытывает различные затруднения в процессе игры. Это может быть сопротивление, связанное с недостаточным доверием к группе или чувством стыда за свои проявления; иногда это невозможность выразить словами свои чувства и мысли. В этом случае ведущий или кто-то из участников становится «психологическим двойником» протагониста – он встаёт позади него, кладёт руку на его плечо и произносит его внутренний монолог, уточняя, соответствует ли это его состоянию.

- Зеркало – протагонист на время удаляется со сцены, чтобы понаблюдать себя со стороны. В это время его роль исполняет кто-то другой, часто намеренно акцентируя внимание на особенностях поведения главного героя.

- Обмен ролями – путь, который выводит человека за привычные ограничения эгоцентризма – каждый принимает позу, манеры и поведение другого. Эта техника обладает не только мощным терапевтическим эффектом, но и развивает самоконтроль, способствует более объективному восприятию реальности и является незаменимым инструментом для получения обратной связи.

- Сверхреальность – сценическое воплощение таких ситуаций, которые никогда не происходили в прошлом или не могут произойти в будущем. Это может быть разговор с умершим отцом, возвращение в детство, диалог с потерянным любимым, в результате чего протагонист имеет возможность реализовать свои, фантазии и желания, испытать боль, и тем самым избавиться от неё.

- Реплики в сторону – в процессе разыгрывания сцены участники вслух говорят «в сторону» о том, что они действительно думают, чувствуют или собираются делать в этот момент.

Если разогрев можно назвать завязкой психодраматического действия, то его кульминацией является катарсис. В Древней Греции это слово обозначало состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью. В психодраме протагонист сам переносит «маленькую смерть» в момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту - «озарению», иному видению и осмыслению ситуации. В результате контакта с сильными чувствами человек, переживший психодраму, получает информацию о своём поведении, что позволяет ему опробовать новые способы взаимодействия. По своей сути это ещё и ролевой тренинг (role rehearsal – репетиция ролей), и именно в психодраме берут начало ролевые игры, которые активно используются во всех видах тренинговой работы, от бизнес-тренингов до группового обучения иностранным языкам.

Третья стадия психодрамы называется интеграцией. Она включает в себя шеринг (от англ. to share - разделять), когда все садятся в круг и делятся своими чувствами, возникшими по поводу происходившего и тем, как это соотносится с их личным опытом. Очень важно не интерпретировать и не оценивать проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста – в этот момент он наиболее раним. Морено сравнивал протагониста во время шеринга с пациентом, находящимся в реанимации после тяжёлой операции. Ему необходима поддержка, и часто именно в процессе шеринга протагонист понимает, что его проблема не уникальна – создаётся пространство, в котором люди переживают одни и те же эмоции. Вторая часть интеграции – это процесс-анализ, во время которого участники снимают с себя роли и осмысляют полученный опыт. Здесь уже допускаются рационализации, советы и вопросы к ведущему. Сам Морено считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом. Терапевтические функции психодрамы Морено обозначил термином «шекспировская психиатрия», имея в виду её гуманистический лечебный эффект, рефлексию и понимание человеком своих экзистенциональных проблем.

 

 



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Часто задаваемые вопросы о психодраме. FAQ
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • На стыке: Якоб Морено
  • Эмоциональный магнитофон Якоба Морено.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам.
  • Существует целых шесть способов разбогатеть. Нужно лишь выбрать тот, который подходит именно Вам!
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Свидание с самим собой в психодраме
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Человек, который все время ругается, напоминает авто мат
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь