|
Психическая травма - это способ остановить переживаниеАвтор статьи: Погодин Игорь Александрович
Особую роль в этиологии психической травмы играет блокирование естественного процесса переживания. Переживание – это универсальный механизм, позволяющий ассимилировать принципиально любое событие и релевантные ему аффекты вне зависимости от их силы. Сложности возникают лишь в тот момент, когда естественное течение процесса переживания по каким-либо причинам прерывается. В этом случае блокирование переживания приводит к разрушительным для self последствиям, которые феноменологически предстают перед нами в виде психической травмы. Деструктивные процессы в self становятся возможными ввиду утраты гибкости творческого приспособления, характеризующего переживание. При этом способ остановки или деформации переживания и определяет специфическую картину травмы как феномена границы контакта в поле организм/среда. Итак, рабочее определение психической травмы с позиции описанного подхода могло бы звучать следующим образом. Психическая травма – это феномен границы контакта в поле организм/среда, являющийся следствием блокирования естественного течения процесса переживания, проявляющийся в разрушении или деформации self; при этом способ прерывания переживания формирует специфическую феноменологию травмы, определяя ее тип и характер проявления, а также особенности психотерапии. Сейчас, по всей видимости, стоит остановиться подробнее на проблеме этиологии психической травмы, т.е. на анализе способов блокирования и причин деформации процесса переживания. По большей части эта проблема имеет отношение к отсутствию опыта обращения человека со своими переживаниями, по крайней мере, некоторыми из них. Однако сказанное относится также и к специфическому блокированию выбора ввиду когнитивной деформации, например, в результате интроекции. Обе причины коренятся в отсутствии или деформации контакта человека с его близким окружением и являются производными от несформированности у него способности к диалогу в контакте с окружением. Пожалуй, одной из наиболее важных и необходимых предпосылок к переживанию является именно контакт – вне границы контакта переживание невозможно. Другими словами, пережить какое-либо событие возможно лишь в контакте с другими людьми; чувства и опыт могут быть ассимилированы только в диалоге с кем-либо. Итак, причиной психической травмы выступает не само по себе событие, а невозможность разместить аффективный, когнитивный, телесный, поведенческий и т.д. процессы на границе контакта со средой. На приеме А., молодая женщина 32 лет, лицо маскообразное, поза неподвижная, выглядит как будто испуганной. За время сессии ни разу не посмотрела на меня. Жалуется на множественные сексуальные сложности, проявляющиеся в отношениях с мужчинами, чувство отвращения к сексу. Через некоторое время выясняется, что 15 лет назад, в возрасте 17 лет была жестоко изнасилована незнакомым мужчиной, когда возвращалась домой. Сразу после этого события испытывала сильное, сжигающее ее изнутри, чувство стыда. Рассказать никому не решилась, сильный стыд и ужас вызывала у нее сама возможность, что об этом узнает ее мать, которая, по мнению клиентки, осудила бы ее. Таким образом, А. осталась наедине со своими чувствами, которые были для нее невыносимы (причем, как буквально – невыносимы за пределы своего Я, так и в смысле непомерной их тяжести), процесс их переживания был остановлен, событие осталось лежать камнем на пути творческого потока self. Неассимилированные чувства, фантазии, желания, мысли и представления о себе оказались в неизменном «непереваренном» виде в центре ее психической деятельности на долгие годы. Этот пример со всей очевидностью демонстрирует тот факт, что в генезе травмы особое значение имеет остановка процесса переживания. Однако блокирование процесса переживания может носить также менее выраженные и очевидные формы. Например, когда при внешне проявленной способности рассказывать другим людям о травматогенном событии и соответствующих ему чувствах, мыслях, желаниях и т.д. отсутствует возможность переживать их в контакте с этими Другими. При этом человек рассказывает о своей боли или плачет не кому-то лично, а себе или в «никуда». Клиентка Б., девушка 28 лет, рассказывает о чудовищном событии, произошедшем около 3 лет назад – ее любимого человека убили у нее на глазах. Боль, ужас, отчаяние, ярость смешались в единый аффективный кубок. Психолог по образованию, удивляется длительности затянувшегося процесса горя, который, по ее мнению, должен был пройти в течение 1-1,5 лет. По ее словам, стараясь справиться с событием, она рассказывала о своих переживаниях многим близким для нее людям, давала возможность себе плакать. Плакала и сейчас. Казалось бы, к этому времени событие должно быть пережито. Спустя некоторое время для меня становится очевидным, что в момент рассказа Б. о своих чувствах меня не существует в поле ее переживаний. Она говорила как будто самой себе, оставаясь по-прежнему одинокой со своими чувствами и мыслями. Я спросил ее, кому она плачет. С удивлением, она ответила, что себе, так же как и все эти 3 года, да как, впрочем, и всю свою жизнь. Сама возможность говорить о себе лично кому-то была для нее новой. Некоторое время мы посвятили осознанию различия между «плакать» и «плакать кому-то или для кого-то». В одиночестве процесс переживания значительно осложняется, восстанавливая свою целительную силу лишь в присутствии и контакте с Другим. В обоих описанных случаях процесс переживания оказался невозможным в силу разных обстоятельств – фантазируемой угрозы в первом случае и отсутствия опыта совместного бытия в контакте с кем-либо – во втором. Однако в обеих ситуациях травма явилась следствием невозможности восстановления границы контакта в процессе переживания. Говоря об одиночестве, следует его дифференцировать от «быть одному», поскольку можно, с одной стороны, быть одному и не быть одиноким, с другой, очень часто одиночество появляется среди множества людей. Многие люди, находясь рядом с другими людьми и испытывая сильные и трудные для переживания чувства, не дают никому ни права, ни возможности присутствовать в их жизни. Другие же, даже находясь вне физического присутствия рядом других людей, могут переживать свои чувства и опыт, размещая процесс переживания в контакте с отчетливо представляемым образом другого человека. Пожалуй, эта способность предоставляет возможность для переживания чувств и событий, относящихся к человеку, находящемуся вне досягаемости. Терапия острого горя – тому пример. На этом же феномене основываются, по всей видимости, некоторые аспекты гештальт-терапии, психодрама и т.д. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|