Синдром брошенности

Синдром брошенности

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека»

Дональд Винникотт (1886-1971)

Введение

Покинутость это состояние, в котором мы чувствуем себя одинокими, несчастными и изолированными. 

Чувство покинутости возникает когда есть реальная  ситуация покинутости- смерть близких, отъезд из дома, при расставаниях, таких как развод, или дети начинают жить отдельно, когда мы хотим с кем-то общаться, а с нами не хотят, при неудачах, после завершения каких-то проектов (окончанив школы, института) и т.п.

Бывает так, что люди чувствуют себя брошенными, когда для этого нет видимого повода.

Одно из объяснений такого чувства это покинутость в раннем детстве. Эмоциональная или физическая или то и другое вместе. Большинство людей не осознают связи чувства покинутости в взрослом возрасте с переживанием покинутости в детстве. Им нужен анализ для того, чтобы их ранний травмирующий опыт был переработан в ходе терапии.О том, какие проблемы возникают в результате покинутости и как с ними справиться,  я расскажу в этой лекции.

Человек, переживший потерю или покинутость в раннем детстве, становится крайне чувствительным к любому отказу или потере, часто он пытается как бы вернуть потерянное, стараясь услужить другим людям или приобретать вещи, еду, все, что он «потерял» или недополучил в детстве, при этом забывая о себе и о своих потребностях. Как будто хочет заполнить бездонную дыру. Брошенный ребенок, лишенный любящего присутствия хорошей матери, не способен развиваться и становиться самостоятельным,  осознавать свою самоценность. Такой человек отстранен от себя, всю жизнь переживает то, что никем не любим, склонен к депрессивным состояниям, в поведении руководствуется ожиданиями и оценками других людей. Нарушения такого рода называются нарциссическими нарушениями и означают в первую очередь искажение любви к себе и самоценности.

1. Объективная покинутость ребенка

Страдающие от покинутости дети, были действительно брошены. Это дети, чьи матери уходили на работу, те, кто потерял родителей или от кого отказались, дети, которых положили в больницу без матери и т.п.  Таких детей я буду называть «брошенными». Брошенные дети не способны переживать покинутость. Брошенность просто присутствует, ребенок живет с ней и формируется под ее влиянием. Чувство потери, страх потери, накладывает отпечаток на то, как брошенный ребенок функционирует. 

Когда такой ребенок вырастает, будучи взрослым, он бессознательно стремится удержать жизнь в привычных рамках, чтобы избежать соприкосновение с не излеченными травмами. Насколько возможно, он приспосабливается к ожиданиям других, он избегает ситуаций, где бы он переживал отказ или непринятость. Либо наоборот, воссоздает сценарии брошенности в детстве и клонирует ситуации покинутости. 

ПРИМЕР:  Мжчина 43 года, запрос в терапии-депрессия, потеря жизненной энергии. Он приехал в Москву 1 год назад до этого жил в другом городе. Преуспевающий предприниматель, молодая жена, сын от второго брака. Внешне все хорошо.С его слов, главные причины его беспокойства в том, что его партнеры по бизнесу не платят вовремя, он вынужден ждать платежи и из-за отсутствия средств не может расплатиться со своими сотрудниками, которые выполняли работу заказчика. В детстве клиент мало видел родителей. Оба родителя постоянно были на работе и эмоционально холодны с ним. Летом на все три месяца отправляли его в лагеря. Он с улыбкой рассказывает о своих приключениях в лагерях, как он налаживал отношения. Он поменял три школы из-за переездов и везде адаптировался к новым условиям. Хорошо учился, говорит, его все любили. 

Клиент пока не связывает свою брошенность в детстве с тем, что отыгрывается в его жизни в настоящее время.  Однако, мы понимаем, что он компульсивно находит себе партнеров, которые не платят (не любят), что он постоянно кому-то должен, ждет, подстраивается под других. По сути это то же, что происходило с ним в детстве.

Через несколько сессий он сказал, что к нему хорошо относились, но считали хитрым и не дружили с ним. Т.е. налицо прогресс в терапии, признал, что кто-то его не любит. При этом он просто рассказывал, про детство и отношения, без чувств.

На этом примере, мы видим, что травмирующие переживания «уходят под лед и замораживаются», человек становится к ним не восприимчив. 

Воспоминания могут всплыть десятилетия спустя и в терапии мы восстанавливаем связь с чувствами в настоящее время и в детстве. Важно, чтобы эти чувства были выражены другому человеку-аналитику. В контрпереносе чувства аналитика с брошенными особенно сильны, и к ним следует особенно прислушиваться, для того, чтобы добраться до непризнанных чувств клиента. 

2. Эмоциональная покинутость

Покинутость может быть в «хороших» семьях, когда ребенка никуда не отправляю, а наоборот «воспитывают». Покидают эмоционально. Когда чувства ребенка не замечают или не принимают, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным. 

Типичные примеры поведения брошенности

Пример: клиентка 33 года не замужем, без работы, с ощущением, что она хуже других. Эпизод из детства, демонстрирующий эмоциональное покидание: когда ей было 5 лет, папа очень хотел, чтобы она занималась гимнастикой и ее отдали в гимнастическую секцию. У нее плохо получалось по сравнению с другими девочками. В ту же секцию ходили девочки очень способные к гимнастике и на их фоне она была особенно неуклюжа. Тренер ее ругал, но отец настойчиво водил ее в секцию, до тех пор , пока ее оттуда не выгнали.  

У клиентки сформировалось ощущение себя как некрасивой, неспособной девушки, хуже других и у нее нет подруг, или есть такие «подруги», которые сами не выражают желание дружить с ней. Объективно, она привлекательная, умная женщина.

  • Это и есть отказ от себя, от признания своей ценности как личности.
  • Тенденция к отстранению. Люди с нарушенной способностью любить себя отстраняются от окружающих и склонны к затворничеству (нет подруг). 
  • Отказ от своих чувств-типичный пример поведения брошенности. Эмоциональная брошенность ребенка закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств, неуверенность в том, что они нужны и что они у него есть. Брошенные дети в раннем возрасте научились игнорировать свои чувства. Его чувства  не отзеркаливали и он не утвердился в своих чувствах. Если в семье какие-то чувства не принимаются, то ребенок также отказывается от этих чувств. 
  • Когда он становится взрослым он либо перестает чувствовать, либо не имеет права чувствовать. Таким образом люди с травмой покинутости не способны чувствовать свои чувства и чувства других. 

Пример: Клиентка 32 года, устав от приближений-отдалений родителей (они постоянно скандалили, дрались, отец ее часто наказывал, а мать не защищала), решила вообще больше ни о чем не мечтать, ничего не хотеть, не ждать. А главное — ни к кому больше не привязываться сердцем. 

  • При отказе от своих чувств развивается рациональность , интеллект, ориентация на общепринятые ценности. Люди уходят в интеллектуализацию и рационализацию. Это другой вид стереотипного поведения брошенности.  С помощью этого механизма функционирования, они вытесняют болезненные ситуации.

Пример: Клиентка 53 года. Запрос- хочу анализировать себя. Рассказывает сны, свои мысли, анализирует слова и словосочетания, которые возникают в ассоциациях на образы, но ни слова про чувства, у нее все хорошо, она анализирует свои мысли. В контрпереносе с такой клиенткой я чувствую подавленность, страх сказать хоть слово про чувства. Это то, что скрывает клиентка за интеллектуальными изысками.

  • Наличие гнева неадекватного ситуации. Даже ярость с возмущением. Пример: та же клиентка 32 года: «да что вы понимаете, вы же ограничены только своим знанием, а мир гораздо шире, я это чувствую на уровне энергий и т.п» . Такое впадение в ярость имеет причиной оскорбление величия-ложной самости. Гнев также можно рассматривать как плач по близости.
  • Психосоматическое заболевания-Подавленный гнев может не осознаваться и проявляться в виде головной боли или психосоматических заболеваний.Гнев направляется внутрь.
  • Депрессия, еще один симптом брошенности. Чувства подавленности, печали, уныния, безжизненности. С помощью депрессии неконтролируемый гнев держится под контролем, нет соприкосновения с другими неприятными чувствами. Депрессия свидетельствует о снижении самоценности. Нарушение самоценности в результате утраты матери. Утрата связей.
  • Грандиозность можно рассматривать как защиту от депрессии.

Человек, чувствующий себя брошенным. стремиться положить этому конец. Тот, кто ребенком чувствовал себя брошенным замкнул боль в себе и приспособился к ней с помощью адаптационных защит.Боль, которую он пережил в детстве перестает осознаваться, но 

  • жажда утверждения себя осталась. 

Пример: мужчина хочет найти себе друзей и придумывает разные трюки, чтобы добиться расположения тех, кто как ему кажется, был бы ему хорошим другом. Организовал абонементы в спортклуб для потенциальных друзей. Они пришли несколько раз и бросили, он тоже перестал туда ходить, ему там скушно, подобных ситуаций было много. С другой стороны, люди, которые ему не нужны и как бы ниже его по статусу, хотят с ним дружить, а он их отвергает. 

У этого мужчины нет и не было в детстве поддерживающей среды. Он стремится получить подтверждение своей значимости извне, со стороны других людей.

  • Фантазии о рае: ребенок нуждается в любящей матери и принимает ее безусловную любовь. Для взрослого невозможно найти такого человека, который одарил бы его безусловной любовью.Тем не менее эта жажда безусловной любви не уходит и становится бессознательной побудительной слой фантазий о рае. 
  • Амнезия детства  также может считаться стереотипным поведением брошенного. Забывание помогает оградиться от боли прошлого. 

3. Покинутость в результате госпитализации и депривации

Проведены исследования влияния на детей госпитализации и деривации ( лишение).  Эти исследования были предприняты после второй мировой войны, особенно в Англии, Анной Фрейд «Дети без семьи»; Джон Боулби «Материнский уход и психическое здоровье» (1951); «Привязанность», «Разделение, беспокойство и гнев», «Утрата,печаль и депрессия».

Рене Шпиц ввел понятие «синдром госпитализации». В этом случае отлучение от матери приводит не только к эмоциональному умиранию, но и происходят двигательные нарушения, падает уровень интеллекта, повышается смертность.

в 1958-1961 г. в Цюрихском приюте были проведены исследования и был описан острый и хронический синдром покинутости у самых маленьких детей: Острый СП: сначала ребенок привлекает к себе внимание, плачет, далее возникают проблемы с питанием, плохой сон, усиленное сосание и восприимчивость к инфекционным болезням. Если фрустрация продолжается и ребенок не получает достаточно внимания, то постепенно развивается хронический синдром покинутости. Ребенок защищается от боли уходом в себя. Он сдается и ограничивает свои потребности до минимума или удовлетворяет их компенсаторной активностью.  При этом он остается пассивным и желания уменьшаются до того уровня, что он даже и не пытается осваивать новое, замедляется развитие. Замедляется развитие речи вплоть до полного отказа от речи. Если мать отсутсвует более года, следующий этап-эмоциональная и интеллектуальная недоразвитость.

Михаэль Балинт в книге «Базисный дефект» ввел понятие «базисное нарушение» в доэдиповой стадии развития. Нарушения возникают в результате несовпадения матери и ребенка.  Акцент на нарушении, а не на конфликте. Нарушение причинено кем-то, обманувшим и покинувшем его. С этим связан страх клиента быть обманутым аналитиком.

Пример: Клиентка 33 года, не замужем. Мать в 1.5 года отдала ее бабушке в другой город. Бабушка была отстраненной. В терапии клиентка неожиданно для меня выражает из контекста слова и начинает нападать на меня со словами: «зачем вы это сказали? вы хотите меня обесценить?» , зачем вы предлагаете мне ходить два раза? вы хотите меня использовать для денег? При этом в контрпереносе я чувствую холод, покинутость, бессилие. Это непризнанные чувства клиента и говорит о тоске по близости

В нашей стране психоаналитически с детьми работала  пациентка Юнга, потом Фрейда-Сабина Шпильрейн, в 1942 ее расстреляли фашисты. В настоящее время в МИПе декан факультета психоанализа Аранова Н.К. развивает психоаналитическую психотерапию с детьми. Одна из работ группы специалистов под руководством Асановой Н.К. : «ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ  И ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Истинная самость и ложная самость

Дональд Винникот ввел понятие «достаточно хорошая мать», которая закладывает фундамент развития здорового ребенка. И понятие «холдинг». Мать держит своего ребенка. В понятии Винникота, 

быть брошенным означает покинутость до установления близости. Неблагополучные отношения матери и ребенка подготавливают почву для психических заболеваний и изменений в структуре эго, формируется две самости-истинная и фальшивая. Для выживания человеку необходимо чувствовать безопасность. Он вынужден отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей чтобы соответствовать требованиям общества. Если ребенок слишком сильно приспосабливается, то он подавляет свою витальность. И ложная самость скрывает истинную, и в конце концов оказывается, что истинная самость может выражать себя только через ложную. Если ребенку доступна только ложная самость, то он отказывается от присущих ему жестов, поз, выражений агрессии и т.п. Т.е. происходит отказ от себя-самоотчуждение. Это природа нарциссизма.

Винникот в статье «Истинная самость и ложная самость» пишет, что в случае близком к здоровью, ложное Я нацелено на завоевание условий, где истинное Я может реализоваться. В норме ложное Я помогает адаптироваться в обществе: быть вежливым, сдержанным, учиться, работать, налаживать связи с окружающим, строить семью и т.п. Ложное Я имеет защитную природу.

Для понимания природы формирования истинного и ложного Я, нужно рассматривать ребенка вместе с матерью. В статье изучается роль матери в развитии ребенка. 

Вводится понятие «достаточно хорошая мать». Это мать, которая отвечает на всемогущество ребенка и в некотором смысле придает значение детскому всемогуществу. Истинное Я  с слабой психике младенца, начинает жить и развиваться, с опорой на силу, которая исходит от подтверждения его всемогущества.

Мать, не являющаяся достаточно хорошей, не способна сделать эффективным всемогущество ребенка и замещает уход подчинением поведения ребенка своей воле.Мать не способна чувствовать потребности ребенка. Это первый шаг формирования ложного Я.

Если мать Достаточно хорошая, то ребенок начинает верить во внешнюю реальность и постепенно отказывается от всемогущества.

Если мать не достаточно хороша, то это может привести к психологической смерти ребенка, младенец остается изолированным. Он подчиняется желаниям матери и живет ложным образом. Формируется ложное Я. Ложное Я является защитой истинного Я и в норме невозможно обойтись без ложного Я. Оно сдерживает удары снаружи и изнутри. 

Под влиянием брошенности акцентуируеются в первую очередь следующие типы организации личности по Н. Мак Вильямс: нарциссические личности, депрессивные и маниакальные, мазохистические.

Как лечить? 

К каждому типу организации личности нужно применять соответствующие подходы. Но в общем каждому клиенту необходимо психологически воссоздать и восполнить развитие в детстве. Высвободить ощущения тоски, потребностей, печали, отчаяния от покинутости, хронической фрустрации, боли, помочь клиенту идентифицировать эти чувства и проживать. Соединить чувства в настоящем с подавленными чувствами в детстве . Проработать чувство ярости от покинутости. Соединить с чувством любви к объекту привязанности. Укрепить в ассертивности, агрессивности, независимости.   

Заключение

В своем докладе я ввела понятие брошенности, описала некоторые характерные проявления синдрома брошенности, источники возникновения и некоторые терапевтические цели.

Литература:

  1. К.Аспер «Психопатология нарциссичской личности, внутренний ребенок и самооценка»
  2. Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
  3. С.М. Джонсон «Психотерапия характера»

Фильмы про брошенностиь:

Поговори с ней Педро Альмадовар

Джульетта Педро Альмодовар

Великий Гэтсби

Осенняя соната

Зеркало Тарковский

Сказки: Золушка, гуси-лебеди, морозко



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Когда ребенок раздражает или что скрывает родительский гнев?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь