Еще раз о механизмах психологичских защит

 Термин защита предложил Фрейд. Сейчас часто этот термин понимается именно, как защита, которая предполагает оборону, и несет негативную окраску. Но  тот смысл, который заложен в этом термине предполагает глобальные, закономерные, здоровые и адаптивные способы переживания мира. Фрейд в этом термине отразил два аспекта своего мышления, он всегда восхищался военными метафорами и в педагогических целях прибегал к аналогии с военными действиями, тактическими маневрами, с компромиссами при решении различных  военных задач.  Когда Фрейд, в своей практике столкнулся  с наиболее драматическими и запоминающимися примерами защит, он начал понимать, что защиты действовали именно в защитной функции, то есть, его пациенты, защищались от непереносимого повторения предыдущего опыта, столкновение с которым, как они ожидали, могло принести им сильную боль. По наблюдениям Фрейда, они получали защиту, но за счет большого ущерба для своей жизни и своего здоровья. В конечном счете им нужно было пережить переполняющие их эмоции, чтобы продолжить развитие собственной жизни. Получается, что человек,  на защиту от этих сильных эмоций, тратит много энергии, что его истощает и удерживает от жизни.

Итак феномены, которые мы называем защиты, имеют много полезных функций. Они проявляются, как здоровая творческая адаптация  и продолжают действовать на протяжении всей жизни, но и могут истощать и мешать развитию и удовлетворительной жизни.

В тех случаях, когда действие защиты направлено на защиту собственного Я от какой-то угрозы, такая личность бессознательно  стремится выполнить одну или обе из следующих задач:  избежать или овладеть неким очень мощным угрожающим чувством - тревогой или например, сильнейшим горем или парализующим страхом или при необходимости сохранения самоуважения.

Каждый человек владеет определенным набором механизмов защит, которые становятся неотъемлемой частью его личности и его характера, индивидуальным набором борьбы с трудностями или его способом контакта с миром. Человек уже рождается с особым, своим конституционально заложенным, темпераментом. На формирование защит человека в дальнейшем могут влиять: эмоциональные отношения, пережитые с матерью в раннем детстве (диадные отношения), различные травматические ситуации и переживания связанные с ними, психоэмоциональное состояние матери, эмоциональная атмосфера и поддержка, которую должен оказывать в этот период отец или окружение. Сами родители становятся образцами для подражания и “впитываются” ребенком как их защиты, так и их опыт. Также, в течение жизни ребенка, защиты приобретаются опытным путем.

Мелани Кляйн считала, что объектные отношения у ребенка существуют с самого начала жизни, что развитие защитных механизмов и развитие объектных отношений проходит через две стадии: параноидно-шизоидная позиция и депрессивная позиция, это стадии не имеют возрастных ограничений и могут существовать в течении жизни и меняться в разное время на смену одной приходит другая. Каждая позиция по-разному эмоционально окрашивает внутренний мир ребенка и взрослого. Каждой позиции присущи свои механизмы защит.

Давайте попробуем проследить, как формируются защиты в раннем возрасте, например, расщепление, и как это понимала М. Кляйн.

Попробуйте представить младенца в утробе матери. Утроба матери самая первая среда, для него знакомая, уютная, где все его потребности удовлетворяются, и ребенку не нужно прилагать никаких усилий для реализации своих потребностей. Соответственно акт рождения и первые месяцы жизни наполнены, для ребенка, сильнейшей тревогой. Природа этой тревоги становится вполне понятной, если принять во внимание абсолютную беспомощность младенца перед лицом действующих на него внешних и внутренних сил (конституционально заложенные либидинозные устремления и деструктивные).

М. Кляйн пишет, что внешним источником тревоги является сам акт рождения. Потеря внутриутробного состояния и те страдания, которые испытывает ребенок во время рождения, воспринимаются им, как нападение на него враждебных сил, то есть как преследование, в результате внешний мир, включая первый внешний объект - материнскую грудь, оказывается враждебным. И первый объект, например мать, должна помочь с этими состояниями ребенку справиться, она берет его на руки, успокаивает, нежно качает, ласкает, смотрит на него, кормит его грудью, научается понимать его тревоги и облегчать их. Ее состояние предается ребенку, так как у него нет других способов коммуникации с матерью кроме как бессознательное улавливание ее состояний, сначала он может давать только организмическую разрядку, потом криком сказать что-то, что не знает на самом деле сам, что он переживает, - голодный он или замерз, что-то болит, хочет спать или просто хочет покричать - все эти послания для мамы, которая должна понять, в чем именно сейчас нуждается ее ребенок, в этот момент она чутко настроена на улавливание переживаний своего малыша. Но это то, что мы обычно видим в отношениях матери с ребенком. Младенец еще не может воспринимать мать, как целый объект, личность. Для ребенка, материнская грудь, является источником жизни и единственным представителем всего окружающего мира. Именно поэтому все свои состояния, обусловленные действием внешнего мира, младенец связывает с грудью. Она - источник удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, источник всех его приятных и неприятных переживаний. Младенец испытывает удовлетворение, когда сосет грудь, когда он сыт и когда ощущает телесный комфорт. И напротив, не удовлетворен, когда испытывает фрустрацию, лежа в мокрых пеленках или голодный. Все эти состояния младенец приписывает материнской груди. В младенческой психике грудь (мать) и существует только для того, чтобы удовлетворять его потребности. Зачаточное Эго младенца не способно воспринимать мать как целое существо, живущее своей жизнью и имеющее свои потребности.

Первый жизненный опыт младенца состоит из приятных и неприятных переживаний постоянно сменяющих друг друга, и в соответствии с тем, как меняется состояние, меняется и отношение младенца к груди. Когда он удовлетворен, он ощущает, что грудь - "хорошая", что он любит ее и сам любим ею. В состоянии фрустрации, он ненавидит грудь, ощущает, что она "плохая", что она ненавидит и преследует его. И таким образом в его психике создается представление, что существуют две груди, абсолютно противоположные по своим качествам. Почему младенцу необходимо разделить грудь, не проще ли относиться по-разному к одной и той же груди? Ответ прост. Эго младенца еще само настолько слабо интегрировано, что неспособно интегрировать столь амбивалентные чувства по отношению к одному объекту   - это облегчает младенцу переживать его реальность.

В этом возрасте, считает М. Кляйн, чувства младенца имеют катастрофический характер.  Так формируется примитивное расщепление, которое в свою очередь приводит к разделению любви и ненависти. Со временем ребенок должен интегрировать свое восприятие двух грудей в один образ матери, должен научиться испытывать к ней противоречивые чувства в одно и то же время. Например, сохранять в памяти, что это та же мать, которую он любит, даже если он сейчас рассержен на нее.

Но бывает так, что эта защита терпит крах, то есть не происходит интеграция, и взрослый человек, когда сталкивается со сложными, неясными и угрожающими для него ситуациями и переживаниями начинает разделять мир на «черное» и «белое», абсолютно хорошее и абсолютно плохое, где на смену одному состоянию  быстро приходит другое.  

Таких примеров в любой культуре много: плохие и хорошие герои в сказках и мифах, в религии - разделение на рай и ад, бога и дьявола, мировые войны.

(В следующей работе будет идти речь о других механизмах защит, действующих на параноидно-шизоидной  позиции.)

В этой работе, я опиралась на работы З. Фрейда «Очерки об истерии», «Защитные механизмы Я» и М. Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах».

 



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • «Голодный младенец» и «пустая грудь». Сценарии отношений
  • Кто я для него, своего младенца?
  • Грудь для всех.Синдром "Материнская грудь"
  • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Параноидно-шизоидная позиция в работах М.Кляйн.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Отлучение от груди»
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • "В любой непонятной ситуации..." или Комикс о механизмах защиты
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Утрата матери. Печаль младенца.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • О взаимосвязи матери и младенца и партнерских родах
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Почему отношения в парах зачастую идут под откос в первый год жизни ребенка?
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • Когда свекрови слишком много в жизни мужа
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Когда живешь будто за ширмой своей жизни
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь