|
Свидание с самим собой в психодрамеАвтор статьи: Калинина Ирина Валерьевна
«Никто не может распознать себя и научиться отличать себя К.Г. Юнг Психодрама - терапевтический метод в психологии, благодаря которому удается прикоснуться к бессознательным уровням психики через действия. Якоб Леви Морено – человек, который создал классическую психодраму, определил ее как "метод, раскрывающий истину души в действии". Этот метод не относится к какому-то определенному направлению психологии - его применение охватывает широкий спектр, затрагивая различные аспекты на пути внутреннего поиска и развития. Психодрама позволяет участникам выйти за пределы обычных ограничений тех видов психотерапии, которые используют только вербальный диалог без элементов драмы. Спонтанность – движущая сила психодраматического пространства, связывающего воображаемый мир и реальность. Очень часто сознание настолько вытесняет очень важные части нашей личности, не признавая их влияние, но от этого они продолжают воздействовать на нас из бессознательного. Уникальный синтез аналитической психологии и классической психодрамы позволяет значительно усилить эффект метода путем взаимодействия с символической реальностью. Ведь каждый элемент, который проявляется на психодраматической сцене, является проекцией уровней бессознательного. Метод юнгианской психодрамы, о котором пишет Эллинор Барц в своей книге «Игра в глубокое: Введение в психодраму», уникален во многих отношениях. Эллинор и Хельмут Барц (пара терапевтов, фактически открывшие миру метод, называемый «юнгианская психодрама») утверждают: самобытно все, что архетипично, просто эти архетипы надо уметь видеть не только в образе и символе, но и в действии с целью отделить проекции от реальных отношений. Решение через действие Как мы уже упомянули, психодрама подразумевает действия. Их характер, содержание, направленность определяют участники, собранные в небольшую группу. Основная цель - эмоциональное проживание проблемных ситуаций, возможность взглянуть на них с разных точек зрения. Осознания, полученные через «делание», часто способствуют гораздо более глубокому пониманию, чем предположения, не проверенные действиями. Якоб Леви Морено определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было". Довольно часто, оценивая ситуацию, в которой оказался другой человек, мы представляем, как поступили бы на его месте. Иногда сложно удержаться от того, чтобы дать совет или высказать свое отношение. А насколько объективно мы способны давать интерпретацию, не прожив в действии такой сюжет? Участие в психодраме позволяет максимально близко прикоснуться к личным переживаниям, находясь в роли кого-то другого. Тонко ощутить эмоциональные связи, мотивы тех или иных проявлений, ясно увидеть причину проблемы и осознать ее. Магическое действие психодрамы и состоит в том, что играя роль в чужой сцене, можно проявить и решить свои неосознаваемые проблемы. Именно, включаясь в помощь другому, мы помогаем себе. Эллинор Барц утверждает: «Психодрама переносит проблему в действие». Авторы считают, что фактически не существует такой темы, которая не могла бы найти воплощение в психодраматическом действии. Психодраматическая игра клиента в психодраме (протагониста) позволяет реально посмотреть на себя глазами другого человека. Члены группы превращаются в персонажей внутреннего мира протагониста. Зачастую такого взаимодействия достаточно для осознания волнующей проблемы и причины ее возникновения. Тем самым разрушаются иллюзии, которые отдаляют нас от реальности, опустошая и лишая объективного восприятия. «Психодрама стремится к достижению встречи в смысле достижения реального представления о партнере. Такое становится возможным при помощи разных психодраматических техник. Тогда на конкретных примерах можно увидеть, что мир и люди оказываются совсем не такими, какими мы их себе представляем. Основанное на проекциях ложное представление об окружающем мире получает шанс измениться и стать соответствующим действительности», - пишет Эллинор Барц. Ситуации, прожитые в ходе психодрамы, приводят человека к иному восприятию важных для него вопросов.Психодрама, подобно сну, раскрывает глубинные связи, которые порой даже невозможно описать словами. Сюжет и образы психодраматической игры оказывают воздействие, независимо от того, насколько сознание способно воспринимать и трактовать происходящее. Обретая целостность Эллинор Барц упоминает о том, что Карл Густав Юнг и Якоб Леви Морено рассматривали человека как обладателя связи с Высшим Порядком и в конфликтах видели не просто проявление зла, которое необходимо устранять, а свидетельство стремления личности к своему дальнейшему развитию, к достижению максимальной целостности, которая могла бы означать исцеление. Процесс обретения целостности происходит при соприкосновении с внутренней Самостью или в общении с другими людьми, поскольку ближний иногда может на какое-то время стать "оболочкой" Самости (Юнг) или "воплощением бога" (Морено). А поскольку внимание человека сосредотачивается на внутреннем и внешнем мире, переживание целостности возможно только при создании определенной ситуации. Например, в ходе психодраматического действия. Находясь в пространстве психодрамы, становится возможным практическое взаимодействие сознания и бессознательного, то есть проявление феномена, который К.Г.Юнг назвал трансцендентной функцией. Процесс действий в психодраме расширяет рамки сознания, стимулируя взаимообмен между содержанием сознания и бессознательной части психики. В контексте этих размышлений психодраму можно считать «местом», где сходятся внутренний и внешний миропорядок, давая пространство игре, где человек может встретиться с Самостью и самим собой, считает Эллинор Барц. Мы знаем о негативном отношении К.Г.Юнга к групповой терапии, тем не менее, он приходит к следующим выводам:
Через психодраму участники, независимо от исполняемых ролей, обретают новое восприятие в переживании себя и других. До получения такого опыта, человек в той или иной мере соответствует тому окружению, в котором находится постоянно. Это естественно, однако, влияние социума значительно подавляет индивидуальные склонности и потребности в стремлении адаптироваться и соответствовать внешнему миру. Поэтому спонтанное творчество, реализуемое в психодраматическом действии, раскрывет природу личности и потребности души. «В игре рождается новый мир. И в детской игре, и в психодраме воплощается внутренний мир человека. И там, и там в реальном пространстве и времени раскрываются внутренние человеческие переживания, которые приводят к личностному росту, способствуя созреванию или/и исцелению человека», - пишет Эллинор Барц. ----------------- Участие в психодраме в любое время в любом качестве: активное участие как протагониста, или в роли вспомогательного «я», или просто как вовлеченного наблюдателя, который может извлечь урок из опыта протагониста,— все будет полезно в любой момент жизни. Благодаря психодраме удается не только находить эффективные решения проблемных жизненных ситуаций участников, но и стимулировать творческое развитие – проявлять способности, которые часто заблокированы вследствие эмоциональной закрытости. Ощутить на себе силу воздействия психодрамы и по-настоящему ее узнать можно только принимая участие в действии. Практика групповых программ Ассоциации глубинной психологии «Теурунг» показывает, что получив опыт активного участия в психодраме, участники открывают для себя новые методы построения внутреннего диалога. Главная ценность такого навыка состоит в том, что с изменением содержания внутреннего диалога мы влияем на все сферы нашей жизни, создавая сценарий своей судьбы. Ведь взаимодействие со своей душой открывает подлинные – аутентичные потребности, осознавая и реализуя которые мы способны получить истинное удовольствие от жизни. Литература: Эллинор Барц, «Игра в глубокое. Введение в психодраму». Морено Джозеф Дж. «Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|